Социологическое исследование общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 18:47, реферат

Описание работы

Изучение общественного мнения является актуальной проблемой, так как общественное мнение является своеобразным регулятором техпроцессов, которые происходят в обществе. Но нужно заметить, что порою результаты общественного мнения, могут быть недостоверными и ошибочными. В этом случае они лишь вводят в заблуждение народные массы, а иногда и оказывают скрытое влияние на сознание людей и формирования у них необходимого кому - либо мнения по тем или иным вопросам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2

1.Объект общественного мнения……………………………………………………..3

1.1.Субъект общественного мнения………………………………………………….5

2.Сущность и содержание общественного мнения………………………………..6

3.Динамическая структура общественного мнения………………………………11

4.Этапы общественного мнения…………………………………………………….12

5.Функции общественного мнения…………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………………..15

Список литературы…………………………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 32.84 Кб (Скачать)

    Содержание 

    Введение…………………………………………………………………………………2

    1.Объект  общественного мнения……………………………………………………..3

    1.1.Субъект  общественного мнения………………………………………………….5

    2.Сущность  и содержание общественного мнения………………………………..6

    3.Динамическая  структура общественного мнения………………………………11

    4.Этапы  общественного мнения…………………………………………………….12

    5.Функции  общественного мнения…………………………………………………..13

    Заключение……………………………………………………………………………..15

    Список  литературы…………………………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

     Словосочетание "общественное мнение" давно у  нас на слуху. Это одно из тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня  недостатка внимания к себе. Его  изучают и анализируют специалисты  практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в  практике социального управления, одним  словом, прилагают немало усилий к  тому, чтобы завоевать его расположение.

     Но  что, же такое общественное мнение и  как оно формируется? Какие функции  выполняет данное явление? Какие  мыслительные процессы происходят в  сознание каждого члена нашего общества, и как на это влияет общественное мнение? Оказывают ли пропаганда и  средства массовой информации влияние  на формирование общественного мнения?

     Изучение  общественного мнения является актуальной проблемой, так как общественное мнение является своеобразным регулятором техпроцессов, которые происходят в обществе. Но нужно заметить, что порою результаты общественного мнения, могут быть недостоверными и ошибочными. В этом случае они лишь вводят в заблуждение народные массы, а иногда и оказывают скрытое влияние на сознание людей и формирования у них необходимого кому - либо мнения по тем или иным вопросам. Это также является важной иногда проблемой, иногда - целью, в том числе и для маркетинга. 
 
 
 
 
 

    1.Объект общественного мнения. 

     Объект  общественного мнения ограничен  не только теми рамками, которые были приведены выше, не только его сущностью, а также некоторыми признаками, в  соответствии с которыми само общественное мнение рассматривает то или иное явление действительности в качестве объекта для своих суждений.

     Общественный  интерес. Первый и важнейший из этих критериев, связан с категорией "общественный интерес". В соответствии с ним из всего бесконечного ряда явлений действительности предметом рассмотрения общественности становятся только те, которые представляют для общества непосредственный интерес.

     Самое первое сопоставление личных и коллективных общественных интересов обнаруживает безусловное различие между ними. Оно может сказываться, к примеру, в их несовпадении, разногласии, даже антагонизме по содержанию.

     Дискуссионность. Второй существенный признак объекта общественного мнения связан не столько со спецификой собственно общественного мнения, сколько со спецификой мнения как такового, как особого типа человеческого суждения. Эта специфика обнаруживается уже в сфере индивидуального сознания. Как известно, далеко не каждая сказанная человеком мысль может быть отнесена к разряду общественного мнения. Элементарная просьба или фраза никогда не станет общественным мнением. Дело в том, что предметом рассмотрения общественности становятся только те высказываниях, которые предполагают различие в оценках, суждениях, характеристиках, то есть, заключают в себе больший или меньший момент спорности, дискуссионности.

     Компетентность. Данный критерий свидетельствует о том, что не каждая проблемы может достичь желаемых высказываний по её решению, то есть, некоторые члены общества владеют полной информацией по одному вопросу, некоторые - нет. Можно сказать, что члены общества, взятые в сумме, не обладают необходимой информацией для какого либо спора компетенцией - соответствующим объемом и уровнем знаний о предмете, а так же соответствующими, специфически научными, средствами его анализа.

     Таким образом, не любое групповое, коллективное мнение является общественным, а лишь то, что соответствует следующим критериям (признакам) - социальный интерес, дискуссионность, компетентность. А его выразители - классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как индивидуальное; групповое, или мнение общественности (или общественное).

     Мы  уже говорили о том, что ещё  Гегель выделял в обще общественном мнении целый ряд структурных  элементов: условия существования  общественного мнения, объект (содержание) общественного мнения, носитель (субъект) общественного мнения и так далее. Рассмотрим подробнее такие понятия, как "объект общественного нения" и "субъект общественного мнения".

     Объектом  общественного мнения являются конкретные темы, по которым высказывается или  может быть высказана точка зрения индивида, группы или общественности, и процесс материального производства, и события, совершающиеся в сфере  духовной жизни общества, и поведение  болельщиков на стадионе, публики  в театре, политических лидеров. Чаще всего в качестве объектов выступают  политические идеи, правосознание, мораль, наука, искусство, религия, философия, экология и экономика и так  далее.

     Выделяют: объекты-факты - тот или иной факт действительности, объекты-события - набор  фактов, составляющих содержательную сторону события, объекты-явления - процессы. 
 
 
 
 
 

    1.1.Субъект  общественного мнения. 

     Субъект общественного мнения - это общество в целом, "творец мнений". Субъект  общественного мнения является его  носителем. Это может быть социальный класс, рабочая группа, нация.

     Таким образом, мы можем сделать вывод, что общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. Мнение общества являет собой подвижную структуру, и то, что было мнением индивида, может неожиданно стать мнением общества. Любой фактор, черта характера, настроение - все может повлиять на данный феномен. Это и называется "подвижность" мнения1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Сущность  и содержание общественного мнения. 

    Этапы формирования общественного мнения:

    1) Восприятие  реформации (объективной, субъективной, тенденциозной) на уровне отдельных  людей.

    2) Выводы  и оценки человека на основе  имеющихся знаний и опыта, умения  анализировать, уровня информированности.

    3) Обмен  имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми.

    4) Формирование  определенного мнения небольшой  группы людей.

    5) Обмен  между небольшими группами и  формирование мнения социального  слоя.

    6) Возникновение  общенародного мнения.  

    Функции общественного мнения различаются  в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц в первую очередь от характера влияния, воздействия  первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Для общественного  мнения характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком  смысле контрольная), консультативная, директивная.

    Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению  к любым фактам и событиям в  жизни общества, действиям различных  институтов, лидеров государства. Эта  особенность придает данному  феномену характер силы, стоящей над  институтами власти, оценивающей  и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства.

    Таким образом, объективным содержанием деятельности общественного мнения государственные  институты, их лидеры ставятся в положение  контролируемых. Обладая только одной  моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективно по своим результатам. Этот эффект будет безусловно выше, если он подкрепляется разнообразными формами контроля со стороны трудящихся.

    Вторая  функция - консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Прислушиваясь  к этим советам, «руководящие лидеры», группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.

    Директивная функция общественного мнения - общественность выносит решения по тем или  иным проблемам социальной жизни, имеющие  императивный характер. Например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному  лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в  политике весьма значительное место.

    В зависимости  от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть:  

    1) Оценочное  – это мнение выражает отношение  к тем или иным проблемам  или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений. 

    2) Аналитическое  и конструктивное - общественные  мнения тесно связаны между  собой: принятие какого-либо решения  требует глубокого и всестороннего  анализа, для чего необходимы  элементы теоретического мышления.

    3) Регулятивное  общественного мнения состоит  в том, что оно вырабатывает  и внедряет определенные нормы  общественных отношений и оперирует  целым сводом не писанных законом  норм, принципов, традиций, обычаев,  нравов. Обычно оно реализует  тот кодекс правил, который закреплен  в нравственном сознании людей,  групп, коллективов. Общественное  мнение может также выступать  в форме позитивных или негативных  суждений. 
 

    Подготовка  проведения изучения общественного  мнения включает следующие этапы: 

    1) Постановка  цели исследования. Цель должна  быть четко сформулирована, какие  сведения предполагается получить, как использовать и на что  направить обобщенные итоги.

    2) Разработка  инструмента (анкеты, вопросники). Вопросы  должны формулироваться четко,  быть краткими, не до­пускающими  различных толкований. Следует избегать  прямых, "лобовых" вопросов, особенно  в тех случаях, если они по  смыслу касаются оценок работы  опрашиваемого, направлены на  получение данных непосредственно  о самом человеке, его взглядах. Для получения более объективной  информации вводятся проверочные  вопросы (по этой же теме, но  в другой постановке, позволяющей  получить косвенное подтверждение  ответа на основной вопрос). После  набора возможных вариантов ответов-подсказок  обозначается место для других  вариантов, не предусмотренных  анкетой.

    З) Подготовка выборки (число и состав опрашиваемых). При проведении исследований в городе,  районе по проблемам, касающимся всех социальных слоев оптимальное количество опрашиваемых должно составлять 1 - 1,5 процента от общей численности населения. Если же опрос проводится среди отдельных  групп, в крупных трудовых коллективах, учебных заведениях количество респондентов может достигать 10 процентов от списочного состава. В небольших подразделениях по возможности опрос проводится среди всех его членов, либо какой-то его части по усмотрению исследователей.  Для получения наиболее объективной  информации в число опрашиваемых должны быть включены все категории  населения - по национальности, возрасту, социальному положению, образованию.

    4) Проведение  анкетирования, опроса. Как правило,  его надо проводить анонимно, что повышает достоверность информации. Многое зависит от организаторов  этого дела, насколько они умело  настроят, подготовят людей на  откровенные высказывания своих  взглядов, позиций, мнений.

Информация о работе Социологическое исследование общественного мнения