Социологическое исследование «Образ хорошего начальника»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования - образ руководителя и эффективность деятельности группы. Образ руководителя в данном случае может быть охарактеризован как совокупность личностных и поведенческих характеристик, используемых подчиненными при описании руководителя.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

- изучить теоретические основы изучение образа хорошего начальника;

- рассмотреть «Образ хорошего начальника» как предмет социологических исследований;

- изучить социологическое исследование «Образ хорошего начальника».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучение образа хорошего начальника 5
1.1. Изучение личности руководителя 5
1.2. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными 11
Глава 2. «Образ хорошего начальника» как предмет социологических исследований 16
2.1. Социально-демографические характеристики руководителя как фактор восприятия его подчинёнными 16
2.2. Особенности «Образа хорошего начальника» в 2000-е гг. в Российской Федерации 19
Глава 3. Социологическое исследование «Образ хорошего начальника» 25
3.1. Программа социологического исследования 25
3.2. Анализ полученных данных 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

Образ хорошего начальника.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Руководители-женщины  в настоящее время представлены во всех сферах деятельности. Можно  привести немало примеров того, как  великолепно руководители-женщины  справляются со своей работой. Больше того, есть сферы производства, где  только руководитель-женщина имеет шансы на успех. Например, предприятия, где работают в основном женщины (ткацкие, трикотажные и др.), ведь управление женским коллективом имеет свою непростую специфику. На основании проведённых исследований в Российской Федерации можно говорить о том, что отличает руководителя-женщину от руководителя-мужчины: высокая проницательность, хитрость, образное восприятие мира, мечтательность, сильный самоконтроль поведения, эмоциональная неустойчивость, тревожность. При принятии решений чаще опираются на интуицию, чем на логику. Любую информацию воспринимают эмоционально-образно, чувствительны к нюансам в общении, отношениях. А поэтому здесь уместно отметить, что руководители-женщины проявляют больший, по сравнению с мужчинами, интерес к межличностным отношениям. Руководящая работа, которой они поглощены полностью, восполняет в известной мере неполноту личной жизни. Мужчины, работающие под их непосредственным руководством, часто не понимают мотивы их решений и отношений.

     В смешанных коллективах женщины реже становятся лидерами (руководителями) и проявляют меньшую склонность, чем мужчины, добиваться этой роли.

     Результаты  социологического опроса, направленного  на изучение отношения к деятельности руководителя-женщины показали, что: только 5,1% отметили, что хотели бы работать под руководством женщины; 43,5% заявили, что им всё равно; 38,6% высказались отрицательно, у остальных не было твёрдого мнения на этот счёт. Опрошенные отмечали в основном трудности в прогнозировании поведения и принятия решения у женщин-руководителей, так как в их мыслительной деятельности больше интуитивного. Кроме того, отмечались своеобразие эмоциональных реакций и противоречие между женской сущностью и выполняемой социальной ролью.

     При этом считается, что руководители-мужчины обладают большей компетентностью в решении групповой задачи, а также стремлением доминировать в группе в силу наличия определённого культурного стандарта поведения: от исполнителя мужской роли ожидают и соответствующего поведения.

     Процесс развития личности характеризуется динамичностью и гетерохронностью. Каждому возрастному периоду свойственны особые качественные сочетания основных структур компонентов личности, на основании которых можно говорить о том или ином отношении работников к руководителям.

     В результате проведённых исследований были получены следующие оценки руководителей  разных возрастных категорий: пик «расцвета» руководителей предприятий, по мнению работников, приходится на 41-50 лет. Наивысшие  оценки, полученные руководителями этого  возраста, показывают, что именно к этому возрасту достигается оптимальное сочетание знаний, жизненного и производственного опыта, коммуникативных навыков руководителя с его ещё довольно активным поведением. Ш.

     Поэтому довольно высокая активность начальника цеха этой возрастной категории в сочетании с опытом, мудростью, умением принимать решения и т.д. приводит к восприятию его подчинёнными как наиболее эффективного руководителя.

     Их  более молодые (31 - 40 лет) и старшие  коллеги (51 – 60 лет) оцениваются значительно ниже. Такие оценки обусловлены рядом факторов. В числе них можно назвать следующие:

     1. для возрастной группы 31 – 40 лет: примерно к 30 годам у человека завершается профессиональное самоопределение личности и происходит профессиональная стабилизация. Если для молодых людей, вступающих на руководящую должность, характерно отсутствие практического опыта, необходимых технических знаний, коммуникативных навыков и пр., то по мере адаптации к производству эти недостатки с возрастом устраняются. Вместе с тем, в первые годы работы в процессе адаптации происходит отсев профессионально непригодных людей, и таким образом, в выборку более старших возрастных групп не попадают люди, которые в предыдущих возрастных группах могли оказаться в должности случайно. Молодые руководители имеют существенный отрыв в оценках также, потому что имеют короткий период интеграции в коллектив. Как правило, в этом возрасте происходит стадия освоения новой роли, которую называют «периодом проб и ошибок», а ошибки руководителя носят довольно глобальный характер и получают широкий общественный резонанс.

     Влияние на восприятие молодых управленцев  работниками оказывают социальные стереотипы прошлых лет, которые  не связывают успешность директорской деятельности с молодостью. Руководители моложе 40 лет по-прежнему воспринимаются стереотипно: «молодо - зелено», но после 40 лет в них видят оптимальное сочетание опыта и молодости (т.е. энергии, активности), с ними связывают свои ожидания работники – «они могут сделать для предприятия многое».

     2. для возрастной группы 51 – 60 лет:  снижение оценок качеств личности руководителя старше 50 лет связано в какой-то мере с физиологическими факторами, т.е. ухудшением состояния здоровья, усталостью. В этом возрасте (51-60 лет) физическая активность снижается. Хотя инерция работы сохраняется, перспективы личности обращены в пенсионный период. Происходит перестройка мотивационной сферы.

     Исходя  из проведённых исследований и приведённых  выше примеров можно сделать вывод  о том, что и пол руководителя и его возраст оказывают непосредственное влияние на восприятие его подчинёнными.

2.2. Особенности «Образа  хорошего начальника»  в 2000-е гг. в Российской Федерации

 

     Центр региональных и муниципальных исследований провело исследование «Образ хорошего начальника.

       «Каким должен быть идеальный руководитель сегодня?» - такой вопрос задавали жителям Российской Федерации в разных регионах интервьюеры Центра исследований.

     Почти половина респондентов (45%) на первое место среди характеристик идеального руководителя поставили интеллигентность. Затем, с небольшим отставанием, следуют набравшие примерно одинаковое число голосов, такие качества как демократичность (38%) и авторитарность (37%).

     Интересно, что если попробовать воспользоваться  толковым словарем русского языка Ожегова  – Шведовой, то идеальный руководитель должен быть человеком умственного  труда, обладающим образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры («интеллигентный»), простой и доступный в общении («демократичный»), но, в то же время требовать беспрекословного подчинения («авторитарный»).

     Деспотичным видят идеального руководителя 17% респондентов, либеральным – 11%, и на последнем месте, с 10 процентами голосов, руководитель - комиссар.

     Среди социальных групп, интеллигентность руководителя более высоко ценят женщины (48%), работник сферы услуг (49%) и респонденты  в возрасте от 35 до 44 лет (51%). Такую  характеристику, как  демократичность чаще называли опять же женщины (40%), учащиеся и студенты (46%) и молодежь в возрасте до 25 лет (44%).  Авторитарность руководителя нашла наибольшую поддержку у респондентов в возрасте от 25 до 34 лет – 45%.

       «Кого Вы могли бы назвать самыми выдающимися личностями в истории России?» - такой вопрос задавали интервьюеры Центра исследований.

     Большинство (41%) респондентов назвали Александра Пушкина. Причем великий русский поэт оказался не одинок в этом своеобразном рейтинге: новгородцы часто называли и других деятелей культуры. Так Михаил Лермонтов занял 10-е место (13%), Лев Толстой – 14-е (9%). Федор Достоевский, Сергей Есенин и Николай Некрасов поделили 16-18 места – по 7%.

     На  втором же и третьем местах расположились  политический фигуры российской истории: Петр I (37% голосов) и Владимир Ленин (34%). Причем сразу за ними идет Юрий Гагарин – 24% жителей области назвали его фамилию, как одного из самых выдающихся людей. Называли респонденты и Иосифа Сталина (20%), и Екатерину II (8%), и действующего Президента Владимира Путина (18%).

     Значительное  место в этом списке занимают российские полководцы: Георгий Жуков (22%), Михаил Кутузов и Александр Суворов (по 12%), Александр Невский (5%). Всего же новгородцы назвали более 100 фамилий тех, кого они считают выдающимися людьми. Среди них есть былинный Садко и Сергей Радонежский, Владимир Высоцкий и Майя Плисецкая.

     Среди различных групп населения отметим, что первое место А.С. Пушкина  во многом определили женщины –  они отдали ему 52% голосов. Явным лидером же у мужчин стал Петр Первый – 46%.  Также можно выделить, что очень мало (всего 2%) респондентов в возрасте от 18 до 25 лет называли В.И. Ленина. В тоже время молодежь чаще выделяла писателей и деятелей науки. Отметим и то, что Ленин и Сталин были наиболее популярны не только у пожилых новгородцев (38% и 28% соответственно), но и у респондентов с начальным и неполным средним образованием (36% и 27%).

     Вопрос  какой нам нужен руководитель (царь, начальник и  т.д.) был актуальным для русского человека во все времена. Трансформация портрета лидера происходит постоянно и зависит от многого: политическая ситуация в стране, состояние ЖКХ в отдельно взятом муниципальном образовании, информация из СМИ.

     МНОУ  регулярно отслеживает настроения жителей РФ по вопросу важнейших на данный момент характеристик руководителя, гражданина. Результаты исследования, проведенного в 2003 году показали, что современный руководитель, по мнению жителей РФ  прежде всего должен быть близок простому человеку (этот вариант выбрали 38% опрошенных), также он должен обладать справедливостью (30%) и быть патриотом России (27%). Интересно, что вариант «справедливый» выбирали чаще женщины; мужчины, в свою очередь, считают, что современный руководитель должен быть решительным и смелым.

     Сочетание смелости, решительности с умением  справляться с конкурентами приветствуется у работников бюджетной сферы. Респонденты  старшего поколения, наоборот, исключают  из портрета политического лидера такие  «рыночные» характеристики как хитрость и умение справляться с конкурентами. Самая младшая возрастная группа, куда входят учащиеся и студенты, считает, что политический лидер должен обладать незаурядными организаторскими способностями, но при этом нежелательно, чтобы он жестко проводил свою линию.

     В ходе анализа результатов замечено, что портрет политического лидера кардинально меняется в зависимости  от уровня дохода респондентов. Например: выбор характеристики «быть близким  простому человеку» уменьшается  с 45% в группе с уровнем дохода до 500 рублей до 24% в группе с доходом более 4000 рублей на одного члена семьи. А характеристика «знания, интеллект» с максимального значения 42%, в группе с доходом более 4000 рублей, снижается до 21% в группе с доходами до 500 рублей.

     Относительную солидарность респонденты всех уровней доходов проявили во мнении о том, что политический лидер «должен быть патриотом России», и в целом портрет политического лидера напоминает портрет просвещенного монарха.

     С 1998 года МНОУ участвует в работе «Федеральной программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации». В рамках этого проекта молодые, перспективные люди, уже обладающие опытом управления, проходят обучение с последующей зарубежной стажировкой. Для того, чтобы стать участником программы, им необходимо пройти конкурсный отбор, в том числе и психологическое тестирование. Каков же психологический портрет менеджера 2002 года?

     Первое, что можно отметить, молодые управленцы не являются ярко выраженными лидерами, хотя лидерские характеристики у них немного выше средних. Несколько выросло за последние 4 годы значение фактора самоуверенности, упрямства, авторитарности. То есть молодежь стала больше предпочитать собственные решения. Причем принимаются эти решения чаще всего хладнокровно и уверенно. Однако на этом фоне зависимость от группового давления и социального одобрения сохраняется. То есть, часто принимая единоличные решения, менеджеры все равно стремятся получить их ободрение в глазах коллег.

     Среди особенностей социальных контактов у сегодняшних управленцев не произошло значимых изменений. Так же, как и раньше, им свойственная открытость, общительность, готовность к сотрудничеству, активность в установлении контактов. Некоторое смещение за последние годы  произошло от осторожности и рассудительности в деловых отношениях в сторону импульсивности и даже беспечности. По-прежнему, характерной чертой для успешных менеджеров остается умение легко ладить с людьми. Причем для тех, кто многого достиг на управленческом поприще, важными характеристиками были и остаются благожелательность и доверие к своим сотрудникам.

     Стабильными остаются и психологические особенности  процесса мышления руководителей. По-прежнему, успешный менеджер скорее предпочтет прямолинейное, чем сложное решение. Для него характерна сообразительность, способность критически анализировать ситуацию. Однако нужно отметить и некоторое смещение в сторону практичности за счет снижения творческого потенциала. Таким образом, проявляется тенденция перехода от времени экспериментов в бизнесе к применению сложившихся технологий.

Информация о работе Социологическое исследование «Образ хорошего начальника»