Социологические проблемы кризиса современной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Неблагоприятные последствия затяжных общественных трансформационных процессов еще в большей степени обострили проблемы семейного воспитания детей - у них прогрессирует мировоззренческая индифферентность, пассивность, потеря идеалов, отчужденность, агрессивность, снижается интерес к честному труду, усиливается прагматическое отношение к жизни. Признаками современной семьи является ослабление ее основных функций (репродуктивной, экономической, воспитательной и др.).

Содержание

Введение 3
1. Кризис семьи: основные подходы 4
2. Социальные проблемы кризиса современной семьи 9
3. Возможные пути преодоления кризиса семьи 13
Заключение 16
Библиографический список 18

Работа содержит 1 файл

Социологические проблемы кризиса современной семьи.doc

— 103.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

 

Устойчивость современной  семьи, которая должна быть для личности духовным центром, сейчас существенно  уменьшилось из-за снижения у человека отношения к функциям семьянина, распространение новейших особенностей общественных трансформаций, к которым относится материальная и статусная поляризация граждан, а также выезд родителей за границу на заработки.

Проблемы семьи, в частности, семейной ролевой безответственности, обострились настолько, что некоторые актуальные проблемы семейной жизни, в частности, защищенность детей в семье, приобрели общенациональных масштабов.

Неблагоприятные последствия  затяжных общественных трансформационных  процессов еще в большей степени обострили проблемы семейного воспитания детей - у них прогрессирует мировоззренческая индифферентность, пассивность, потеря идеалов, отчужденность, агрессивность, снижается интерес к честному труду, усиливается прагматическое отношение к жизни. Признаками современной семьи является ослабление ее основных функций (репродуктивной, экономической, воспитательной и др.).

Предмет работы: особенности социологических проблем кризиса современной семьи.

Объект работы: социологические проблемы кризиса современной семьи.

Цель данной работы состоит в рассмотрении и изучении важной информации о социологических проблемах кризиса современной семьи.

 

1. Основные подходы к изучению кризиса семьи

 

Семья как социальный институт имеет две особенности. Отметим, что семья это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. И еще важно подчеркнуть такую особенность: семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью [7, c.73].

Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции: биологическое воспроизводство общества (репродуктивная), воспитание и социализация молодого поколения, воспроизводство социальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи, сексуальный контроль, забота о нетрудоспособных членах семьи, эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).

Как уже выше отмечалось, семья в социологии рассматривается  не только как социальный институт, но и как малая социальная группа. Каковы же отличительные признаки ее в последнем качестве? Во-первых, семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями. Во-вторых, в семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности. В-третьих, семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп (они, как мы уже отмечали в теме по социальной структуре общества, разновидность малых групп) достаточно наличия общих интересов.

Итак, под семьей понимаются межличностные интересы между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Если обратиться к  рассмотрению специальной литературы по проблематике психологии семьи, то даже самое беглое ознакомление с данной предметной областью позволяет увидеть два эпицентра, на которых сосредоточено внимание как психологов-исследователей, так и психологов-практиков: семья как социальная система и семья как образовательная институция. Иначе говоря, по крайней мере в настоящее время психологи, занимающиеся проблемами семьи, обслуживаю главным образом следующие два запроса: обеспечение сохранности семьи как важнейшего базового элемента социума и обеспечение трансляции семьей культуры социума от одного поколения людей к другому. Вместе с тем акцентирование именно этих двух социальных запросов в исследованиях и практике свидетельствует о том, что современная семья, испытывающая нарастающий стресс, перестает справляться с выполнением этих двух важнейших своих функций. В России, в частности, прямыми и косвенными показателями неблагополучия семей являются: катастрофическое снижение рождаемости, самый высокий в мире показатель числа абортов, рост внебрачной рождаемости, очень высокая младенческая и материнская смертность, низкая продолжительность жизни, высокий уровень числа разводов, распространение альтернативных типов брака и семьи (материнских семей, сожительства, семей с раздельным проживанием партнеров, гомосексуальных семей, семей с приемными детьми и т.д.), рост случаев жестокого обращения с детьми в семьях [4, c. 89].

Подавляющее большинство  специалистов (философов, социологов, психологов, экономистов и т.д.), изучающих  семью, сходятся во мнении о том, что  семья переживает сейчас подлинный кризис. Причем проявления этого кризиса обнаруживают себя тем ярче, чем выше (в среднем) общий уровень социально-экономического развития общества, чем выше (в среднем) уровень жизни и материального благополучия людей.

Здесь, однако, необходимо сделать важную оговорку: интенсивность процессов социально-экономического развития (особенно высокая в так называемых "переходных" обществах, к которым в частности относится современная Россия) оказывает на все общество и, следовательно, на семью как его важнейшую подструктуру чрезвычайно дестабилизирующее влияние, которое во многом маскирует более общую зависимость роста числа семейных проблем от общего уровня социально-экономического развития.

Неблагополучные семьи  на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими требованиями общества специалисты подразделили на следующие типы:

• конфликтные;

• педагогически несостоятельные;

• аморальные.

Конфликтные семьи с  возрастающе-конфронтирующим типом отношений (по данным исследований, около 60% из общего числа неблагополучных семей) отличаются тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство и новые конфликты. Конфликты разрастаются как "снежный ком" (например, скандалы из-за алкоголизма мужа усиливаются конфликтами из-за нищеты и неустроенности, а последние, в свою очередь, усиливают конфликты между родителями и детьми, - дети "сбегают" из дома, совершают преступления, что еще более накаляют обстановку в семье и т. д.). В подобной семье полностью нивелируются чувства любви, уважения, долга, ответственности друг за друга. Семья как бы разрушается изнутри; конфликт расшатывает систему и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Как правило, такие семьи в итоге рушатся физически (дети попадают в колонии, родители, ведущие нездоровый образ жизни умирают или полностью деградируют.

В педагогически несостоятельных  семьях низкая культура воспитателей родителей сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Дети в таких семьях растут как "сорняки". Обычно они плохо учатся и прогуливают занятия в школе, рано начинают употреблять алкоголь, курить. При этом, родители попустительствуют такому поведению. Например, мотивируя это ошибочными установками (например: "мы тоже были такими", "школа ничему не научит", "жизнь всему научит"). Чаще всего такие семьи встречаются в ситуациях, когда доминирующий родитель является неродным по отношению к детям. Например, занятый исключительно своими делами отчим, подчиняющаяся ему во всем жена и ее "отбившийся от рук" ребенок от другого брака. Также такое воспитание встречается в семьях, где родителей по разным причинам заменяют дедушки и бабушки. Например, родители в тюрьме, а взявшие на воспитание внуков бабушки и дедушки слишком жалеют внуков, стараются попустительствовать им во всем.

Аморальную семью составляют люди, которые еще в родительской среде (семье) усваивают стандарты  антиобщественного поведения, не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятым, т. е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. Например, мать-проститутка может вовлекать в свое "ремесло" дочь и т. д.

Кризис семьи во многом обусловлен значительными изменениями социальной жизни в целом. Исследования, ведущиеся на стыке социологии и психологии со всей убедительностью показывают, что: "Радикальный переворот в системе социальных связей человека во многом обусловлен процессами, усложняющими социально-групповую структуру общества. Большие и малые группы, основанные на социально-экономической дифференциации общества, все более теряют свою роль пространства, в котором замыкаются непосредственные отношения между людьми, формируются их мотивы, представления, ценности. Значительно ослабевают связи между каждой из такого рода групп, ее "низовыми", первичными ячейками и личностью [5, c. 131].

Как правило, причины  кризиса семьи усматриваются  большинством специалистов (особенно не психологов) во внешних (социальных, экономических, политических, идеологических, экологических и даже биолого-генетических) факторах. Данный подход к определению причин кризиса семьи можно назвать социологическим (в широком смысле) и адаптивным: семья рассматривается здесь как неизменная данность, существующая в изменяющихся внешних условиях; кризис семьи - результат действия неблагоприятных внешних влияний; преодоление этого кризиса видится в создании оптимальных (наиболее благоприятных) условий для функционирования семьи. Подобный подход к пониманию природы, функций и назначения семьи долгое время был доминирующим, и лишь в самое последнее время он начинает критически переосмысляться.

На первый взгляд, рассмотрения кризиса семьи представляется парадоксальным, поскольку оказывается, что оптимизация (улучшение) социальных условий ведет не к уменьшению, но, напротив, к увеличению числа семейных проблем, не к ослаблению, но, напротив, к обострению кризиса современной семьи.

Констатация данного  парадокса является, одновременно, непреодолимым тупиком для исследований, реализуемых в логике социологического подхода.

Наряду с данным традиционным подходом к кризису семьи существует также иное, прямо противоположное  видение данной проблематики. Это  видение можно назвать экологическим: семья рассматривается как достаточно автономная подсистема в системе взаимоотношений "социум - семья - индивид", причем сама семья также является сложной системой интер- и транс-персональных взаимоотношений, существующих между ее членами. Это видение можно назвать также психологическим: семья как определенная система внутренних, психологических, интер- и транс-персональных отношений существует, конечно же, в изменяющемся мире, в изменяющихся социальных (в самом широком смысле этого слова) условиях, однако сама семья тоже развивается (причем это развитие ни в коем случае нельзя определять лишь негативно, редуцировать до отклонений от некоего стандарта, образца или понимать как производное, вторичное).

 

2. Социальные проблемы кризиса современной семьи

 

Внутрисемейная иерархия, частично выражающаяся в распределении ролей, способна вызывать разногласия при несоответствии ожиданий супругов. Однако это не единственная причина внутрисемейных конфликтов. Изучение их причин и следствий конфликтов традиционно привлекает внимание исследователей.

Почти треть респондентов говорит о том, что в их семьях не бывает конфликтов, 35% отмечают конфликты  из-за материальных трудностей, 18% - пьянства и наркомании, по 17% - несовместимости  характеров и воспитания детей. Остальные  приводят к конфликтам в семьях не более 10% россиян.

На первом месте в рейтинге проблем  семьи как моноспециализированного  города, так и других типов поселений  стоят материально-финансовые проблемы. Уровень материального благополучия часто зависит от иждивенческой  нагрузки, и состав домохозяйства зачастую определяет риски попадания в малообеспеченные слои. В России лишь около четверти домохозяйств не "нагружены" иждивенцами - в их составе нет инвалидов, неработающих пенсионеров, безработных, несовершеннолетних детей и т.д. Наиболее распространенной нагрузкой является нагрузка несовершеннолетними детьми и неработающими пенсионерами. При этом наиболее критичную для домохозяйства иждивенческую нагрузку составляют неработающие пенсионеры и инвалиды 1 и 2 групп (семьи, в состав которых они входят, чаще оказываются в числе домохозяйств с низким уровнем жизни и реже - обеспеченных слоев населения). Наименее же критична нагрузка безработными и несовершеннолетними детьми [3, c. 106].

Эта модель по уровню материального благосостояния населения России выглядит следующим образом:

- богатые - средства позволяют  не только удовлетворять свои  потребности, но и организовать  самостоятельную экономическую  деятельность - 7%;

- состоятельные - средств достаточно  не только для обеспечения  высокого уровня жизни, но и для приумножения капитала - 4,3%;

- обеспеченные - средств достаточно  для обновления предметов длительного  пользования, улучшения жилищных  условий за свой счет или  с помощью кредита, для собственного  переобучения и образования детей, организации отдыха - 15,8 %;

- малообеспеченные - средств хватает  только на повседневные расходы  и в случае крайней необходимости  - минимум средств для лечения  и укрепления здоровья - 55%;

- неимущие - наличие минимальных  средств только для поддержания  жизни и отсутствие их для  улучшения своего существования  - 20,2% [7, c. 8].

Информация о работе Социологические проблемы кризиса современной семьи