Социологическое исследование о курении среди молодёжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 12:09, творческая работа

Описание работы

Курение - это не просто привычка, а форма наркотической зависимости, вроде зависимости от героина. Курение - это, несомненно, атрибут определённого стиля жизни. Например, если ты периодически куришь в туалете, то это клозетный стиль.

Курение, согласно статистике, является гораздо более серьёзным злом по сравнению с несчастными случаями, вроде авиа- или автокатастроф. Несмотря на убеждённость курильщиков-фаталистов в обратном. После проникновения сигаретного дыма в лёгкие уже через 7 секунд никотин попадает в головной мозг. 1-2 сигареты могут слегка простимулировать его работу, но дальше наступает обратный эффект: спад умственной и физической активности. 1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Курильщика спасает только то, что эта доза вводится в организм не сразу, а по частям.

Содержание

1.актуальность темы
2.характеристика проблемной ситуации
3.публикации
4.основные понятия
5.операционализации.
6.цель
7.задачи
8.предмет
9.объект
10.гипотезы исследования
11.методы, инструментарий
12.приложение-анкета
13.анализ, выводы.

Работа содержит 1 файл

Курение среди молодежи( иследования)1.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

  Фильмов в России снимается мало, а дым  с экрана валит, как из бани, которую  топят по-черному. Смолят все —  менты, гоняющиеся за преступниками, и  преступники, не очень-то от них убегающие; нежная героиня "Зимней вишни" и мужественно-небритый  

  агент национальной безопасности. Сверхзадача  этих кадров, искать которую призывал Станиславский, по-видимому, укладывается в лозунг: "Давай закурим!"   Бороться с засильем никотинной тематики российского кино, которое от состояния абсолютной нищеты только-только перебирается к бедности, —задача, наверное, не самая актуальная. Но все-таки пора попытаться обозначить некие ограничительные рамки по части рекламы — явной и скрытой, в частности, за дымовой завесой табака.

  Реклама у нас сегодня много сильнее  важнейшего из искусств. Фильмы на телеэкранах  выглядят скромными заставками для  заполнения коротких пауз между рекламными роликами. Смотреть их муторно, да они  в этом и не нуждаются — сами находят дорогу в подкорку.

  Реклама табака с ТВ, правда, изгнана. Теперь она заполонила улицы. Аналитики  ассоциации "Гранд-табак" подсчитали, что никотиновый сегмент рынка  наружной рекламы России составляет примерно 15 процентов. В Москве на некоторых улицах, в том числе на Тверском бульваре, где находится наша редакция, на одном лишь километровом участке ее можно встретить раз 15.  

    Удивительно, но есть исследователи,  пытающиеся доказать, что реклама  табака не является побудителем  вредной привычки. Эти выводы, возможно, верны для взрослого населения, которое обычно и выбирается в качестве объекта исследования. Но опросы школьников говорят об обратном.  

  Во  многих странах уже действуют  запреты и ограничения на рекламу  табачной продукции. Причем эта норма работает в едином комплексе мероприятий по борьбе с курением и пропагандой здорового образа жизни. У нас, как всегда, свой путь. И вот результат: в большинстве западных стран (в данном случае уместно сказать — цивилизованных) масштабы курения сокращаются, у нас — растут. "Россия не может оставаться в стороне от всемирного движения против табака, — считает председатель комитета Госдумы по охране здоровья и спорту Николай Герасименко. — В 140 странах есть законы, ограничивающие курение. Россия же входит в число девяти, где подобной юридической базы пока нет".

  Госдума уже более двух лет не может  принять закон "Об ограничении  курения табака и потреблении  табачных изделий", хотя проект его  достаточно мягок к курильщикам (он, скажем, не запрещает полностью курение в общественных местах) и не слишком суров к производителям сигарет. Его главная цель, судя по всему, — просветительская: "Привить интерес к здоровому образу жизни и воспитать неприятие курения у подрастающего поколения". Но с чего-то надо начать. Скажем, с доведения до ума этого закона и принятия другого думского "долгожителя" — проекта акта "О рекламе" (состоялось лишь первое чтение), который запрещает рекламу табачной продукции на улицах и общественном транспорте. Что касается "курительных сцен" в кино, то они чаще всего отражают беспомощность режиссеров и актеров, не знающих, чем заполнить художественные пустоты...

  За последние 10 лет производство сигарет в России выросло в два раза — с 206 миллиардов штук в 1996 году до 413 миллиардов штук в 2006 году.

  По данным исследований, проведённого холдингом Romir Monitoring, популярность марок сигарет в России распределилась следующим образом (в процентах): Лидирует марка WINSTON - 12.4 %  
 
 
 
 
 
 
 
 

  Основные  понятия, их логический анализ.

  Молодёжь — в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле М. — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. В отсутствие единых критериев возрастной периодизации в определении границ молодёжного возраста учитывается специфика подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучающих молодёжь, в том числе и в социологии, а также конкретные цели и задачи, стоящие перед исследователями. В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница М. определяется между 14-20, а верхняя — между 25-29 годами.. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др. Источник: Социология молодежи. Энциклопедический словарь /Отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. — М: Academia. — 2008. — C. 267—269

  Курение — вид криминальной или бытовой наркомании, заключающийся во вдыхании дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях. Как правило, применяется для употребления курительных смесей, обладающих наркотическими свойствами (табак, гашиш, марихуана, опиум, крэк и т.п.) благодаря быстрому поступлению насыщенной психоактивными веществами крови в головной мозг.

  Также словом курение или воскурение обозначают сожжение или испарение благовоний и ароматических веществ, применяемое в религиозных ритуалах, в аромотерапии и для ароматизации воздуха. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Операционализация структурная и  фактурная.

молодежь

  Структурная.

  Часть первая. Исходя из приведенного выше определения молодежи, можно выделить  три основных структурных элемента:

  Возрастные  рамки. Социально-демографическая группа

  Функции в социальной структуре, адаптация  в обществе.

  Психологические особенности( ценности, интересы).

  Часть вторая.

  Социально-демографическая  группа.

  Пол

  Возраст

  Образование

  Семейное  положение

  Род занятий

  Место проживания

  Уровень обеспеченности.

  Социально демографическая группа: пол (мужской, женский), возраст (14-30), образование (высшее, неполное высшее, среднее, неполное среднее), семейное положение (женат/замужем, неженат/незамужнем, вдовец/вдова), место проживания (квартира, дом, общежитие), род занятий (работающий, безработный, домохозяйка, учащийся), обеспеченность (высокий, средний, низкий уровни, ниже прожит.минимума). 
Период становления социальной зрелости: становление личности (быстрое, медленное, среднее), духовное становление (быстрое, медленное, среднее), политическое становление (быстрое, медленное, среднее), экономическое становлении (быстрое, медленное, среднее).  
Адаптация: приспособление к политическое обстановке в стране (быстрое, медленное, среднее), приспособление к изменения в семье (быстрое, медленное, среднее), приспособление к морально-правовым изменениям в обществе (быстрое, медленное, среднее). 
Психологические особенности: мобильность (активный, бездействующий), восприимчивость к новому (быстрая, медленная, средняя), инициативность (быстрое, медленное, среднее). 
Факторная операционализация. 
Субъективные факторы: пол, возраст, образование, включенность в трудовую деятельность, духовные ценности, политические взгляды, информированность. 
Объективные факторы: уровень инфляция, размер ВВП на душу населения, степень социального расслоения населения, средняя продолжительность жизни.

Курение

  Структурная и факторная

  Часть первая.

  1-цели  курения

  2-причины  курения

  Часть вторая

  Окружение человека

  Социальный  статус регулярность курения( всегда, периодически.) 
количество выкуриваемых сигарет(1-5,5-19,10-более) 
начало курения(возраст от15 лет)

  причины курения (интерес, предложение друга, желание выделиться, др.) 
курят ли родители(да, нет) курят ли одногруппники/одноклассники( да, нет)  были ли попытки бросить курить( да, нет) возможные причины для прекращения курения(если бы бросили друзья, резкого повышения цен на сигареты, возникновения трудностей с покупкой сигарет, ухудшения качества табака, исчезновения из продажи любимой марки сигарет)пол( мужской, женский)
 
 
 

Цель  исследования:

Выявить состояние  проблемы на данный момент

времени. 

Задача  исследования:

Собрать как  можно больше информации по данной проблеме с помощью

социологического опроса. 

Объект  исследования:

Молодёжь в  возрасте 16 – 20 года. 

Предмет исследования:

Вредные привычки: Курение 

Гипотеза  исследования :

Мы считаем, что  данная вредная привычка глубоко  укоренилась среди молодежи. Большинство  случаев потребления вредных средств молодыми людьми связано с целью повысить свое настроение, и причиной, по которой они впервые стали их употреблять является влияние группы. По нашему мнению, негативные последствия, которые несут эти пороки, оказывают, прежде всего, вред здоровью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Анкета   

   1. Вы курите?   а) регулярно

  б) от случая к случаю

   1.2 Сколько сигарет  (шт.) выкуриваете  в день?   1-5

  5-10

  10 –  и более 

   1.3 Чувствуете физическое  недомогание после  сигареты?   Нет

  Да 

   1.4. Когда начал курить?   16 лет

  17 лет

  18 лет

  18-и старше

   1.5. Почему решил попробовать?         а) интерес,

   б) влияние компании,

    в) желание выделиться

   2. Экономическое положение  семьи:         а) выше среднего

   б) среднее 

    в) удовлетворительное.

   3.1. Одногрупники курят?    Да 

   Нет

   3.2. Друзья курят?   Да 

  Нет

   3.3. Курят ли люди, с которыми больше  всего хотелось  бы общаться?   Да

  Нет

   3 .4. Курят ли родители?   Да 

  Нет

   3.5. Бросил бы курить, если бы бросили  друзья?   Да 

  Нет

   4. Предпочтете:         а) деньги

   б) знания

  в) высокое положение в обществе

   5.1. Влияет ли реклама  на выбор сигарет?   Да 

  Нет

   5.2. Бросил бы курить, в случае:

   а) резкого повышения  цен на сигареты?

   б )возникновения трудностей с покупкой сигарет?

   в) ухудшения качества табака?

   г) исчезновения из продажи любимой марки сигарет?

 
 да  нет

 да нет

 да  нет 

 да  нет

   6.1. Раздражает табачный  дым?   Да

  нет

   6.2. Как вы отнесетесь  к введению: 

   а)ограничения  курения в общественных местах?  

   б)дискриминации  курящих в оплате труда?

 
    положительно       отрицательно

  положительно. отрицательно

   7.1. Пытался бросить  курить?   Да

  Нет

   7.2. Собираешься бросить  в ближайшем будущем?   Да 

  Нет

   7.3. Бросишь при резком  ухудшении здоровья?   Да 

  Нет

   8.1. Пол (М/Ж)   М

  Ж

 
 
 
 
 

   Результат:  

   1. Вы курите?   Да (16%) Нет (84%)
   1.1                        а) регулярно               

     б) от случая к случаю?

  а) (73 %)

  б) (27 %)

   1.2 Сколько сигарет (шт.) выкуриваете  в день?   1-5 – 50 %

  5-10 – 35 %

  10 – и более  – 15 % 

   1.3 Чувствуете физическое недомогание  после сигареты?   Нет –  98%

  Да  – 2%

   1.4. Когда начал курить?   16 – 10 %

  17 – 25 %

  18 – 34 %

  18-и  старше – 31 %

   1.5. Почему решил попробовать? 

   а) интерес,

   б) влияние компании,

   в) желание выделиться

  а) 34 %

  б) 55 %

  в) 11 %

   2. Экономическое положение семьи: 

   а) выше среднего

   б) среднее 

   в) удовлетворительное.

  а) 15 %

  б) 80 %

  в) 5 %

   3.1. Одногрупники курят?    Да - 75 %   Нет 35 %
   3.2. Друзья курят?   Да – 84 %   Нет -16 %
   3.3. Курят ли люди, с которыми больше  всего хотелось бы общаться?   Да – 63 %   Нет – 37 %
   3 .4. Курят ли родители?   Да – 87 %   Нет 13 %
   3.5. Бросил бы курить, если бы бросили  друзья?   Да – 68 %   Нет 33 %
 
   4. Предпочтете: 

   а) деньги

   б) знания

   в) высокое положение в обществе

  а) 29 %

  б) 26 %

  в) 45 %

   5.1. Влияет ли реклама на выбор  сигарет?   Да – 80 %   Нет – 20 %
   5.2. Бросил бы курить, в случае:

   а) резкого повышения цен на сигареты?

   б )возникновения трудностей с покупкой сигарет?

   в) ухудшения качества табака?

   г) исчезновения из продажи любимой  марки сигарет?

а) да – 36 %  нет – 64 %

б) да – 40 % нет -60 %

в) да – 53 %  нет – 47 %  

г) да – 61 %  нет – 49 % 

   6.1. Раздражает табачный дым?   Да - 70%  нет 30%
   6.2. Как вы отнесетесь к введению:  

   а)ограничения  курения в общественных местах? 

   б)дискриминации  курящих в оплате труда?

  а) полож. 73- %    

    отриц.- 27 %

  б) положит. 12%    

    отриц 88 %

   7.1. Пытался бросить курить?   Да- 76 %  Нет – 24 %
   7.2. Собираешься бросить в ближайшем  будущем?   Да – 64 %  Нет – 36%
   7.3. Бросишь при резком ухудшении  здоровья?   Да – 84 %  Нет – 16 %
   8.1. Пол (М/Ж)   М – 60 чел. Ж –30 чел.

Информация о работе Социологическое исследование о курении среди молодёжи