Социологические движения и их типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:33, реферат

Описание работы

Современное гражданское общество является сферой, не относящейся к политической и правовой организации государственной власти. Оно является сферой, исторически происходящей из социальных движений, действовавших вне государственных систем. В современных обществах существует много разновидностей социальных движений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 1
1. Социальные движения…………………………………………………………...... 1
2. Возникновение социальных движений……………………………………………2
3. Типы социальных движений……………………………………………………….3
3.1. Общие социальные движения………………………………………………... 3
3.2. Специфические социальные движения……………………………………… 3
3.3. Политические движения……………………………………………………… 4
3.4. Экспрессивные движения……………………………………………………. 5
3.5. Революционные движения………………………………………………….. . 5
3.6. Реформистские движения……………………………………………………. 6
3.7. Оппозиционные движения…………………………………………………... 6
3.8. Молодежные движения………………………………………………………. 6
3.9. Феминистские движения…………………………………………………….. 7
3.10. Религиозные социальные движения……………………………………….. 8
Заключение………………………………………………………………………… 8
Список использованной литературы……………………………………………... 9

Работа содержит 1 файл

Соц движения и их типы.docx

— 33.02 Кб (Скачать)

В современных условиях экспрессивные  движения наиболее распространены и  ярко выражены в молодежной среде. Разнообразными проявлениями таких процессов являются движения хиппи, рокеров, люберов, митьков и др. молодежных групп, которые стремятся создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого, нелюбимого и презираемого ими общества с его, согласно их взглядам, античеловечной и репрессивной культурой.        

3.5. Революционные  движения.      

Революционные движения - массовые действия, направленные на глубокое и полное изменение существующей социальной действительности, структуры, функций и содержания деятельности большинства или многих социальных институтов - государства, суда, системы образования и др. Таким образом, революционные движения стремятся разрушить существующую социальную систему, свергнуть свойственный ей социальный порядок и структуру власти и установить новый социальный порядок, новую систему власти, коренным образом отличающуюся от прежней. Чаще всего революционные движения успешно развиваются там, где социальные реформы затруднены или блокируются в такой степени, что единственным способом искоренения пороков существующей социально-политической системы становится ее революционное, чаще всего насильственное ниспровержение. Именно данной особенностью обусловлено слабое развитие коммунистических движений в таких социально благополучных и традиционно демократических странах, широко проводящих различные реформы, как Швеция, Швейцария, Бельгия, Голландия, но сильное развитие их в таких странах, где социальные реформы неэффективны, где широко распространены социально-политические конфликты, где сильны традиции революционных движений - во Франции, Италии, России, других странах, возникших в постсоветском социально-политическом пространстве.       

3.6. Реформистские  движения.      

Реформистские движения - массовые политические действия, ориентированные не на революционные ниспровержения существующих социально-политических порядков, а на изменение и совершенствование существующей системы посредством проведения различных реформ. Для возникновения реформистских движений необходимо наличие ряда специфических условий. Среди них самое важное значение имеют: а) участники этих движений должны позитивно относиться к существующим в данной системе социально-политическим порядкам; б) они должны располагать институциональными (т.е. допускаемыми государством, правящей партией, действующим в обществе законодательством и др.) возможностями высказывать свои мнения и осуществлять активные действия в поддержку намечаемых реформ; в) граждане данной страны должны обладать широким набором политических прав и иметь возможность свободно и безболезненно подвергать критике функционирующие в обществе социальные институты, требовать реформирования содержания и форм их деятельности.      

Такие движения не могут развиваться в  условиях господства тоталитарного  политического режима, при котором  попытка любых социальных изменений  расценивается как угроза существующей системе власти. Как правило, к  числу реформистских относятся социал-демократические движения в Германии, Швеции, Франции, других странах Западной Европы, а также возникшие в последние годы (после развала СССР) подобного рода движения в Беларуси, России, других странах СНГ.       

3.7. Оппозиционные  движения.      

Оппозиционные движения - более или менее массовые действия, в которых участвуют люди, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения в обществе протекают слишком быстро либо, напротив, слишком медленно и непоследовательно. Подобного рода движения возникают, как правило, за революционными или реформистскими движениями и представляют из себя оппозицию по отношению к ним. Так, проведение реформ в постсоветских Беларуси, России, других странах СНГ привело к возникновению множества оппозиционных движений (движение потребителей, движение обманутых вкладчиков и др.), которые включают людей, не находящих достойного, по их мнению, места в реформируемом обществе или утративших права, привилегии или имущество в процессе проведения таких реформ.       

3.8. Молодежные  движения.      

Молодежные  движения - массовые действия, в которые включены молодые люди, выступающие за создание для них условий достойной жизни, автономии, свободы выбора профессии, места жительства, образа и стиля жизни. В развитии молодежных движений отчетливо выделяются два существенно различных этапа. Лидеры молодежных движений - в основном студенческих 1960-х - выдвигали грандиозные крупномасштабные планы коренного изменения общества посредством ниспровержения его устоев и структур. Так, массовые студенческие выступления весной 1968 во Франции проходили под лозунгом "трех М" (идеи Маркса, Мао Цзэдуна и Маркузе - лидера леворадикалистской тенденции в социологии и политике) и реализовались преимущественно в формах политического протеста против существующего строя. Лейтмотивом этих массовых молодежных выступлений были революционные идеи, оптимизм и надежда на лучшее будущее.       

Совершенно  иную политическую окраску приобретает  большинство молодежных движений 1980-1990-х. О каком-либо фундаментальном изменении общественного строя речь уже не идет, ныне главная цель молодежных инициатив - лозунг "оставьте нас в покое". Все чаще возникают требования о создании специальных молодежных центров, где бы молодые люди могли жить своей собственной жизнью: тусоваться, дискутировать, танцевать, рисовать, прослушивать музыкальные записи и т.п. Решающее ключевое слово в требованиях сторонников этих движений "автономия", а в многочисленных надписях в публичных местах почти по всей Европе довольно часто встречается буква "А", которая как раз и обозначает автономию. Буква "А" означает также итальянское amore (любовь) и выражает потребность молодых людей жить в своих общинах, которые им представляются более гуманными, чем холодный, жесткий, порой жестокий внешний социальный мир.      

Требования  автономии и самоуправления в  молодежных центрах, как правило, не разделяются широкой общественностью  и государственными структурами, которые  не соглашаются, чтобы деятельность этих центров регламентировалась другими  нормами и требованиями, чем господствующие в обществе. Особенно остро встает проблема законности молодежных выступлений, когда юноши и девушки захватывают пустующие здания, чтобы превратить их в свои центры, оправдывая свои действия общей недостачей жилья и аморальностью спекуляций в сфере строительства.       

3.9. Феминистские  движения.      

Феминистские (женские) движения представляют собой массовые действия за уравнение женщин в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства. Начало возникновения этих движений восходит к эпохе буржуазных революций во Франции, Англии и США. Для первого этапа развития феминистских движений, возникшего в 18 в. и переживающего пик своего подъема в конце 19 в., характерна весьма узкая трактовка социального равенства женщин, понимаемого только в качестве правового равенства, что нашло яркое воплощение в суфражистском (от англ. suffrage - избирательное право) движении во второй половине 19 - начале 20 вв. в Великобритании, США и ряде других стран.       

Новый этап феминистских движений начинается в конце 1960-х - начале 1970-х  под новым названием неофеминизма, который широко распространен ныне в странах Западной Европы (Германии, Франции, Италии и др.) и в США. В пределах этих движений существуют три основных направления.       

Консервативное  направление в феминистских движениях опирается на фрейдистские концепции, которые преувеличивают материнскую функцию женщины и отрицают наличие какой-либо дискриминации женщин со стороны государства. Сторонники этого направления обусловливают социальное положение женщины ее биологической сущностью и утверждают, что ее основная задача - рождение и воспитание детей, а участие в производственной и общественно-политической жизни не должно входить в круг ее интересов и жизнедеятельности.      

Иные  позиции отстаивают сторонники либерально-реформистского течения в феминистских движениях. Они исходят из предположения, что добиться социального равенства женщин с мужчинами вполне возможно в рамках существующего общественного строя посредством проведения социально-экономических, правовых и политических реформ. Отмечая большую социальную значимость и важность материнства и детства, высокую ценность семьи, они вместе с тем выступают за массовое вовлечение женщин в профессиональную, социокультурную и политическую деятельность. Формирование подобных ориентаций обусловлено разрушением патриархальной семьи, изменением традиционной роли женщины в семье и обществе, распространением партнерских ценностных представлений. Причем стремление к созданию ориентированных на современные потребности форм жизнедеятельности проявляется, как правило, в группах более молодых женщин, имеющих высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки. Содержание, формы и методы деятельности женских организаций и общностей данного направления определяются их реформистским характером и направлены на оказание давления на законодательные и исполнительные органы государства, на местное самоуправление.      

Наиболее  резкие и жесткие требования к  властным структурам предъявляют поборники  радикального направления в феминистских движениях, которые стали развиваться в конце 1960-х. Они критикуют либералов за умеренные реформистские позиции, предлагают более радикальные меры во имя достижения равноправного положения женщин с мужчинами. Их теоретические представления и программы действий базируются на признании антагонизма полов. Поскольку власть, считают они, сосредоточена по-прежнему в руках мужчин, современное общество, основанное на разделении и противопоставлении людей по половым признакам, является патриархальным и должно быть радикально перестроено. Только осуществление женской революции, направленной на преодоление всевластия мужчин, считают поборники радикального направления в современном феминизме, способно привести к желанному равноправию и свободе женщин, их подлинному, полноценному культурному и социальному развитию. 

3.10. Религиозные  социальные движения.      

Широко  распространены в обществе религиозные С.Д. Некоторые из них существуют на протяжении длительного исторического периода, другие возникли сравнительно недавно, третьи зарождаются буквально на наших глазах. Две последних категории получили в мировой социологии наименование новых религиозных движений. Одним из самых распространенных среди них является Международное товарищество сознания Кришны, проповедующее один из вариантов старейшей монотеистической религии мира - вишнаизм (или индуизм) и возникшее в 1965 в Соединенных Штатах Америки. Главными целями своей деятельности кришнаистские организации, действующие во многих странах мира, в том числе и в Беларуси, ставят углубление духовных знаний, формирование братства душ, общим отцом которых является Кришна, отыскание абсолютной истины в старейших святых текстах мира - Ведах, создание альтернативных образцов поведения по отношению к хаотическому и потребительскому сообществу, господствующему сегодня в мире, а также почитание Бога Кришны и распространение знаний о нем среди всех тех, кто стремится к таким знаниям.  

 

 

       Заключение.       

Чего  больше - вреда или пользы для  общества несут социальные движения? Этот вопрос столь же неразрешим, как и вопрос о том, больше вреда или пользы приносит ветер. Просто нужно помнить, что социальные движения служат одним из способов изменения общества. Эти изменения могут быть болезненными, и в этом случае необходимо наличие определенных социальных сил, способных преодолеть отжившие традиции, убеждения и заблуждения. Социальные движения могут сконцентрировать такие силы.

 

 

   Список использованной литературы. 

  1. Гидденс Э., Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия, Диалог, №6/7, 1999;
  2. Ле Бон Г., Толпотворение, Новое время, №3, 1999, стр. 63;
  3. Майерс Д. Социальная психология. М., Норма. 2001.С.28
  4. Ортега-и-Гассет Х., Восстание масс, "Дегуманизация искусства" и другие работы, Сборник, стр. 40-228, М., Радуга, 2001;
  5. Прокопович С., Народ и народовластие, Новое время, №27, 2000, стр. 40;
  6. Фрейд З., Психология масс и анализ человеческого Я, Психологические этюды, стр. 422-480, Минск, Беларусь, 2004;
  7. Юнг К.Г., Психология бессознательного, М., Канон,2003.

Информация о работе Социологические движения и их типы