Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:40, реферат
Целью данной работы является рассмотрение основных этапов развития социологической мысли в России, их особенностей в ходе мировой истории.
В ходе анализа развития особенностей социологической мысли в России будут рассмотрены работы таких ученых как П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, М.М.Ковалевский, М.А.Сорокин и многие др.
П.А.
Сорокин разрабатывал теорию социальной
мобильности и стратификации, которая
будучи “теорией среднего уровня”
позволяла прослеживать динамику социальных
процессов с помощью
Еще большую известность приобрело фундаментальнейшее исследование, проведенное Сорокиным и посвященное социокультурной динамике. Задача, стоявшая перед Сорокиным, вернее, задача, поставленная самим Сорокиным, состояла в том, чтобы проследить всемирно-историческое развитие человечества и создание социокультурной “суперсистемы”. В своей циклической эволюции суперсистема проходит три стадии: “чувственная” стадия, “умозрительная” стадия и “идеалистическая” стадия. Эти стадии или своеобразные парадигмы определяют, по мысли Сорокина, все основные социальные структуры и процессы, происходящие в обществе. Причем переход от одной стадии к другой подчас сопровождается столкновением и крушением общественных структур.
Влияние теорий Сорокина на развитие западной социологии было значительным.
На
втором этапе также продолжается
развитие теоретической социологии.
В 20-х годах издается обширная социологическая
литература: Сорокин П. А. “Основы
социологии” (в 2-х тт., 1922г.), Бухарин
Н. А. “Теория исторического
Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали А. К Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот период активно разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения и миграции (Н. Анцифиров, А. Годулов, В. Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И.Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).
Положение социологии в нашей стране после Октябрьской революции, как было изложено выше, характеризовалось сравнительно кратковременным подъемом вначале и середине 20-х годов, подъемом, который сменился чуть ли не сорокалетним периодом запретов и гонений на эту науку и ее представителей. Социологическая теория, по природе своей признающая плюрализм теоретических интерпретаций и подходов, была полностью подчинена господству институализированного марксизма и его идеологии.
Итак,
в 30-х годах марксизм окончательно
утвердился в качестве социологической
основы общества, социология была объявлена
философской наукой. Было провозглашено,
что “исторический материализм
– это и есть социология марксизма”, и,
следовательно, эмпирические конкретно-социологические
исследования, как несовместимые со спецификой
философской теории, выводились за пределы
социологии. Это была теоретическая предпосылка
разгрома социологии и ее полного упадка
в СССР. Практическая же предпосылка упадка
связана с идеологией тоталитаризма. Социологические
исследования, как научные исследования,
опирающиеся на точные факты, были не нужны
тоталитарному режиму, так как они вступали
в противоречия с пропагандой так называемых
“социалистических завоеваний”. Начиная
с этого времени, осуществляется идеологизация
общественной жизни, в том числе и науки.
Социология как социальный институт полностью
прекращает свое существование. Отныне
ее проблемы развиваются в рамках смежных
дисциплин: исторического материализма,
демографии, статистики, психологии.
2.3.
Третий этап развития
социологии - с начала 60-х
до наших дней
Возрождение социологии как науки начинается на третьем, рассматриваемом нами этапе. Первые признаки “подъема” обнаруживаются в конце 50-х — начале 60-х годов, на волне “хрущевской оттепели”. В этот период были ведены масштабные социологические исследования по изучению научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило “социальное планирование”, составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.
Также в 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение – отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ – кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 году был создан институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный журнал “Социологические исследования”. С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах. В настоящее время существует ряд экономических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях общественной жизни.
Глубокие
и сложные процессы в современном
российском обществе – социальный
кризис, трансформация социальной структуры,
политические и духовные изменения,
социальные конфликты и т. д. –
происходят в обществе переходного
состояния. Ни одна из конкретных проблем,
пусть даже очень крупная и
значимая, не может сама по себе объяснить
содержание и своеобразие этого
перехода. Только в свете общего
системного подхода к рассмотрению
проблемы такого перехода с точки
зрения выяснения структурно-
Теория
“модернизации” возникла в 60-е и
окончательно оформилась в 70-е годы
20-го столетия. Принятое в современной
социологии положение о переходных
обществах, как сердцевине теории “модернизации”,
имеет глобальное значение и призвано
характеризовать главным
Парадигма “модернизации” основывается на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются:
а) развитой или “современной” может считаться только страна со значительным уровнем индустриализации, устойчивым экономическим развитием, верой общества в силу рационального научного знания как основы прогресса, высоким уровнем и качеством жизни; большим удельным весом “среднего класса” в системе социальной стратификации и т. д.;
б) те общества или страны, которые не отвечают этим критериям, относятся либо к “традиционным”, либо к “переходным”;
в) образцом развитости, “модернизированности” являются западные страны, поэтому сама теория “модернизации” нередко именуется и теорией “вестернизации”;
г) “модернизированность”, “развитость”, “современность” – это комплексный феномен, имеющий технологические, экономические, политические, социальные и психологические измерения, а сама модернизация – сложный комплексный процесс изменения по каждому из указанных направлений; сердцевиной всех изменений является научно-технический и технологический прогресс, который определяет необходимость и условия соответствующих изменений и в других сферах.
Применительно
к современной России исходным пунктом,
с чего начинается переход, выступает
не уровень ее развития с соответствующими
количественными показателями, а
характер того общественного строя,
который предшествовал
Что же представлял на деле “реальный социализм”? Если предельно кратко, то по своей сути это радикальный антикапитализм, отрицание и частной собственности, и ее права (в качестве формального равенства), и свободной правовой личности – самостоятельного субъекта права и собственности.
Процессы демократизации общественного строя и перехода к рыночным отношениям начались в рамках “реального социализма” “сверху”, по инициативе нового руководства Коммунистической партии. Первоначально речь шла об ускорении научно-технического прогресса, затем о реформировании, “улучшении”, “увеличении” (лозунг “большесоциализма”) социализма. Ключевым вопросом постепенно стал процесс демократизации и создания гражданского общества. К концу “перестройки” начали формироваться самостоятельные социально-политические движения, группы, бросившие вызов самой Коммунистической партии. В экономической сфере появились первые зачатки рыночных отношений в виде кооперативов, различных товариществ, первых фермеров и т. д. Гласность и свобода слова стали главным выражением демократических изменений в обществе.
В
недрах “реального социализма” где-то
в начале 60-х годов рождается
социальный феномен, ставший хорошо
известным уже в 70-е года на стадии
“зрелого социализма” под названием
“теневой экономики”. Этот симбиоз, который
можно было бы назвать “номенклатурно-
В России сегодня сложилась общественная система, в которой капитал, выполняя системообразующие функции, уже успел создать необходимые элементы ее структуры. Внедряя рыночные отношения во все сферы он пока сохранил некоторые экономические формы прежней тоталитарной системы, прежде всего в сельском хозяйстве, оборонной промышленности. В этом прямо заинтересована влиятельнейшая часть новой элиты как основы собственного финансово-экономического могущества. К тому же ранее эти формы собственности только декларативно принадлежали народу, коллективам, а фактически служили номенклатуре. Все существующие формы и виды хозяйства уже интегрированы в новую систему, служат интересам сохранения и роста капитала.
Заключение
В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин. Среди них такие. Социология - дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов. Негативное влияние на современную российскую социологию оказывает и ее явная политизация, когда результаты опросов общественного мнения превращаются в оружие политической борьбы. В области теории саморазрушения догматической марксистской пирамиды привело к образованию идейного вакуума, наполнение которого происходит весьма медленно.
Все это весьма печально, ибо культура общества определяется, в частности, тем, как это общество понимает и исследует само себя.
Однако
многочисленные трудности и проблемы,
встающие перед современной российской
социологией, имеют и свои положительные
стороны. Одна из них состоит в
том, что поле социологических исследований
— как прикладных, так и теоретических
— открыто для молодых ученых,
входящих в социологическую науку.
А это редкий исторический шанс.