Социологический анализ Рязанской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Анализ Рязанской области – субъекта Российской Федерации, расположенного в центральной части России стоит начать с общей характеристики региона, анализа численности населения и динамики её изменения. Площадь Рязанской области составляет 39 605 км². На территории области существуют 315 муниципальных образований, из них 4 городских округа, 25 муниципальных районов, 30 городское поселение, 256 сельских поселения.

Работа содержит 1 файл

Работа Рязанская область.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     0,0033/0,0034 = 0,9705

     Число переселенцев и беженцев в 2008 г. по сравнению  с 2004 г. сократилось в  0,9705 раз. 

     Миграционная  политика – это целенаправленное воздействие государства на миграционные процессы. Она включает в себя, во-первых, некую систему идей и принципов, которыми руководствуются региональные структуры и общественные институты Рязанской области при выборе мер по достижению поставленных целей, во-вторых, программу конкретных мероприятий по обеспечению этих целей; в-третьих, финансовое, кадровое, организационное обеспечение намеченных мероприятий; в-четвертых, ответственность за полученные результаты. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Развитие системы образования Рязанской области 

     Современное образование должно отвечать требованиям  сегодняшнего дня и перспективе, определенной стратегией развития государства. Чем быстрее и раньше приведется всё в стройную и эффективно работающую систему, тем лучше. Ведь главная цель образования – получить хорошо подготовленного специалиста. 

2.1 Общее образование

Дошкольное  образование.

     Табл. 7 Число дошкольных образовательных учреждение и численность детей в них

Число дошкольных образовательных учреждений Численность детей в них, тыс. человек
2005 2007 2008 2005 2007 2008
411 402 396 30,6 32,6 34,0

     Среднеобластной показатель охвата детей услугами дошкольного  образования составил 74,9%. Кроме  того, в регионе осуществляют свою деятельность 17 учреждений типа «Начальная школа-детский сад», в которых 452 воспитанника получают дошкольное образование. Данные учреждения обеспечивают преемственность дошкольного и школьного образования и позволяют сохранить педагогические кадры. Проходящая реструктуризация сети дошкольных образовательных учреждений способствует удовлетворению различных образовательных запросов населения. Развивается вариативность дошкольного образования. Около 60% групп реализуют программы нового поколения: радуга, детство, развитие, кроха и др. Потребность дошкольных образовательных учреждениях в финансовых средствах обеспечивается за счет бюджета менее чем на четверть. Уровень заработной платы работников дошкольных учреждений крайне низкий, у педагогов средняя зарплата 5тыс. рублей, у обслуживающего персонала – 4 тыс. руб. Учебно-материальная база дошкольного учреждения желает быть лучше, многие здания детских садов в период спада рождаемости были переданы в другие ведомства. В связи с принятием программы о «материнском капитале» в 2007 году повысилась рождаемость, поэтому в области как и в других регионах России встала проблема обеспечения дошкольными учреждениями. Вопрос, который необходимо решить в ближайшее время – это проблема очередей в детские сады. Учитывая рост рождаемости в регионе, было дано поручение в самые кратчайшие сроки разработать и принять программу, направленную на сохранение и расширение сети детских дошкольных образовательных учреждений. В 2008 году построен детский сад на 95 мест, открыты 7 дополнительных групп в дошкольных образовательных учреждениях города Рязани, увеличилось до семнадцати число учреждений «начальная школа-детский сад». Это позволило охватить дошкольным образованием более 73 % детей дошкольного возраста. Тем не менее, детских садов по-прежнему не хватает. Проблему очередей в детские сады необходимо решить в ближайшие 2 года. Важно также и то, чтобы в детских садах работали высококвалифицированные специалисты.

Начальное, основное, среднее  образование.

     Табл.8. Число дневных общеобразовательных  учреждений (на начало года)

2004/05 2005/06 2006/07
 
 
 
Дневные общеобразовательные учреждения
 
 
в том числе
 
 
 
Дневные общеобразовательные учреждения
 
 
в том числе
 
 
 
Дневные общеобразовательные учреждения
 
 
в том числе
государственные и муниципальные учреждения негосударственные учреждения государственные и муниципальные учреждения негосударственные учреждения государственные и муниципальные учреждения негосударственные учреждения
767 760 7 765 759 6 746 740 6
2007/08 2005/06
 
 
 
Дневные общеобразовательные учреждения
 
 
в том числе
 
 
 
Дневные общеобразовательные учреждения
 
 
в том числе
государственные и муниципальные учреждения негосударственные учреждения государственные и муниципальные учреждения негосударственные учреждения
729 724 5 716 711 5
 
 
---
 
 
 
 
 

     В каждом районе Рязанской области  созданы опорные школы (32 учреждения), которые стали центрами методической и инновационной работы в районах. На их базе апробируются новые образовательные технологии, проводятся районные семинары, мастер-классы, педагогические фестивали, индивидуальные и групповые консультации с педагогами.

     Табл. 9 Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений (на начало учебного года; тысяч человек)

2004/05 2005/06 2006/07
Дневные общеобразовательные учреждения  
 
в том числе
Дневные общеобразовательные учреждения  
 
в том числе
Дневные общеобразовательные учреждения  
 
в том числе
государственные и муниципальные учреждения негосударственные учреждения   государственные и муниципальные учреждения негосударственные учреждения   государственные и муниципальные учреждения негосударственные учреждения
125,1 124,5 0,6 116,5 116,0 0,5 109,4 108,9 0,5
 
2007/08 2006/07
Дневные общеобразовательные учреждения  
 
в том числе
Дневные общеобразовательные учреждения  
 
в том числе
  государственные и муниципальные учреждения негосударственные учреждения   государственные и муниципальные учреждения негосударственные учреждения
102,8 102,4 0,4 98,7 98,3 0,4
 

     Большое внимание в школах уделяется компьютеризации. Если в 2004г. на 100 учащихся приходилось 2,2 рабочих мест СВМ, то в 2008г. – 7,8 рабочих мест СВМ.

Все образовательные  учреждения проходят аттестацию и аккредитацию. В решении проблемы в обучении и воспитании реальный вклад вносит психологическая служба. В учреждениях образования работают 680 школьных психологов.

     Проблема  нравственного, физического, психологического, социального здоровья учащихся требует комплексного подхода. Недостаточно разработаны проблемы преемственности педагогических технологий различных уровней: нет четкой системы работы по апробации новых учебных дисциплин, курсов, учебников; нет четкого механизма независимой экспертизы школьного компонента образования (спецкурсы, факультативы, носящие авторский характер). Комплексный системный подход к решению проблем регионального образования, предусмотренный в настоящей программе, позволит выйти на качественный уровень общего среднего образования в области.

2.2 Профессиональное образование

     Начальное профессиональное образование. В системе начального профессионального образования в 2004г. – 38, с контингентом учащихся 14,3 тыс. человек. В 2008г. их стало 22, с контингентом учащихся 11,9 тыс. человек. За последние годы система начального профессионального образования претерпело значительные изменения; изменилась структура подготавливаемых профессий. Подготовка для сферы обслуживания увеличилась свыше 50%.

     Среднее профессиональное образование. Значительное место в удовлетворении образовательных потребностей молодежи и общества занимает система среднего профессионального образования области. Число образовательных учреждений в 2004г. составило: государственных и муниципальных учреждений – 28, не государственных – 1. А в 2008г. их число не изменилось. Число обучающихся в системе среднего профессионального образования в 2004г. составило  21,6 тыс. человек. В 2008г. сократилось до 17,2 тыс. человек. Рязанские ССУЗы не добрали 30% студентов. Специалисты отмечают: во многом сказалось то, что в 90-е рождаемость резко снизилась, и в рязанских школах стало мало девятиклассников. Но, тем не менее, интерес к среднему специальному образованию не угасает. Ведь это возможность получить профессию, начать зарабатывать деньги, а уже потом продолжить обучение в ВУЗе.

     Высшее  профессиональное образование. Система высшего образования в Рязанской области выдержала испытания экономическим и социальным кризисом и продолжает развиваться. Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием в 2004г. вели 5 государственных и 2 не государственных высших заведений. В 2008г. – государственных 5, не государственных 4 высших заведений. Число филиалов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования в 2004г. составило 7 государственных и 12 негосударственных высших заведений. В 2008г. соответственно 7 и 8.

     Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в 2004г. в государственных учреждениях – 38,5 тыс. человек, в не государственных – 5,6 тыс. человек. Соответственно в 2008г. – 44,3 тыс. человек и 11,8 тыс. человек.

     Подготовка  кадров с высшим профессиональным образованием по 22 направлениям, 125 специальностям. Из-за имеющихся противоречий в законодательстве РФ в области образования проблемой является создание в регионе единой действенной системы контроля деятельности государственных и не государственных вузов; мероприятия по обеспечению координации отраслевых систем высшего и среднего профессионального образования пока не дают желаемых результатов по сокращению сроков и улучшению качества подготовки специалистов; значительное увеличение филиалов негосударственных вузов, не имеющих необходимой  учебной базы и профессорско-преподавательских кадров, создает проблему качества предлагаемого образования и как следствие – качества подготовки специалистов; из-за отсутствия достаточного финансирования все более замкнутый характер приобретают научная деятельность, ведущаяся в высших образовательных учреждениях области, а так же процесс подготовки кадров высшей квалификации; в последнее десятилетие ухудшилось и значительно сократилось взаимодействие высших учебных заведений с предприятиями и организациями промышленности, опытными и экспериментальными базами.

     В системе высшего профессионального  образования главное на сегодня  переориентироваться на потребности экономики региона и выпускать те кадры, которых не хватает в отраслях. Это решит и другую не менее важную проблему – проблему оттока квалифицированных кадров в Москву и другие регионы, а также проблему трудоустройства студентов после окончания вуза. 

     2.3 Дополнительное образование.

       Дополнительное образование детей  организовано в 91 образовательном  учреждении Рязанской области. Из них 82 учреждения являются муниципальными, 9 – областными государственными. В целом охват детей системой дополнительного образования в 2008 году составил 69,5% от общего количества обучающихся в Рязанской области. В учреждениях дополнительного образования занимаются 67185 детей. Дополнительное образование способствует не только развитию познавательных интересов и способностей детей, но и помогает решать вопросы профессиональной ориентации, здоровьесбережения, профилактики правонарушений, организованного досуга школьников.

Информация о работе Социологический анализ Рязанской области