Социологический проект О.Конта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:02, реферат

Описание работы

Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной социологии. Контовская классификация наук. Социология в представлении Огюста Конта. Социологические методы. Социальная динамика. Позитивная политика. Место Огюста Конта в истории социологии.

Работа содержит 1 файл

конт.docx

— 26.91 Кб (Скачать)

Введение

Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной социологии. Родился во Франции в семье  финансового чиновника. В 1814 г. поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антисинорхизм и республиканские воззрения.

Работал домашним учителем с 1814 по 1824 год и секретарем Сен-Симона. На философские воззрения Конта  большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно  закономерном развитии общества. Многое он позаимствовал у Сен-Симона.

Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который  определял позитивное как органическое, определенное, точное. Сам Конт «позитивный» определял в 5 смыслах:

1. Реальное - противоположность химерическому.

2. Полезное - противоположность  бесполезному.

3. Достоверное - противоположность сомнительному.

4. Точное - противоположность смутному.

5. Положительное - противоположность отрицательному.

Назначение позитивной философии  по Конту - не разрушать, а организовывать.

По политическим взглядам Конт находился в центре. Выступал за либеральную республику, но с  присутствием государства в экономике. Вследствие этого он был чужд как  левому лагерю - бланкистам, левым республиканцам и неоякобинцам, так и правому - монархистам и бонапартистам.

Пытался создать партию «Порядка и прогресса», но потерпел крах.

Контовская классификация наук

Идея объединения наук, сведения всей совокупности знаний к  ограниченному числу простых  и ясных положений, например, к  законам Ньютона, было популярно  еще в 18 веке. Однако Конт стремился  к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и  связанные иерархически, не сводятся к простым законам физики. Конт пытался рассмотреть вопрос о  том, как каждая из основных наук относится  к своей позитивной системе и  какое ее направление, то есть определить науку с двух сторон: ее существенные методы и ее основные результаты.

Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям:

1. историческому (по времени  и последовательности возникновения),

2. логическому (от абстрактного  к конкретному),

3. по сложности предмета  исследования (от простого к сложному),

4. по характеру связи  с практикой.

В результате основные науки  расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.

Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой  и отдаленной от практики и поэтому  возникла раньше других форм научного познания. Социология, напротив, непосредственно  связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как  опирается на их достижения.

Конт выступает упразднителем философии в старом традиционном смысле слова. В представлении Конта старая метафизичная философия не имеет ни своего метода, отличительного от методов науки. Позитивная же философия является систематизацией наук того, что есть «научного в науках».

Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить систему  наук, анализ из предметов, методов, законов, сходств и отличий.

В основу классификации наук Конт положил из объективные признаки. Он разделил науки на абстрактные и конкретные.

Абстрактные науки изучают законы определенных явлений, которые применяют эти законы к частным областям. Например, биология - общая абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил 5 абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия, биология и социология. Социальные явления, по Конту, отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других, что объявляет позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что социология вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную науку об обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда он переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией.

Это переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а необходимостью создания новой  дисциплины, посвященной позитивным исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным феноменам.

Конт указывал, что социология должна быть теоретической наукой, в отличие от описательной «социальной  физики» - А. Кегле. Превращение социологии в позитивную науку завершает  систему позитивной философии, тем  самым знаменуя наступление позитивной стадии человеческого ума и человеческого  общества. Итак, то означало, что Конт совершил настоящую позитивную революцию, победу науки над схоластикой  и метафизикой.

Социология в  представлении Огюста Конта

Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим  и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих философов-метафизиков, которые создали  утопии, обвиняя их в том, что они  понимали общество как создание человеческого  разума (французские философы-просветители), разумной воли индивидов.

Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни.

Общественные явления, отличие  от биологических, постоянно находятся в состоянии изменения, преобразования и развития по времени. Их сущность - историчность. Поэтому Конт уважительно относится к Кондорсе, который

рассматривал общество с  исторической точки зрения.

Не отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические  идеи, которые управляют миром  и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится на мнениях.

Область социологических  исследований открылась Контом очень  широко. Она впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции других абстрактных  наук, включенных в его классификацию.

Основной и  главной действительностью, по Конту, из которой должен исходить исследователь социологии, является общество, взятое с его целостности.

Под обществом Конт понимал  органическое единство всего человечества, всей человеческой цивилизации или  какой-то его большой части, связанным  с всеобщим согласием, характеризуемое  гармоническим функционированием  его и структурных элементов. Он включал в предмет социологии не только современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают влияние на современные поколения и складываются с ними в едином общественно-цивилизационном процессе.

Конт стоял у истоков  системного подхода изучения общества как единого, целостного, социального  организма, он заложил основу системного подхода к общественной жизни.

Следует, однако, заметить, что  Конт не понимал диалектики социальных элементов и структуры и рассматривал элементы социальной жизни как простые, вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных  комбинаций одних и тех же элементов.

Социологические методы

Конт выступает против умозрительности, с одной стороны, и против крайности импсризма - с другой. В социологии Конт разработал метод наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический метода исследования.

По мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования социологии. Он утверждает, что с  помощью наблюдения можно получить исходные данные социологии.

Социальное наблюдение возможно как главный метод исследования социологии. Он утверждает, что социальное наблюдение возможно и в социологии. Однако указывал Конт, любые социальные наблюдения, статистические или динамические должны предполагать постоянное наблюдение фундаментальных теорий.

Главная трудность социологии, указывал Конт, состоит в том, что  отсутствует позитивная теория, опираясь на которую можно было бы собрать  и обобщить факты. Это - порочный круг, ибо для проведения наблюдения нужна  теория, а для создания теории - наблюдения.

Наблюдения, по мнению Конта, связано еще и с трудностями, которые связаны со сложностью приобретения необходимой научной подготовки, которая обеспечивает исследователя  от помех ненаучного характера - предрассудков, распространенных мнений. И здесь  в качестве помощника выступает  теория, которая бы предотвращала  спекуляции, обеспечивала бы исследователя  необходимыми понятиями.

Конт указывал, что в  качестве метода социологии выступает  не только наблюдение, но и косвенное  свидетельство, то есть изучение исторических и культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков - все  это может поставлять социологии постоянные средства для позитивного  анализа.

Вторым важным методом  в социологии Конт считал эксперимент.

Непосредственный эксперимент  в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий.

Косвенный опосредованный эксперимент  Конт рассматривает как исследование патологических явлений в обществе, возникающих под влиянием общественных потрясений (революций). Общественные потрясения, потрясающие социальный организм, являются основные законы общественного  организма, поскольку болезнь лучше  позволяет познать норму,

Третий метод позитивных наук, применяемый в социологии - это сравнительный метод. При помощи последнего сопоставляется жизнь народов, общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития общества.

Для науки, указывал Конт, могут  быть полезными сравнения жизни  животных с человеческим обществом  и, наконец, можно сравнивать общественное положение различных класса одного и того же общества. Следует, однако, иметь в виду то, что сравнение  основных фаз цивилизации может  затемняться влиянием общего духа эпохи, который заглаживает различия.

Слабость сравнительного метода состоит в том, что он не показывает последовательности социальных состояний и представляет их как  существующие.

Четвертый метод исследования, применяемый в социологии, по мнению Конта, это - исторический, который наиболее соответствует природе социальных явлений. Исторический метод - метод исторического сравнения различных последовательных состояний человечества. Только сопоставляя целую серию социальных явлений, взятых в их последовательности, исследователь может заметить возрастание какой-либо физической, интеллектуальной, моральной или политической черты или тенденции и соответствующее ослабление противоположной тенденции, и на этом основании научно предсказать окончательный результат, если он полностью соответствует системе общих законов развития человечества.

Однако Конт замечает, что  все индуктивные заключения, полученные при помощи исторического метода, должны быть взвешены и проверены  в системе понятий биологической  теории человека.

Итак, социология рисуется Контом научной, зависимой от биологии, хотя он решительно возражает против того, чтобы считать социологию простым отделом науки о человеке, не принимая в расчет исторических наблюдений.

Конт утверждает, что в  историческом методе более всего  выражена такая черта социологии, как необходимость восхождения  от целого к части. Между историей и социологией, которую Конт иногда называет «политической наукой», нет  различия. Вообще, господство, с исторической точки зрение он считает знамением  своего времени - важнейшим признаком  позитивизма и одновременно его  главным итогом.

Рассуждения о методах  социологии является наиболее рациональной частью контовской системы. В своих рассуждениях о методах социологии Конт исходит из представлений о существовании естественных законов общественной жизни, открытие которых должно обеспечить возможность создания науки об обществе (здесь, очевидно, он исходил из концепции французских философов-просветителей).

Плодотворная мысль о  естественно - историческом характере  общественных закономерностей, а также  постановка вопроса о необходимости  опоры нетвердый теоретический  фундамент при проведении социологических  исследований - вот какая заслуга  Конта в области методологии  и методов исследования, применяемых  в социологии.

Социальная динамика

Конт разделяет социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия существования и законы функционирования общественной системы. Социальная статика - это теория общественного порядка, организации, гармонии. Социальная динамика изучает законы развития и изменения социальных систем. Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества.

Социальная динамика - это  базовые социальные институты: семья, государство, религия, разделение труда. Социальная динамика - это законы развития и изменения социальных систем.

Общество Контом рассматривается  как единое целое, как органической целое, все части которого взаимосвязаны  и могут быть поняты только в единстве.

Концепция Конта противопоставлялась  концепции индивидуалистических теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами.

Исследование принципов, определяющих структуру общества, обеспечивающих гармонию и порядок, непрерывно связано  у Конта с социальной политикой, которая должна эти принципы реализовать.

Конт рассматривает в  социологии основные общественные институты: семью, государство, религию - с точки зрения их общественных функции, их роли в деле социальной интеграции.

Семейные отношения Конт определяет как нравственно-эмоциональный  союз, основанный и взаимный симпатии. Роль семьи - служить посредником  между индивидом и родом, воспитывать  молодое поколение в духе альтруизма, учить его преодолевать природный  эгоизм.

Информация о работе Социологический проект О.Конта