Социологическая школа Э. Дюркгейма

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 00:16, контрольная работа

Описание работы

Классический тип научности, по его мнению, был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Основные принципы классической методологии сводятся к следующим: 1) Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных законов. 2) Поэтому социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук. 3) Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими.

Содержание

Введение 3
1. Социологическая школа Э. Дюркгейма 4
2. Научный метод в социологии Э. Дюркгейма 7
Заключение 12
Ответы на вопросы…………………………………………………………………13

Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

Социология, КР.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

      Актуальный  характер имеет учение Дюркгейма  о различиях нормального и патологического в обществе, о социальных болезнях и их преодолении. Убедительно звучит высказанное им положение о том, что важно найти «объективный критерий, неотделимый от самих фактов и позволяющий нам научно различать здоровье от болезни в разных разрядах социальных явлений».

      Социальное  здоровье, по Дюрктейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь». То, что способствует развитию общества и благосостоянию людей, должно быть признано полезным и необходимым. Болезнь общества может зародиться в любой его сфере. Если же оно больно целиком, лечить его надо комплексно. Большое значение придает Дюркгейм моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению во все его сферы социально здоровых и эффективных стимулов деятельности и общения людей.

      Дюркгейм  пытается уточнить вопрос об источниках социальной эволюции. Указывая на ограниченность взгляда, согласно которому источник развития общества лежит в психологической организации человека, в его стремлении реализовать себя или же в «потребности личного счастья» (этот взгляд в разной степени разделяли О. Конт и Г. Спенсер), Дюркгейм считает решающими социальные истоки развития общества, прежце всего коллективное сознание и коллективную (общественную) деятельность людей. Это позволило ему более подробно проанализировать механизм функционирования и развития общества. В этой части его труды до сих пор имеют немалую научную ценность.

      Представляет  интерес анализ Дюрктеймом проблемы коллективности. Коллективность  трактуется им как «основной фактор социальности», естественное лоно жизнедеятельности  людей. Он писал, что коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллективного существа», имеет общественную природу и сущность. В силу самого факта коллективного существования индивидов они воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентированные в своих действиях личности. При этом они придерживаются определенной социальной (политической, правовой, моральной) дисциплины, что, по мнению Дюркгейма, является весьма существенным фактором общественной жизни. Дюркгейм допускает «построение социологии, которая видела бы в дисциплине существенное условие всякой общей жизни, основывая ее на разуме и истине»1. Сегодня, как и во времена жизни Дюркгейма, это звучит весьма актуально.

      Разрабатывая  проблемы социальной теории и метода, Дюркгейм, естественно, касается проблемы взаимодействия социологии и философии. Он признает, что социология «возникла из великих философских доктрин» и почти всегда опирается на какой-нибудь философский подход. Однако, пишет Дюркгейм, социология давно стала самостоятельной наукой, имеет свой предмет и должна заниматься своим делом. Труды самого Дюркгейма сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как самостоятельной науки. 
 
 

Заключение

 

     Работы  и идеи Дюркгейма оказали громадное  влияние на мировую, особенно французскую, социологию. Социологи, сгруппировавшиеся вокруг основанного им в 1898 г. журнала «Анналы социологии», развивали высказанные Дюркгеймом положения и после смерти своего учителя.

     Так, Ж. Дави продолжил работы Дюркгейма, касающиеся происхождения права, а  М. Мосс (1872-1950) тенденцию на сближение  социологии с этнографией и опубликовал ряд теоретических работ о соотношении социологии и антропологии, а также провел исследование об эскимосском обществе, близкое по духу к дюркгеймовскому анализу австралийского тотемизма. Л.Леви-Брюль (1857-1939), исходя из дюркгеймовского понятия «коллективных представлений», создал свою теорию «первобытного мышления». М. Хальбвакс (1877-1945) конкретизировал дюркгеймовскую теорию самоубийств, а также применил его идеи к изучению жизненного уровня рабочего класса. В целом концепцию Э. Дюркгейма можно рассматривать как определенный финал развития методологии и теории классического позитивизма в социологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Что такое «социальная  организация» 

      Социальная  организация - система социальных групп  и отношений между ними. Различают  производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации. Основные признаки социальной организации: наличие единой цели; наличие системы власти; распределение функций.

      Социальная  организация - по А.И.Пригожину - группа людей, совместно и координированно  реализующая общую цель.  

Кто является автором  книг «Роль, Я и  общество», «Исследования  человека» 

     Автор книги «Роль, я и общество» (1934) - психолог Г. Мид.

     Автор книги «Исследования человека» (1936) - социолог Р. Линтон.  

     Дайте определение понятию  «малая социальная группа» 

     Малая социальная группа - социальная группа, для которой характерно наличие  непосредственно личных взаимодействий, контактов, складывающаяся из небольшого числа людей (от 2 до 15-20 человек), объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
     
  1. Добреньков  В. И. Социология: учебник для студ. вузов, обуч. по специальностям социологии / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 623 с.
  2. Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение / Редкол. В.М. Бакусев и др.; Пер. с фр. А.Б. Гофмана; Худож. Ю.В. Сенин. - М.: КАНОН, 1995. – 349 с.
  3. История социологии: Учеб. пособие / А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова, А.А. Грицаков, Т.Г. Румянцева; Под общей ред. А.Н. Елсукова. – Минск: Вышэйшая школа, 1997. – 529 с.
  4. Радугин А. А. Социология: курс лекций: [учебное пособие] / А.А. Радугин, К.А. Радугин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 2003. – 222 с.
  5. Социология: Учебник для студ. вузов / Лавриненко В. Н., Нартов Н. А., Шабанова О. А., Лукашова Г. С.; Под ред. В. Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 407 с.
  6. Социология: общий курс: учебник / В.И. Кондауров [и др.]. - М. : ИНФРА-М, 2004. – 330 с.
  7. Социология: учебник для студ. вузов / Ю.Г. Волков [и др.]; под ред. Ю.Г. Волкова. - Изд. 3-е. - М.: Гардарики, 2006. - 510 с.
  8. Филатова О. Г. Общая социология: учебное пособие по дисциплине "Социология" для студ. вузов / О.Г. Филатова. - М.: Гардарики, 2005. - 463 с.

Информация о работе Социологическая школа Э. Дюркгейма