Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:23, курсовая работа
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.
Введение
1. Структура социологического знания
2. Социальные институты: структура, типы, функции
3. Опрос, как метод сбора социологической информации, виды опросов
Заключение
Список литературы
3. Опрос, как метод сбора социологической информации, виды опросов
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации на сегодняшний день остается опрос. Опрос может рассматриваться как одна из форм массового общения, навыками которого владеет каждый человек. Однако опрос имеет свои специфические черты. В контакт, как правило, вступают незнакомые друг с другом люди, общение которых ограничено по продолжительности во времени. Кроме того, один из контактирующих выполняет узко профессиональные задачи. Полученные в ходе опроса сведения рассматриваются как конфиденциальная информация.
Опрос представляет
собой метод сбора
Специфика опроса
по сравнению с рассмотренными выше
методами сбора информации состоит
в следующем. Во-первых, в ходе наблюдения
и анализа документов социолог фиксирует
практическое поведение испытуемого,
тогда как использование
К достоинствам опросного метода можно отнести прежде всего его универсальность, а также многообразие информации, характеризующей исследуемый объект. Кроме того, опрос предоставляет исследователю не только информацию об объективных процессах, но и сведения о ценностях, установках поведения, об отношении людей к тем или иным событиям, о моделях взаимодействия представителей разных социальных групп. Опросная процедура позволяет направить ход опроса на получение наиболее ценной информации, связанной с целью и задачами исследования.
Метод опроса имеет
большое количество разновидностей,
которые социологи активно
В зависимости от способа общения , опрос может проводиться в форме анкетирования, когда общение исследователя и респондента опосредовано анкетой и респондент отвечает на вопросы письменно, а также в форме интервью, когда имеет место прямое взаимодействие исследователя и респондента, и респондент устно отвечает на задаваемые исследователем вопросы.
В зависимости от социального уровня, опрос может быть индивидуальным, когда исследователь общается только с одним человеком, отвечающим на вопросы, и групповым, когда имеет место общение социолога с группой людей. При этом следует отличать индивидуальное групповое анкетирование, а также индивидуальное и групповое интервью. и пр.)
Как правило, чаще опросы различают по способу контакта с респондентом. Каждый вид опроса имеет свои достоинства и недостатки.
Личное интервью (face-to-face)
Опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом. Личное интервью незаменимо в том случае, когда респонденту в ходе опроса необходимо предъявить значительный объем наглядной информации. Личные интервью различаются:
Личное интервью является надежным методом изучения потребительских предпочтений. Оно незаменимо в том случае, когда необходимо представление респонденту значительного объема наглядной информации. Личное интервью чаще всего используется для:
изучения потребителей (определение портрета и описание поведения потребителей, изучение отношения потребителей к товарам, торговым маркам, производителям, сегментирование потребителей и выбор целевого рынка);
изучения рынка
(определение объема и долей рынка,
его характеристик и тенденций
развития); разработки комплекса маркетинга
(поиск незанятых ниш и
Основные недостатки личного опроса:
высокая стоимость;
присутствует влияние интервьюера на респондентов;
требуется большая
команда квалифицированных
довольно сложно обеспечить должный уровень контроля за работой интервьюеров.
Основные достоинства личного опроса:
есть возможность продемонстрировать продукт, рекламный модуль, логотип и другие визуальные материалы;
сравнительно легко удерживать внимание респондента в течение долгого времени — возможно проведение довольно длительного интервью;
появляется возможность слушать живую речь и комментарии респондента;
незначительное число отказов от интервью со стороны респондентов;
легко задавать сложные вопросы, так как интервьюер может дополнительно разъяснить респонденту непонятый вопрос.
Телефонный опрос
Один из самых
оперативных и недорогих
Телефонные интервью различаются по типу респондентов:
Проведение телефонных интервью по репрезентативной выборке возможно только в тех населенных пунктах, где уровень телефонизации более 75%. В противном случае полученная информация будет недостоверна.
Как правило, в ходе телефонного опроса изучается уровень знания марки, уровень потребления марки, лояльность марке.
В ходе телефонного
опроса имеется возможность получать
оперативную информацию о реакции
рынка и потребителей действия предприятия
и его конкурентов. Телефонный опрос
позволяет без больших
В случае проведения
телефонного опроса юридических
лиц имеется возможность
Основные недостатки телефонного опроса:
небольшая длительность:
средняя продолжительность
ограничения по числу и сложности вопросов в интервью;
невозможность предъявления респондентам визуальной информации;
при телефонном опросе юридических лиц практически невозможно получить достоверную информацию по некоторым вопросам, особенно если они касаются доходов фирмы, ее поставщиков и клиентов;
телефонные опросы, как правило, не подходят для опроса руководителей высокого ранга (генеральный директор, коммерческий директор).
Основные
достоинства телефонного
относительная дешевизна (по сравнению с другими методами);
оперативность получения данных;
возможность контролировать
работу интервьюеров.
Почтовый опрос
Метод заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Почтовый опрос не требует большого штата интервьюеров, но требует профессионального подхода к созданию выборки.
Разновидностью почтового опроса является прессовый опрос. Его отличие заключается в том, что анкета не рассылается, а печатается в каком-либо издании. Прессовый опрос обычно используется в двух случаях: когда редакция хотела бы узнать мнение читателей о своем издании, или когда через печатный орган выясняется отношение определенной группы населения к какой-либо актуальной и важной проблеме. В последнее время коммерческие фирмы совместно с периодическими изданиями стали проводить своеобразные рекламно-исследовательские акции.
Проведение почтового включает в себя несколько этапов.
Основные недостатки почтового опроса:
низкий процент возврата анкет. Обычно возврат анкет при почтовом опросе не превышает 30-50%;
«самовыборка»
респондентов: в зависимости от темы опроса
в нем могут принять более активное участие
либо молодежь, либо пенсионеры, либо домохозяйки
и т. п. Помимо этого нередко в почтовом
опросе участвуют люди, имеющие своеобразное
отношение к исследуемой проблеме. Таким
образом, при проведении почтового опроса
есть реальная опасность получения «смещенной»
информации.
Основные достоинства почтового опроса:
дешевизна
опроса: почтовый опрос является
одним из самых дешевых
простота организации опроса: нет необходимости в подготовке большого штата интервьюеров и контроле за их работой;
почтовый
опрос позволяет опросить
время для
заполнения анкеты выбирает
Заключение
Социальные институты
появляются в обществе как крупные
непланируемые продукты социальной
жизни. Как же это происходит? Люди
в социальных группах пытаются реализовать
свои потребности сообща и ищут для
этого различные способы. В ходе
общественной практики они находят
некоторые приемлемые образцы, шаблоны
поведения, которые постепенно через
повторение и оценку превращают в
стандартизированные обычаи и привычки.
Спустя некоторое время эти шаблоны
и образцы поведения
Исходя из этого,
институционализация