Социологические взгляды Карла Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:41, реферат

Описание работы

Наряду с социологическими учениями О. Канта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера, других социологов широкое распространение во второй половине XIX и в XX в. получила социология марксизма. Устами своих основоположников Карла Маркса и Фридриха Энгельса она заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других науках.

Работа содержит 1 файл

Социологические взгляды Карла Маркса.docx

— 35.79 Кб (Скачать)

Социологические взгляды  Карла Маркса

Введение

Наряду с социологическими учениями О. Канта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и  М. Вебера, других социологов широкое  распространение во второй половине XIX и в XX в. получила социология марксизма. Устами своих основоположников Карла Маркса и Фридриха Энгельса она заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других науках. Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой и другими видными представителями марксизма XX века.

Идеи К. Маркса как мыслителя  принадлежат как XIX, так и XX веку, и в этом - истинная причина сегодняшних  противоречий марксизма. Несомненно, определенная абсолютизация позитивистских подходов в социальном анализе, предсказание исчезновения средних классов, как  впрочем, и целый ряд других положений  марксизма, ныне явно устарели. Однако взгляды К. Маркса на социальные законы как на законы-тенденции, на свободу  как освобождение человека; на общественную науку как на критическую социальную теорию; на практику, а также на отчужденный  труд и отчужденную политику сегодня  даже более актуальны, чем при  его жизни.

Целью данной работы является изучение социологических взглядов Карла  Маркса. Отсюда вытекают следующие  задачи:

дать понятие социологии марксизма;

проанализировать составные понятия  социологии марксизма: диалектический материализм, социологию классов и  классовой борьбы, социологию революции.

1. Понятие марксистской социологии

В настоящее время социология марксизма  подвергается основательной и порой  справедливой критике. Но как бы к  ней ни относиться, она является одним из течений современной социологической мысли и имеет своих сторонников во многих странах мира.

Социология марксизма - это теория социального развития общества, созданная  К. Марксом и Ф. Энгельсом в  середине - второй половине XIX века. Ее место и роль в истории социологической  мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих  в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий  их жизни, через противоречия и конфликты  в реально существующем способе  производства Бем-Баверк, О. Критика теории Маркса/ О. Бем-Барвек. - М.: Социум, 2002 - С. 105. . Это, прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей.

Следует, прежде всего, отметить две  принципиальные концепции.

1. Идеи рассматриваются в контексте  социокультурных ценностей того времени и пространства, где и когда они жили. Поэтому неправомерно отождествлять их воззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., где используются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма как средство привести в жизнь политические идеи самого разного толка. Словом, есть социология марксизма и множество постмарксистских течений, школ, которые называются марксистскими.

2. Маркс и Энгельс одними из  первых стали использовать эмпирические  социологические исследования в  своих теоретических работах  - “Анкета для рабочих", “Положение  рабочего класса в Англии”  и др.

На становление социологии марксизма  в той или иной степени оказали  влияние диалектика Гегеля, а также  политико-экономические и социологические  воззрения таких мыслителей предшествующего  периода, как А. Смит, Д. Рикардо, К.А. Сен-Симон и др. Созданное диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение материалистических основ жизни общества, характера взаимодействия его основных сторон, объективной направленности его развития и роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.

Марксистская социология остается одной из наиболее влиятельных в настоящее время. Она противостоит многим классическим и современным социологическим теориям. Исторический материализм привел к появлению множества различных объяснительных версий исторического процесса, к формированию значительной совокупности достаточно плодотворных исследовательских программ. Многие из них демонстрируют всевозрастающие возможности в понимании социальных феноменов. В своей претензии описывать социальную жизнь как тотальность марксизма, видимо, не имеет себе равных и в конце XX столетия.

Вникая в ближайшие причины, положившие начало разработке социологии в так называемом материалистическом направлении, мы можем разделить  их на две категории:

1) причины общего и необходимого  характера и 2) причины частичные,  более случайные.

К разряду первых следует отнести  следующие три благоприятные условия:

1. Высокая степень развития, достигнутая  экономическими отношениями за  последнее столетие, и значение, которое они приобрели во всех  областях общественной жизни.  Расцвет этот совпал с заметным  упадком таких господствующих  прежде факторов эволюции, как  религия и метафизическое учение, а также с крайней специализацией  научных исследований. Не будучи  объединены соответствующей философией, отдельные науки не могли открыто  притязать на роль верховных  руководительниц общественного  прогресса; они влияли и действовали  только, так сказать, за кулисами  истории.

2. Глубокие, хотя на первый, поверхностный взгляд и незаметные перемены, происшедшие в основных нравственных началах, в этических обобщениях, от новых, установившихся между людьми отношений, смутно выразившихся, например, в известной трехчленной формуле французской революции: свобода, равенство, братство. Этический процесс резко сказался в падении прежних, христианских, аскетических идеалов бедности, воздержания, лишений всякого рода и в замене их противоположными идеалами материалистического довольства, земного блаженства и счастья.

3. Быстрые успехи как наук  о явлениях мира неорганического  и органического, наиболее тесно  связанных с экономической деятельностью  человека, так и техники, основанной  на этих отраслях знаний. Ускоренный  и могучий рост этот выгодно  контрастировал в течение всего  XIX столетия с отсталостью наук  о явлениях сверхорганического мира - самой социологии и производной от нее психологии. Такое положение вещей, в силу общего закона соотношения между развитием специальных наук и эволюцией философии, не могло не отразиться и на господствующих мировоззрениях.

Действительно, свое внутреннее обоснование  современная философия, как в  позитивизме, так в эволюционизме  и неокритицизме и даже в учениях левого крыла гегельянства (не забудем, что из него вышли Герцен, Бакунин, Прудон и др.) получила от ряда более совершенных, так называемых естественных наук. В новейших философских системах, имевших влияние на массу умов, ясно чувствуется материалистическая или сенсуалистическая односторонность (соответствующая господству наук физико-химических и биологических). Идеализм, в строгом смысле слова, пользовался успехом лишь в небольших кружках; и успех его был преходящий, непрочный. Вообще, за исключением первой трети столетия, да и то только в Германии, идеализм в XIX веке был не глубок; он легко вырождался в спиритуализм, в мистицизм и играл роль, хотя бы, например, в России, временной реакции против крайних увлечений противоположными взглядами.

Если же принять во внимание, что  на общий характер практической деятельности человека непосредственно влияет не специальное знание, а выразительница его, философия, то нельзя удивляться тому, что деятельность эта расположила  умы к восприятию и усвоению социологических  теорий преимущественно материалистического  и сенсуалистического характера. Теми же влияниями объясняются и первоначальное смешение социологии с политической экономией, и относительный успех  биологической, антропогеографической и, в особенности, этнологической школ в социологии. Учение Маркса явилось логическим заключением всего предыдущего развития, выводом из совокупности распространенных в его время научных истин и заблуждений. Таким образом, вопрос о внутренней ценности экономического материализма неизбежно превращается в вопрос о ценности его теоретических, философских и социологических предпосылок.

Частные и уже более случайные  причины, обусловившие сильный и  быстрый рост экономического материализма, весьма многочисленны.

В своих ранних работах Маркс проявлял интерес к понятию отчуждения; эта тема в том или ином контексте проходит и через многие его последующие работы. Маркс широко известен своими взглядами на связь между экономической жизнью и другими социальными институтами. В основе его интересов лежал, прежде всего, анализ жизнедеятельности обществ, организованных в социальные классы. Теория социального изменения находит у Маркса выражение в теории классовой борьбы, которая выступает, по его утверждению, "двигателем истории"; эта идея настолько глубоко пронизывает творчество Маркса, что марксистскую теорию в западной социологии именуют иногда просто "теорией конфликта".

2. Диалектический материализм и  социология

Принципиальный вопрос, имеющий  для социологии первостепенное значение, - это вопрос о взаимодействии материальных и духовных ценностей в жизни  общества.

Маркс выдвинул и обосновал ту независимую  переменную, которая, по его мнению, играет решающую роль, - способ материального  производства. При этом он отстаивал  положение о первичности бытия  по отношению к общественному  сознанию не в смысле появления во времени сначала первого, а затем  второго, а в плане признания  решающей роли первого в процессе взаимодействия. Отправным пунктом  анализа всех обществ для Маркса являлось выяснение состояния производительных сил, научного и технического знания, материальных отношений между людьми. Идеи же, субъективные чаяния людей отражение, прежде всего этих отношений и поэтому не могут выступать в качестве главного, решающего фактора общественных перемен. “Способ производства материальной жизни, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание” Ленин, В.И. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма)/ В.И. Ленин - Т.1. - М: Издательство политической литературы, 1984 - 244 с..

Пожалуй, никакое другое положение, как это (и в прошлом, и ныне), не подвергается самой интенсивной  критике, что Маркс исходит из экономического детерминизма, т.е. объясняет  возникновение определенных социальных структур и отношений, политических и культурных институтов всецело  из тенденции экономического развития, хотя в жизни сплошь и рядом  можно наблюдать обратные связи, ибо отмеченные явления сами воздействуют на экономику, на характер реального производства.

Можно соглашаться или нет с  оппонентами Маркса, однако очевидно, что резкое акцентирование роли способа  производства материальной жизни вольно или невольно умаляет значимость культурных, духовных, религиозных  ценностей в развитии общества. Следует  заметить, что многие советские и  другие последователи марксизма  столь абсолютизировали эту марксову мысль, что вовсе игнорировали важную роль культурных ценностей. Вместе с тем в высказываниях самого Маркса, никак не просматривается стремление свести действие всех факторов общественной жизни лишь к одному - экономическому, не отрицается их взаимодействие. Более того, при жизни сам Маркс всячески открещивался от экономического детерминизма, заявляя, что нельзя трактовать экономическую необходимость так, будто лишь она является активным фактором, а все остальное - лишь пассивное следствие.

Маркс был первым социологом, который  рассматривал общество как объективную  саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты, прежде всего в материальной жизни. "На известной ступени своего развития, - пишет он, - материальные производительные силы общества приходят в противоречия с существующими  производственными отношениями, или - что является только юридическим  выражением последних - с отношениями  собственности, внутри которых они  до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции... Сознание надо объяснять из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями" Ленин, В.И. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма)/ В.И. Ленин - Т.1. - М: Издательство политической литературы, 1984 - 248 с..

Следует обратить внимание на три  принципиальных. Движущей силой развития общества выступает противоречие между  производительными силами и производственными  отношениями. Социальная революция - есть не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости. Сознание людей отражает реальные жизненные  противоречия. Иными словами, независимо от субъективных желаний отдельных  людей, правящих верхов массы думают и действуют в зависимости  от характера противоречий, прежде всего в материальной жизни. Изменяются противоречия и конфликты - соответственно изменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно  не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают  и углубляются, то возникает революционное  сознание, приводящее массы в движение, и через социальную революцию  происходит радикальное изменение, качественное обновление общественных отношений.

Такой взгляд на общество вошел в  историю общественной мысли как  диалектический материализм. Он был  применен Марксом к конкретному  анализу капитализма его времени. “Буржуазные производственные отношения, - отмечал он, - являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества” Бем-Баверк О. Критика теории Маркса. - М.: Социум, 2002 - С. 88. .

Итак, по Марксу, на определенном уровне развития производительных сил буржуазные отношения становятся препятствием на пути прогресса, которое устраняется  в результате социальной революции. Вместе с тем, в последние годы жизни Маркс искал и альтернативные варианты, имеющие прямое отношение  к социологическому анализу возникающих  новых реалий капиталистического строя. Так в третьем томе “Капитала" он отмечал серьезные трансформации  в самом способе производства капиталистического общества. Приведем некоторые, на наш взгляд, наиболее значимые выдержки, которые так и  не были подвергнуты серьезному научному анализу в догматических версиях  марксизма.

Информация о работе Социологические взгляды Карла Маркса