Социологические проблемы физической культуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:25, реферат

Описание работы

Современный этап развития нашего общества характеризуется неравномерностью экономического развития, возрастанием социальных противоречий, в том числе и в сфере физической культуры и спорта. И здесь неоценимую роль играет социология физической культуры, которая призвана исследовать возникающие проблемы и обосновать основные направления их преодоления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Массовость как закономерность функционирования и развития физической культуры…………………………………………………………………………4
2. Ценности современного спорта в условиях различных социальных систем…………………………………………………………………………….9
3. Социализация личности в спорте…………………………………………....13
4. Физическая культура и спорт в образе жизни человека…………………...17
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Социологические проблемы физической культуры и спорта.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

2. Ценности современного спорта в условиях различных социальных систем. 

В современной  отечественной и зарубежной литературе под ценностями понимаются явления, предметы и их свойства, которые необходимы людям или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов. Кроме того, под ценностями могут пониматься соответствующие нормы, цели и идеалы, к которым стремится человек как к чему-то значимому, возвышенному и т.д. Под ценностями также понимается и соответствие данного явления, процесса, поступка или события объективным общественным потребностям и интересам, форма проявления объективного (положительного или отрицательного) значения данного явления для практической человеческой деятельности.

Ценность можно рассматривать как с позиции личности, так и с позиции общества. В первом случае это будут предметы и явления, которые определяют общую ориентацию жизнедеятельности и мировосприятия человека. Во втором – совокупность норм и идеалов, принятых в данной социальной системе общества.

Ценности  как социальная категория тесно связаны с общественными и личными потребностями. Общество и личность могут удовлетворить свои потребности только посредством практической деятельности, через социальную активность, в основе которой лежат определенные интересы, мотивы, цели, достижение которых и есть удовлетворение потребностей.

Формирование  социальных потребностей и интересов  – процесс очень длительный и  сложный. Интенсивность формирования интересов к спорту среди широких слоев населения, масштабы их охвата, формирование потребности в физических упражнениях – все это осуществляется в различных условиях по-разному. В городе, где развита инфраструктура, это происходит более динамично, чем, например, в сельской местности.

В целом отечественная  наука рассматривает ценности жизни  с точки зрения значимости объективной  действительности для жизнедеятельности  человека. Чем благоприятнее условия, создаваемые обществом для развития личности, тем больше возможности  у личности проявить свои способности в социальной сфере, одной из которых и является спорт.

Наиболее общая  социальная ценность спорта заключается  в том, что он является одним из важных средств формирования, воспитания (в широком смысле слова) нового человека, созидателя общественных благ и общества в целом. Тем самым он отвечает основной социальной потребности нашего общества.

Спорт как область  социальной деятельности способствует созданию материально-технических  ценностей (дворцы спорта, бассейны, стадионы, лыжные базы, спортивный инвентарь и т.п.). В то же время, будучи явлением многофункциональным, он создает значительные духовные ценности, выраженные в научных положениях и теориях (идейные, методологические, теоретические, исторические, медико-биологические и др.). Спорт формирует ценности организационно-управленческого плана (система управления, организации и руководства) и кадры, работающие в данной области.

В общей системе  подготовки кадров спорт и физическая культура занимают особое место. Специалистов по спорту готовят сотни учебных заведений (университеты, академии, институты, колледжи и техникумы физической культуры).

Физическая культура и спорт способствуют созданию культурных и духовных ценностей. В сфере  спорта реализуется одна из важнейших  социальных потребностей – потребность в непосредственном общении с людьми. Последнее же формирует ценностные ориентации и идеалы личности. Следовательно, спорт можно с полным основанием отнести к тем видам деятельности, через которые личность проявляет свои ценности и создает их. В данном контексте ценности могут проявляться либо в форме здоровья (валеологические ценности), физического совершенствования (личностный уровень ценностей), либо в виде конкретных результатов (установленного рекорда, занятого места), либо опосредованно – в виде повышения результатов трудовой деятельности, общей воспитанности и культуры человека.

К валеологическим ценностям физической культуры следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости.

Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к организации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.

Спорт представляет собою одну из тех областей деятельности человека, в которой его сущностные силы во всем их многообразии связей раскрываются на предельных или субпредельных уровнях. Тем самым накапливается опыт о резервных способностях человека. Установление рекорда есть не что иное, как конкретное и вместе с тем интегративное проявление сущностных сил не только одного человека, но и команды, а в известном смысле общества и даже человечества. Чемпион или рекордсмен как бы «персонифицирует» в себе общество, поскольку рекорд есть плод объединенного творчества многих людей и интеграции этого творчества в действиях личности. Через какое-то время этот мировой рекорд становится достоянием других спортсменов. Значит, появится новый рекорд, который будет аккумулировать знания и опыт многих сотен и тысяч людей, и за которым вновь будут стоять многие годы борьбы, поисков, проб и ошибок.

Результаты творчества в сфере физической культуры и  спорта материализуются не только в  установлении рекорда, но и в разработке новой техники, тактики спортивной борьбы, создании новых спортивных снарядов.  

В спорте выделяются следующие группы ценностей:

- ценности, связанные  с функциональным содержанием  спорта, самой деятельности, ее эмоциональными  моментами;

- коммуникативные  ценности (общение);

-?красота (наслаждение  красотой зрелищ, спортивной борьбой, тактическими комбинациями, виртуозными композициями и т.д.);

- физическое  «Я» (здоровье, телосложение, физические  качества);

- материальные  ценности (заработная плата, призовые, заключение выгодных контрактов, участие в рекламе и т.д.);

- досуг;

- знание;

- социальное  признание и авторитет;

- волевые качества;

- самоактуализация (испытание своих сил, стремление  использовать свои способности);

- полезность  другим (чувство необходимости для  других).

Перечисленные ценности, формируемые в процессе физкультурно-спортивной деятельности, играют различные роли. Так, по мнению некоторых исследователей, к высоко значимым ценностям относятся: функциональное содержание спорта, физическое «Я», волевые качества, общение.

Другая группа ценностей (материальные ценности, социальное признание, авторитет, самоактуализация) имеет активную значимость, увеличивающуюся с повышением уровня мастерства. Ценность, связанная с достоинством личности и чувством долга перед окружающими (быть полезным другим), характерна больше для женщин и спортсменов с высоким спортивным статусом.

Таким образом, содержание ценностного потенциала физической культуры и спорта не исчерпывается  вышеперечисленными характеристиками. По всей видимости, наиболее возвышенную  ценность спорта обеспечивает то, что физические кондиции, физическая подготовленность повышают жизнеспособность личности. Ценность спорта обусловлена возможностью его использования в качестве действенного средства удовлетворения биологических и социальных потребностей человека и культурных запросов общества. 
 

3. Социализация личности в спорте. 

Спорт, обладая  связями с различными сторонами  общественной, трудовой, собственно-культурной деятельности, выступает не только в качестве важной сферы проявления творчества и социальной активности масс, но и одним из существенных факторов, способствующих формированию активного созидательного начала личности.

Социализация понимается как процесс усвоения социальных норм и ролей, в результате которых формируется социальная зрелость и способность эффективно участвовать в жизни общественных групп и самого общества. Усвоенные социальные роли, нормы, стереотипы и привычные (ожидаемые) реакции составляют более или менее устойчивые нормы поведения. Процесс социализации охватывает весь жизненный путь человека в обществе.

Спорт позволяет  выявлять новые аспекты сущности человека, поскольку он создает условия  и предоставляет возможности для деятельности, через которую развертывается процесс социализации личности, перевод различных ценностей культуры общества в плоскость внутреннего содержания человека.

Во многих государствах мира спорт занимает главенствующие позиции в общественной жизни. Так, например, начиная с 1970–1980 гг. прошлого столетия в США спорт является «второй религией», в которую верит большинство американцев. Здоровый образ жизни для каждого американца означает очень многое. Это, прежде всего, карьера, личное счастье, светлое будущее  
и т.д.

В спорте, как  и в культуре в целом, с одной  стороны, развертывается процесс освоения личностью новых ценностей, происходит выработка установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей и т.п. С  другой стороны, личность включается в активную деятельность в этой важной сфере социальной жизни общества, она превращается в участника коллективной деятельности.

Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

На первых этапах своей спортивной карьеры юный спортсмен  соприкасается с тренерами, судьями, соперниками, членами своей команды. Эти конкретные люди (новые агенты социализации), ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Эта первичная социализация особенно важна, так как в ней закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. Агентами первичной социализации ребенка, играющими главенствующую роль, выступают родители. Тренер играет одну из ведущих ролей.

Агентами вторичной  социализации могут быть руководители спортивного клуба, судьи. Контакты спортсмена с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.

Если первичная  социализация наиболее интенсивно проходит в первой половине жизни, то вторичная  социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтом вторичной социализации – Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, федерациями, средствами массовой информации (СМИ) и т.д.

Первичная социализация спортсмена – это сфера межличностных  отношений (например, спортсмен-тренер), вторичная социализация – сфера  социальных отношений (например, спортсмен  – федерация по виду спорта). Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (например, тренер – администратор, воспитатель, учитель), а вторичной – одну, две функции.

Если рассматривать  этапы социализации с позиции  социологической науки, то можно  выделить три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой.

Дотрудовой этап охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности и  подразделяется на раннюю социализацию и стадию обучения. Ранняя социализация охватывает время от рождения ребенка  до его поступления в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства. Стадия обучения включает весь период юности в широком понимании этого термина, к которому относится и обучение в вузе.

Трудовой этап социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографически границы «зрелого» возраста условны. На этом этапе личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, что придает особое значение трудовому этапу, признание которого логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

Проблема послетрудового этапа социализации еще до конца  не изучена, так как проблемы пожилого возраста становятся наиболее актуальными  в настоящее время. Увеличение продолжительности  жизни, с одной стороны, характеризует успешную социальную политику государства, а с другой – приводит к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место.

В социологии физической культуры и спорта этапы социализации спортсмена, как правило, связывают с процессом формирования его спортивной карьеры. Исходя из этого постулата, конкретизируют следующие этапы социализации:

1) вхождение  субъекта в спортивную деятельность;

2) занятия спортом  в детско-юношеском возрасте;

Информация о работе Социологические проблемы физической культуры и спорта