Социологические теории Эмиля Дюркгейма иМакса Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

В современной литературе по истории социологии сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того, какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта. Теории Маркса, Вебера, Парето, из ныне живущих – Дарендорфа с этой точки зрения рассматриваются как те, в которых проблематика конфликт занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений. Дюркгейм, Парсонс, Спенсер преимущественное внимание в своих теоретических построениях уделяют проблеме стабильности и устойчивости.

Содержание

Введение.
1. Эмиль Дюркгейм: краткая биография, социологические теории (социологизм, социальная солидарность, аномия).
2. Макс Вебер: краткая биография, социологические теории (социология религии и экономики, «идеальные типы», «понимающая социология»).
3. Сравнительный анализ социологических воззрений Э. Дюркгейма и М. Вебера.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Говоря в целом о значении социологического творчества французского ученого, следует отметить, что он оставил после себя цельную и стройную социологическую систему, которая не потеряла актуальности и в наши дни. Как отмечает один из лучших отечественных исследователей творчества Э. Дюркгейма и переводчик ряда его работ А.Б. Гофман, идеи социолога «могут оказаться весьма полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии, переживающих бурные социальные изменения и радикальное обновление социальных институтов». Как известно, к числу таких стран в конце XX — начале XXI в. полной мере относится Россия. Поэтому для всех стран анализ концепций и идей Дюркгейма представляет особый интерес, в том числе, когда речь заходит о различных проявлениях аномии, аморальных явлениях, разрушениях социальных связей, дефиците социальной солидарности, социальных болезнях (например, самоубийстве) и др.

Но актуальность и значение творчества Дюркгейма определяются только и даже не столько этим обстоятельством. Главное в том, что ни одно из направлений социологической науки, ни одна из ее школ, ни один из социологов не могли не испытать на себе влияния целостной концепции oбщества французского мыслителя, принципов его «социологизма», теория разделения общественного труда и социальной солидарности, правил социологического метода, идей морали и религии, образования и воспитания.

Дюркгейм оставил социологии разработанную целостную систему: Главными ее характеристиками, и это особенно важно, были: а) понимание общества как саморегулирующегося, обладающего структурой и исполняющего определенные функции организма (что означало провозглашение и конституционирование структурного функционализма как одной первых социологических парадигм); б) анализ в качестве основы этого саморегулирующегося организма разделения общественного труда и базирующейся на нем социальной солидарности; в) трактовка социального порядка как нормального состояния общества; г) рассмотрение в качестве главного регулирующего механизма общества морали и признание вещей роли в его функционировании социальных институтов воспитания.

Значение творчества Дюркгейма для последующего развития социологии и влияние на нее определялись не только его работами, но и мощной школой исследователей, которая осталась после него и просуществовала без малого три десятилетия. Идеи учителя и учеников — и по сей день в активе социологической науки.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.      Кукушкина Е. И. История социологии. М., 2009. Гл. 3.

2.      Плахов В. Д. Западная социология XIX – XX. М., 2009.

3.      Социология/Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 2010. Гл. 3.

4.      Социология/Под. ред. Н. Г. Скворцова. М., 2009. Гл. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Социологические теории Эмиля Дюркгейма иМакса Вебера