Социологический опрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:59, реферат

Описание работы

Что такое социологический опрос? Каковы цели и задачи исследования? Что или кто является объектом и предметом этого исследования? Эти и многие другие важные вопросы я разберу в своей научной работе.
В наше время человечество превратилось в развитое сообщество с развитой структурой власти социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме. Для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование, в частности социологический опрос.

Работа содержит 1 файл

Что такое социологический опрос.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская академия народного  хозяйства и государственной  службы

  при Президенте  Российской Федерации» 
 
 
 

КАФЕДРА 

Государственной службы и кадровой политики 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

на  тему «Опрос в социологическом  исследовании» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Петрова Ольга Олеговна

                                                    2 курс, группа СО-421 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2011

Содержание

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Что такое  социологический опрос? Каковы цели и задачи исследования? Что или кто является  объектом и предметом этого исследования? Эти и многие другие важные вопросы я разберу в своей научной работе.

В наше время человечество превратилось в развитое сообщество с развитой структурой власти социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме. Для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование, в частности социологический опрос.

Социологический опрос играет очень большое значение в исследовании. Он позволяет человеку двигаться вперёд в своей работе, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию об изучаемом явлении. Он связывает теоретические знания и реальную действительность. Помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов. Также с его помощью можно решить очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы. Опрос - один из способов развития и накопления социологического знания. В качестве примера использования подобного исследования можно привести опрос общественного мнения по распределению кандидатов в городскую думу.  
 
 
 
 
 
 

Опрос – это метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от представителей населения, отобранных таким образом, чтобы на основании их ответов можно было с надежностью делать выводы обо всем населении или о какой-то его части. Подобная информация может быть получена с помощью очного интервью, телефонного опроса или благодаря заполнению анкет, доставленных, например, по почте. Эти способы являются составной частью опроса. Лица, которые отвечают на вопросы, называются респондентами.

   Зачастую лучший, а порой и единственный способ узнать, о чем думают люди и как именно они поступают в той или иной ситуации, заключается в том, чтобы просто спросить их об этом. Осознание этого факта привело к тому, что одним из наиболее распространенных методов в социальных науках стал опрос. Я хотела бы подробно разобрать, в чем заключается этот метод, в каких случаях его уместно применять и каковы его сильные и слабые стороны. Для этого, на мой взгляд, необходимо рассмотреть процедуры интервьюирования и шкалирования, усвоение которых необходимо, для осуществления успешного исследования.

Опрос предоставляет информацию пяти типов: факты, знания (perceptions), мнения (opinions), отношения (attitudes) и поведенческие отчеты (behavioral reports) респондентов.

В разряд фактов входят те биографические сведения о респонденте (возраст, род занятий, место рождения, первое политическое увлечение), которые могут оказаться существенными при интерпретации других данных.

К разряду знаний относятся суждения респондента об окружающем мире, т. е. то, что он знает или ему кажется, что он знает (например, фамилии должностных лиц).

В разряд мнений входят суждения респондента о его предпочтениях или взглядах на определенные предметы и события. На выявление мнений нацелены, например, такие вопросы, как: «Вы за или против легализации торговли наркотиками?», «Кого бы Вы хотели видеть победившим на предстоящих местных выборах?».

К отношениям можно причислить сравнительно устойчивые настроения респондентов и их оценки определенных событий, явлений и идей. Когда мы пытаемся выяснить, в какой мере население одобряет экономическую политику правительства, то при этом имеем дело с отношениями, на которых зачастую основываются определенные мнения.

Поведенческие отчеты это утверждения респондентов о том, как они поступают в том или ином случае (как голосуют, читают газетные передовицы, участвуют в деятельности какой-либо политической организации и т. п.).

Интервьюирование - способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого. Интервью делятся на два класса — свободные (глубокие, клинические, фокусированные) и стандартизированные (формализованные). Свободное интервью носит характер длительной непринуждённой беседы, в которой вопросы интервьюера обусловлены конечной целью исследования. Свободное интервью часто является начальным этапом разработки стандартизированного интервью или анкеты, причем интервьюер выступает как исследователь.

Стандартизированное интервью по форме схоже с анкетой, однако на содержание и форму вопросов существенно влияет специфика получения. Анкетирование является менее дорогостоящим  видом опроса, чем стандартизированное. Однако социолог вынужден прибегать к последнему в тех случаях, когда опросу придаётся большое значение и существует сомнение в том, что все вопросы будут правильно поняты (например, переписи населения в некоторых районах проводятся методом стандартизированного интервьюирования).

Отличие интервьюирования от других методов сбора эмпирической социальной информации — активное взаимное влияние интервьюера и опрашиваемого. Интервьюирование существенно уменьшает достоверность результатов по сравнению с анонимной анкетой. Нередко опрашиваемый руководствуется при ответе своими предубеждениями (например, против возраста или внешности интервьюера). Поэтому интервьюирование является наиболее сложным методом социального исследования и считается скорее "искусством", чем стандартным техническим приёмом.

Существует  несколько методик шкалирования. Я хотела бы рассмотреть каждую из них отдельно. Итак, шкалирование по Лайкерту - Процедура Ш. Л. названа именем ее изобретателя, Ренсиса Лайкерта, первым применившего этот подход при проведении опросов в области аттитюдов. Главные преимущества его методики заключались в том, что она требовала меньше времени на разработку и легче перенималась, чем ранее использовавшаяся методика Терстоуна, к-рая для создания шкалы требовала привлечения экспертов и оценивания большого количества пунктов. Кроме того, подход Лайкерта не требовал использования негативных формулировок пунктов - преимущество, объясняющее его широкое применение в промышленности. Методика Лайкерта заключается в предъявлении респондентам серии утверждений, на к-рые они реагируют, используя следующую шкалу возможных ответов: "совершенно согласен" (5), "согласен" (4), "не знаю" (3), "не согласен" (2), "совершенно не согласен" (1). Эту 5-балльную шкалу Лайкерта можно расширить до семи и более делений путем видоизменения наречий ("абсолютно", "умеренно" и "скорее"). Наиболее широко используются ее 5- и 7-балльные формы. Модификации шкалы Лайкерта включают метод вынужденного выбора по Лайкерту (отсутствует нейтральная категория) и метод лиц (Faces approach); последний рассчитан на неграмотных респондентов и основан на использовании в качестве делений шкалы символических изображений лица: от улыбающегося до выражающего неодобрение. Надежность шкал Лайкерта составляет величину порядка 0,90, а полученные с их помощью рез-ты дают корреляции с соответствующими рез-тами по шкалам Тёрстоуна порядка 0,80. См. также Оценочные (рейтинговые) шкалы, Шкалирование, Шкалирование по Терстоуну Л. Бергер

Шкалирование  по Гутману Понятие «кумулятивности» (последовательности) как желательном качестве шкалы было введено Л. Гуттманом. В ряде статей Гуттман развивал идеи и методы анализа шкал с позиции, требующей обязательного выполнения условий кумулятивного (последовательного) шкалирования.

В общем, любое множество пунктов, таких  как вопросы в опроснике, отвечает требованию кумулятивности, когда эти  пункты можно упорядочить так, что респонденты, отвечающие «да» на любой из них, будут отвечать «да» на все остальные пункты, расположенные на шкале ниже (выше) данного, и «нет» — на все остальные пункты, лежащие на шкале выше (ниже) данного.

Вопрос  «Действительно ли эти пункты образуют одномерную шкалу?» был заменен вопросом «Сколько измерений требуется для репрезентации имеющегося набора данных?» Этот новый вопрос означает признание того, что множество пунктов может обнаружить неск. различных измерений. Обобщенный метод анализа получил назв. многомерного шкалограммного анализа (multidimensional scalogram analysis, MSA).

MSA-1 представляет  собой метод анализа данных, не  ограниченный требованиями к  уровню измерения переменных  или др. специальными предварительными  допущениями. Каждое наблюдение или случай геометрически отображается в виде точки в m-мерном пространстве; переменные представлены в нем гиперплоскостями, а подклассы переменных — его областями, ограниченными определенными гиперплоскостями. Решение для заданного числа размерностей состоит в нахождении конфигурации точек, разделяющейся на мультипунктные области т. о., что исходный набор наблюдений, организованный в виде матрицы данных, можно воспроизвести в пределах приемлемых границ. Коэффициент сопряженности оценивает степень воспроизводимости входа по выходу.

В общем, число измерений, необходимых для  репрезентации массива данных, уменьшается, если число эмпирически выявляющихся четко различимых профилей оказывается  меньше числа логически возможных  вариантов.

Шкалирование  по Терстоуну (Thurstoune scaling)

Метод Ш. Т., тж известный как метод субъективно  равных интервалов (method of equal-appearing intervals), — процедура, разработанная Тёрстоуном для конструирования инструментов количественного измерения аттитюдов.

На первом шаге процедуры собирается большое  количество утверждений репрезентирующих широкий спектр мнений в отношении  объекта аттитюда (напр., смертной казни). Эти утверждения, варьирующие от самых отрицательных через нейтральные  до самых положительных, отбираются с использованием для этого респондентов, придерживающихся различных т. зр. или на основе выборки популярной литературы. Затем группа судей (экспертов) распределяет утверждения, независимо от собственного отношения к их содержанию, по 11 категориям «субъективно равных интервалов», варьирующих от (1) наименее благоприятных (в отношении объекта аттитюда) через (6) нейтральные к (11) наиболее благоприятным. Вслед за этим для каждого из утверждений рассчитывается медиана и полумеждуквартильный размах (Q) оценок судей; утверждения с большими значениями Q исключаются из-за своей двусмысленности. Пункты оставшихся утверждений анализируются с т. зр. их внутренней согласованности, и несогласующиеся утверждения отбрасываются как нерелевантные.

В рез-те этого процесса остается набор согласованных, недвусмысленных утверждений со шкальными значениями (медианными оценками судей), варьирующими от 1 до 11. Сама шкала аттитюдов затем конструируется путем включения в опросник двух или более утверждений от каждого из И имеющихся интервалов. Респонденты отмечают все утверждения, с к-рыми они согласны; медианные шкальные значения выбранных утверждений яв-ся оценками их аттитюда. Если набор пунктов оказывается велик, на его основе можно сконструировать несколько параллельных шкал и использовать их для определения надежности оценки аттитюда.

Процедура Тёрстоуна требует значительных временных затрат и впоследствии была практически вытеснена др., более популярными процедурами  разработки инструментов для измерения  аттитюдов. Однако Ш. Т. остается важным промежуточным шагом при разработке поведенчески выверенных оценочных шкал, оценочных шкал смешанных критериев и взвешенных контрольных списков (weighted checklists), предназначенных для оценки выполнения трудовой деятельности.  

Этапы проведения опроса 

    Придя к решению использовать опрос в качестве метода сбора данных, какие шаги и в какой последовательности следует предпринимать?

Опросное  исследование включает 14 основных видов  процедур5. На практике может производиться сразу несколько процедур одновременно, и исследователь вправе по ходу опроса при необходимости возвращаться назад к той или иной процедуре или, наоборот, “перескакивать” вперед. Этапы опроса могут быть описаны следующим образом:

1. Концептуализация – определение цели исследования, выдвижение гипотез, уточнение понятий и нахождение их операциональных соответствий в данном опросе (операционализация).

2. Схематизация – установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решения о характере требуемой выборки.

3. Подготовка инструментария – составление анкеты или бланка интервью, определение числа и порядка вопросов, подготовка необходимых наглядных пособий или любых других подсобных средств.

4. Планирование – рассмотрение финансовых, административных, материально-технических и кадровых проблем, связанных с проведением опроса.

5. Построение выборки – отбор предполагаемых респондентов в соответствии с тем из методов, описанных в гл.5, который лучше других подходит для целей и средств данного исследования.

Информация о работе Социологический опрос