Социологический подход к культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:10, реферат

Описание работы

Культурную деятельность принято подразделять на материальную (техника, материальные ценности) и духовную (мораль, наука, искусство). Понятие культуры в философии тесно соприкасается с понятием цивилизация. Цивилизация — совокупность материальных и духовных достижений отдельного общества или человечества в целом. Уровень различия цивилизации определяется природой и уровнем развития материальной и духовной культуры, результатом социально-культурной деятельности общества, ролью общества в решении глобальных проблем и роль обществе в прогрессе человечества.

Работа содержит 1 файл

Соц культурa.docx

— 22.71 Кб (Скачать)

Социологический подход к культуре

Смысл, вкладываемый в термин "культура" во многом зависит от того какие позиции  занимает автор. В большинстве определений, культура, как порождение человека, противостоит природе.

Для того, чтобы прояснить разницу между культурой и природой, можно рассмотреть как соотносятся эти две стороны в одном конкретно взятом человеке.

Культурную деятельность принято подразделять на материальную (техника, материальные ценности) и  духовную (мораль, наука, искусство). Понятие  культуры в философии тесно соприкасается  с понятием цивилизация. Цивилизация  — совокупность материальных и духовных достижений отдельного общества или  человечества в целом. Уровень различия цивилизации определяется природой и уровнем развития материальной и духовной культуры, результатом  социально-культурной деятельности общества, ролью общества в решении глобальных проблем и роль обществе в прогрессе  человечества.

Впервые об особом социологическом подходе к пониманию  культуры заявили английские и американские социологи конца XIX века. Они выделили из философского понятия культуры и  цивилизации невещественный компонент, который стал основным содержанием  социологического понятия культуры.

Первое социологическое  определение культуры дал американский ученый Эдуард Тейлор: "Культура — это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества".

Таким образом социологическое понятие культуры включается в себя:

  • то, что постигается человеком в процессе его жизнедеятельности;
  • то, что передается из поколения в поколение, обеспечивая преемственность общества.

Уровни  культуры

Так как отдельный  индивид не в состоянии освоить  весь комплекс знаний, составляющих человеческое или общественное наследие, принято  выделять четыре уровня культуры: общечеловеческая, общества, субкультура и индивидуальная культура.

При этом более  высокий уровень культуры включает в себя культуры более низкого  уровня, а также свой компонент, включающий элементы, необязательные для культур  более низкого уровня. 

Компоненты  культуры

Американский  социолог Нейл Смелзер выделил четыре компонента культуры, определяющие ее содержание в социологии:

  1. Понятия и концепты — одна из форм отражения мира на ступени познания, содержащаяся в языке и помогающая людям организовать и упорядочить свой опыт.
  2. Отношения — момент взаимосвязи всех явлений, через которые человек при помощи понятий определяет как отдельные факты явления связанные друг с другом в пространстве, времени и по значению.
  3. Ценности — социально-одобряемые и разделяемые большинством людей убеждения, относительно целей к которым необходимо стремиться. В каждом обществе и в каждой группе общества существует своя система и иерархия ценностей. Ценности отдельных индивидов или групп и их иерархия могут не совпадать с ценностями других групп и общества в целом и их иерархиями.
  4. Нормы — элементы культуры, определяющие как должен вести себя человек, чтобы жить в соответствии с устоявшимися ценностями. Нормы включают в себя требования общества к поведению индивида в той или иной жизненной ситуации. Требования общества закрепляются в нормах и установках, содержащихся в морали и обычаях, и нормах-законах, содержащихся в системе законодательства.

Исходя из такого понимания, Смелзер говорит: "Культура — это набор ценностей, представлений о мире и кодов поведения, общих для людей одного стиля жизни". 

Культурные  универсалии

Социологи, исследовав культуры различных обществ в  различные исторические эпохи, выделили ряд элементов, которые наблюдаются  практически повсеместно. Джордж Мердок назвал их культурными универсалиями.

Культурные  универсалии —  такие нормы, ценности, правила и свойства, которые присущи  всем культурам, независимо от географического  места, исторического  времени и социального  устройства государства.

После выделения  культурных универсалий сформировалось две точки зрения по поводу содержания понятия общечеловеческая культура.

  • Первая точка зрения гласит, что общечеловеческая культура — это совокупность тех элементов, которые свойственны любому обществу.
  • Вторая точка зрения подразумевает под общечеловеческой культурой те ценности и нормы, на которые должны ориентироваться все современные общества.
 

Субкультуры и контркультуры

Каждое общество включает в себя различные социальные структуры, элементами которых выступают  разнообразные социальные общности и социальные группы. Группы разнообразны по своему составу и, соответственно, формируют различные культуры, называемые субкультурами.

Субкультура — это культура отдельных групп  и слоев, сформировавших свою систему и  иерархию ценностей, норм поведения и  стиль жизни, отличающий их от других социальных групп и общностей.

Принято выделять пять субкультур: молодежную, профессиональную, территориальную, религиозную, криминальную. Некоторые исследователи выделяют также этническую субкультуру.

Молодежная  субкультура — относится к молодежной возрастной группе, имеет направленность на демонстрацию особенностей ценностей, образа и стиля жизни, подчеркивает самостоятельность, независимость и особенность данной возрастной группы. Для молодежной субкультуры характерны преимущественно развлекательно-рекреативная направленность образа жизни, приоритет потребительских ориентаций, слабая индивидуализированость и избирательность, внеинституализированная культурная самореализация, отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Профессиональная  субкультура — свойственна отдельным профессиональным группам, деятельность которых направлена на работу с людьми, что приводит к формированию профессиональной этики, закрепляющей особые требования к представителям данной группы.

Территориальная субкультура — свойственна некоторым территориальным сообществам, в которых исторически сложились особые обычаи и традиции, не характерные для общества в целом.

Религиозная субкультура — характерна для отдельных деноминаций и сект, которые вырабатывают особые требования к образу жизни своих адептов, противоречащие общественным.

Криминальная  субкультура — свойственна профессиональному криминальному сообществу, которое вырабатывает свою систему ценностей и их иерархию (т.н. "понятия"), противоречащую общественным и не одобряемую большинством членов общества. Элементы криминальной субкультуры, в некоторых случаях, проникают в общество и становятся элементами других субкультур (например, молодежной) 

Функции культуры

Культура как  социальный феномен обладает рядом  функций. Социологи, по-разному определяют роль культуры и ее функции в общественной жизни. Наиболее распространенная классификация  включает три основных функции:

  1. образовательно-воспитательная — культура дает человеку комплекс знаний, необходимых ему для интеграции в общество и нормального социального взаимодействия;
  2. интегративно-дезинтегративная — культура, с одной стороны — объединяет людей, предлагая им единую систему ценностей, норм, морали, обычаев, традиций, а с другой — обособляет людей, представляющих различные культуры;
  3. регулятивная — культура, через систему ценностей и норм, регулирует поведение индивида в соответствии с требованиями общества или той группы, членом которой является индивид.
 

Этноцетризм и культурный релятивизм

Этноцентризмом называется тенденция, когда окружающий мир рассматривается с точки зрения собственной культуры. Некоторые исследователи полагают, что этноцентризм присущ все культурам, таким образом есть некоторая ирония в том, что явление этноцентризма свидетельствует об общности культур.

Термин этноцентризм был введен Уильямом Грэмом Самнером - социальным эволюционистом, профессором политических и социальных наук в Йельском университете. Он определил этноцентризм как "чувство сплоченности, внутреннего товарищества и преданности внутри группы, которое несет в себе чувство превосходства над всяким, находящимся вне группы, и готовности защищать интересы группы от тех, кто находится вне ее". Часто этноцентризм влечет за собой убеждение в превосходстве своей расы или этнической группы, или превосходстве некоторых аспектов своей культуры над культурами других народов. 

Формы культуры

Исторически развиваясь, культуры отдельных обществ прошли несколько этапов, которые привели к формированию различных форм культуры:

Народная  культура — это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства. В основе народной культуры лежит опыт масс и самодеятельное творчество населения. Народная культура проявляется в обычаях и традициях, закрепляется моралью и законами. Овладевание элементами народной культуры не требует специальной подготовки и образования.

Элитарная культура — формируется в высших слоях классового общества с момента законодательного закрепления их привилегированного положение. Высокие возможности этих слоев формируют специальные потребности, удовлетворение которых требует профессиональной деятельности. Возникает специфический стиль жизни, профессиональное искусство и сфера услуг. Постепенно, система ценностей и норм поведения представителей элитарной культуры отрывается от народной культуры. Начиная с эпохи Возрождения, элитарная культура начинает приобретать интернациональные черты. Взаимообмен элементами элитарной культуры происходит значительно интенсивнее, чем обмен народными культурами, которая начинает приобретать черты национальной.

Массовая  культура — в конце XIX века, в связи с повышением образовательного и культурного уровня основной массы населения и началом развития массового производства, появилась возможность распространения некоторых элементов элитарной культуры среди широких слоев населения. Таким образом, возникает феномен массовой культуры. Массовая культура возникает на стыке элитарной и народной культуры и предлагает широким массам упрощенные элементы элитарной культуры, потребление которых по-прежнему не требует специальной подготовки. Доступность массовой культуры достигается, прежде всего, растущими возможностями массового производства в материальной и духовной сферах.

Национальная  культура — массовое производство требует унификации. Это справедливо и для массовой культуры, которая начинает приобретать черты интернациональной. Народная культура становится национальной, включает в себе этнические элементы, самодеятельное творчество, отдельные обычаи и традиции.

Контркультура — опосредственной реакцией на появление национальной культуры становится возникновение, т.н. контркультур — субкультур отдельных социальных групп, идеология которых противопоставляет собственные ценности и нормы поведения общественным. Как правило, контркультуры являются молодежными, реже религиозными движениями.

Информация о работе Социологический подход к культуре