Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:31, лекция
Методикой социологического исследования называют тактику
исследования, тот есть систему операций, процедур, приемов установления
социальных фактов, их систематизации и средств анализа. К методическим
инструментам относят способы сбора первичных данных, правила осуществления
выборочных исследований, способы построения социальных показателей и др.
Специализированные процедуры социологического исследования, а также методы
количественного анализа.
простой причине, что организационные проблемы, связанные с проведением
эксперимента, достаточно сложны и хлопотливы, а многие социальные процессы
по сей день мало изучены для выдвижения объяснительных гипотез.
Исходя из этих трудностей, некоторые исследователи вообще отрицают
возможность экспериментального метода в социологии, многие оставляют ему
значение второстепенного, вспомогательного метода. Подобное отношение
отражается в
исследований произведено крайне мало. Естественно, что эксперимент в той
форме, в какой он применяется в естественных науках, в социологии
невозможен. Но это не означает, что следует отказаться от проведения
исследований, направленных на эмпирическое доказательство объяснительных
гипотез. Для повышения степени научной обоснованности результатов подобного
исследования необходимо проводить повторные эксперименты, используя при
этом различные их виды. А какие виды существуют?
Социальные эксперименты различаются: 1) по характеру объекта и
предмета исследования, 2) по специфике поставленной задачи, 3) по характеру
экспериментальной ситуации, 4) по логической структуре доказательства
гипотезы.
По характеру объекта и предмета исследования следует различать
социологические, экономические (хозяйственные), правовые, социально
психологические, педагогические, психологические, эстетические
эксперименты. Различия между этими разновидностями экспериментов
определяются спецификой соответствующих научных дисциплин, однако в
некоторых случаях различные виды экспериментов могут быть тесно
взаимосвязанными, базирующимися на одних и тех же процессах реальности.
По характеру объекта исследования различаются также реальные и
мысленные эксперименты. Если в реальном эксперименте объяснительные
гипотезы проверяются путем планомерного управления условиями социальной
деятельности, то в мыслительном эксперименте проверке гипотез подвергаются
не реальные явления, а информация о них. По той причине, что в мыслительном
эксперименте отсутствует весьма важный признак экспериментирования -
целенаправленное
введением в действие экспериментального фактора, многие исследователи не
рассматривают его в числе разновидностей социального эксперимента.
По специфике
поставленной задачи
1) Научные и прикладные эксперименты. Научные эксперименты
направлены на приобретение новых знаний, прикладные же - на получение
практического эффекта.
2) Проективные и ретроспективные. Проективные эксперименты
направлены в будущее: исследователь проектирует проявления предполагаемых
следствий, вводя в действие гипотетические причины. Ретроспективные -
направлены в прошлое: исследователь манипулирует информацией о
совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших
имеющиеся следствия.
3) Одно- и много-факторные эксперименты. В однофакторном эксперименте
проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной,
в многофакторном эксперименте - целого комплекса переменных в их
взаимодействии.
По характеру экспериментальной ситуации следует прежде всего
различать контролируемые и неконтролируемые эксперименты. На результаты
неконтролируемых экспериментов оказывают существенное влияние
внеэкспериментальные факторы, характер и степень влияния которых
неизвестны, часто остается неизвестной и сама природа этих факторов. При
контролируемом эксперименте контроль переменных означает выравнивание всех
условий на экспериментальном и контрольном объекте, кроме воздействия
экспериментального фактора, и периодическое измерение значений как
экспериментальных так и неэксперементальных переменных. (Нужно отметить,
что подобный эксперимент в социологии практически невозможен).
Попытки
проведения контролируемого
к эксперименту лабораторному, то есть к такому эксперименту, когда пытаются
искусственно создать условия, максимально приближенные как к задачам
исследования, так и к реальной ситуации. Одной из центральных проблем
такого эксперимента является правильное введение в эксперимент, правильный
инструктаж: 1) объяснение целей эксперимента (для чего все это
предпринимается), 2) объяснение задач испытуемых (что они должны делать),
3) призыв к нормальному спокойному поведению "как всегда".
В полевом эксперименте ситуация воздействия экспериментального
фактора гораздо более близка к естественным условиям, но вместе с тем и
гораздо менее управляема и контролируема.
Среди
полевых экспериментов
естественные. Активно направленным считается эксперимент, в котором
исследователь активен: вводит в действие экспериментальный фактор, который,
по его гипотезе, должен привести к определенным следствиям. Плюс к этому,
исследователь стремится достичь того, чтобы испытуемые не знали о
проводимом эксперименте. В естественном эксперименте изучаемый фактор не
вводится экспериментатором, его воздействие вызвано естественным ходом
событий. Исследователь разыскивает подходящую ситуацию, где
экспериментальный фактор находится лишь в максимальной естественной
изоляции от других факторов и лишь наблюдает за развитием событий до и
после воздействия изучаемого фактора, фиксируя их, насколько это возможно.
Следует отметить, что остается спорным вопрос, являются ли подобные
исследования разновидностью эксперимента или наблюдения. Многие
существенные признаки эксперимента отсутствуют (активность исследователя,
контроль переменных), но сохраняется объяснительная гипотеза и логическая
схема ее доказательства.
Помимо всего вышесказанного, эксперименты могут также различаться по
логической структуре доказательства гипотезы. В этом случае они делятся на
параллельные (симультанные) и последовательные (сукцессивные) эксперименты.
В параллельном эксперименте доказательство опирается на сравнение
состояний двух объектов, экспериментального и контрольного (в социальных
исследованиях это, как правило, экспериментальная и контрольная группа
людей) в одно и то же время. При этом экспериментальной является группа, на
которую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной - где
этого воздействия не было.
В последовательном
эксперименте контрольная
и та же группа является контрольной до введения экспериментального фактора
и в качестве экспериментальной после того, как этот фактор оказал (или мог
бы оказать) предполагаемое воздействие.
8. Игровые методы в социологической деятельности
Выделяют
два типа игровых методов:
открытого типа. Основное применение имитационных игр находят в исследовании
социальных систем и их моделировании для аттестации и обучения руководящих
кадров. Деловой игрой называют метод поиска управленческих решений и
условной проблемной ситуации. Чаще всего она используется в групповом, реже
в индивидуальном варианте. Из игровых элементов в деловую игру включается:
распределение по ролям, состязательность, особые правила и т.д.
Первоначально деловая игра применялась как метод активного обучения
работников управления с целью выработки у них навыков принятия решений в
нестандартных ситуациях., но сегодня она получила распространение как
средство тестирования определенных способностей у работников ряда
категорий. В последние годы в Украине приняты попытки использовать игровой
метод для поиска решений реальных управленческих, социально-экономических
проблем силами тех, кому предстоит затем самим осуществлять найденные
решения. То есть, так называемые игры открытого типа. Игры открытого типа
делят на организационно-деятельные, инновационные, проектные, практически-
деловые. В этом случае игра проводится с участием нескольких десятков
человек вне повседневной производственной обстановки (3-5 и более дней).
Участники разбиваются на конкурирующие группы, работающие по специальной
программе совместно с методистом (организатором групповой работы), иногда
приглашаются консультанты по менеджменту. В конце каждого дня группы
представляют на пленарном собрании свои результаты.. Существуют, кроме
того, ролевые, психотехнические игры и тренинги. Помогая найти конкретные
варианты решения задачи, такого рода игры способствуют ролевому развитию их
участников, обучают их сотрудничеству.
9. Техника обработки социологической информации
Обработка материалов социологического исследования включает в себя
ряд этапов, каждый из которых
требует решения
методических, а подчас и теоретических проблем. Необходимо подчеркнуть
взаимосвязь этапа обработки информации с другими этапами исследования.
Многие аспекты обработки информации должны учитываться при разработке
программы исследования, составлении анкеты, при определении стратегии
выборки, а также в оценках сроков, стоимости и трудоемкости всего проекта.
Общая структура
обработки социологической
следующие компоненты:
1. Редактирование и кодирование информации. Основное назначение
данного этапа состоит в унификации и формализации информации, которая была
получена в ходе исследования (опроса). Часть анкетной информации заранее
формализована: даны возможные варианты ответов и проставлены их цифровые
коды. Однако, часто в таких ответах встречаются описки, нечеткое написание
и т.п., что устраняется при редактировании собранных анкет. Другой тип
собираемых данных представляют ответы на открытые вопросы. Их группировка и
последующее кодирование также является задачей этого этапа.
2. Перенос данных на машинные носители. Объем информации, собираемой
в ходе социологического исследования, как правило, достаточно велик.
Среднее по объему исследование дает не менее нескольких тысяч единиц (байт)
информации, а в некоторых случаях это число достигает миллионов. Обработка
таких массивов данных без применения современных ЭВМ крайне трудна и
малоэффективна. Применение средств вычислительной техники требует, чтобы
обрабатываемая информация находилась на специальных носителях. Перенос
данных с анкет на такие носители информации составляет содержание этого
этапа.
3. Ввод данных в ЭВМ. Находящиеся на носителях информации данные
исследований вводятся в ЭВМ и организуются в ней в соответствии с
требованиями используемого пакета программ обработки социологических
данных. Этот этап реализуется, как правило, специалистами вычислительного
центра.
4. Проверка качества данных и коррекция ошибок. Введенная в ЭВМ и
соответствующим образом организованная информация исследования во многих
случаях содержит более или менее серьезные ошибки. Причины их возникновения
разнообразны - это и ошибки опрашиваемых при заполнении анкет, и ошибки
перенесения кодов на машиночитаемые носители информации, и ошибки
технических устройств ЭВМ и т.д. Однако, независимо от их источника
необходимо выявить и исправить все ошибки сразу после ввода данных в ЭВМ,
до перехода к этапу анализа информации.
5. Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в
ряде случаев прямо не отвечает на вопросы, которые необходимо решить в
исследовании. Связано это с тем, что подчас сложно бывает непосредственно
измерить изучаемую
выполнение ряда преобразований собранных данных. Создание переменных
является этапом в некотором смысле обратным этапу операционализации понятий
- переменные выступают в качестве показателей, изучению которых,
собственно, и посвящено исследование. Для многих вопросов анкет получаемая
информация непосредственно отвечает задачам исследования, и в этом случае