Социологическая мысль в России (вторая половина 19в. – начало 20 в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

Социологическая мысль в России второй половины 19 – начала 20 вв., была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный характер существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные установки этих течений.

Содержание

Содержание:
Введение………………………………………………………………………..3
1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление…4-7
2. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского……………………..8-9
3. Русский историк 19в. Н.И. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии». Объяснить, что означает такое суждение?......................................................9-10
Заключение…………………………………………………………………...11
Список использованной литературы………………………………………..12

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и  науки РФ

    Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО

    Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 

    Кафедра Философии и социологии 
 
 

    Контрольная работа

    по  дисциплине «Социология» 

    Вариант №6 «Социологическая мысль в России (вторая половина 19в. – начало 20 в.) 
 
 
 

                                                  
 
 
 
 

    Орел 2010

  Содержание:

  Введение………………………………………………………………………..3

  1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление…4-7
  2. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского……………………..8-9
  3. Русский историк 19в. Н.И. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии». Объяснить, что означает такое суждение?......................................................9-10

  Заключение…………………………………………………………………...11

  Список  использованной литературы………………………………………..12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  Социологическая мысль в России второй половины 19 – начала 20 вв., была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный характер существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные установки этих течений.

  Предметом внимания и изучения социологии становятся фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости.

  Весьма  содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического  процесса содержатся в трудах русских  мыслителей 19-20 вв., в том числе  Н. Чернышевского, П. Лаврова, Н. Михайловского, М. Ковалевского, П. Струве и др. Одними из наиболее влиятельных в то время направлений социологической мысли в России были социологические взгляды народников П. Лаврова и Н. Михайловского, а также плюралистическая социология М. Ковалевского. 
 
 
 
 

  1. Субъективная  школа в социологии. Психологическое направление.

   Заметное  влияние на становление и развитие общественной мысли в России оказала  социология народничества. Виднейшими ее представителям и были П. Лавров и Н. Михайловский. Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П. Лаврова. Как и у других классиков теоретической социологии – О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявления закономерностей и направлений его развития. Значительное влияние представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями.

   Главной движущей силой общества в концепции  субъективных социологов выступает личность. Кроме того, личность выступает и мерилом общественного прогресса. Идеалом общественного развития является создание таких отношений, при которых были бы созданы предпосылки для всестороннего развития («разнородности») личности. Полноценное развитие личности, по мысли субъективных социологов, возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Однако следует отметить, что концепция социализма в субъективной социологии довольно существенно отличалась от марксистской концепции социализма и, тем более, от так называемого «реального социализма, который был воплощен в СССР и других странах социалистического содружества. В субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта.

   Как и Лавров, Михайловский придерживался  мнения о существовании правды –  истины и правды-справедливости. Он развивает учение о двуединой  правде, сочетающей в себе объективную и субъективную правду. Он постоянно подчеркивал, что субъективный метод в социологии не означает произвольного толкования явлений общественной жизни. Эти явления надо осмыслить научно, а для этого необходимо опираться на объективную правду науки. Вместе с тем объективный анализ социальных явлений неизбежно дополняется субъективными оценками их  со стороны социолога исходя из его нравственных и иных позиций.

   В тесной связи с общесоциологической  теорией находилась  и методология субъективной социологии, в которой можно выделить два основных момента. С одной стороны, этот метод направлен на возможно более полный учет многообразных помыслов и чувств людей. С другой стороны, субъективный метод направлен на поиск оптимальных «форм солидарности между людьми», т.е. такого общественного устройства, при котором каждая личность, все классы и сословия смогут удовлетворять свои разносторонние потребности, свободно действовать и развиваться.

   В 1980-х годах в России сложилось  психологическое направление. Наиболее яркими его представителями были Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареев. Главные их труды касались фундаментальных проблем общественного развития – его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т.д. Все эти проблемы решались ими исходя главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии. Де-Роберти исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей. По его мнению, социология делает свои выводы на основе постижения психологических механизмов деятельности и поведения людей и законов их психического взаимодействия.

   Говоря  о психическом взаимодействии людей, Де-Роберти указывал на значение как  индивидуальной, так и коллективной психики, которая представляет собой  совокупность коллективных восприятий, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей. По его мнению, индивидуальная и коллективная психика людей, их психический склад воплощаются во всех проявлениях их духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества.

   Существенный  вклад в обоснование роли и  значения психологических факторов в развитии общества внес Н.И. Кареев. Как и у Де-Роберти, теоретическая  социология Н.И. Кареева постоянно соединяется с философией и психологией, в том числе социальной психологией. В своей работе «Основные направления социологии и ее современное состояние» Н.И. Кареев указал на две основные стороны социологии. Во-первых, социология выступает как система взглядов «на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу». Во-вторых, она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных явлений.

   Н.И. Кареев обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека, а именно на его ум, чувства и волю. Он отмечал, что в деятельности и поведении людей, а значит во всей их общественной жизни, большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира и было бы неверно делать ставку на одну из них. По его мнению, психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и обусловлена ею. Эта зависимость проявляется в деятельности людей и в их взаимоотношениях. Особую роль в психических взаимодействиях играет опять-таки индивидуальная и коллективная психика. Коллективная психология, по Карееву, лежит в основе развития духовной культуры. Все психические взаимодействия между людьми являются основой всей общественной жизни. Это касается экономических, политических и других отношений, возникающих между отдельными людьми и социальными группами. Все эти отношения базируются на взаимодействии индивидуальной и коллективной психологии людей. Исходя из этого, Кареев строит свою теорию общества, выступающая как система психических и практических взаимодействий между людьми. С учетом этого следует осмысливать взаимоотношения личности и общества, а также другие проблемы общественной жизни, такие как разделение труда, обмен услугами и продуктами человеческой деятельности, борьбу классов, систему политической власти, подчиняющей все части общества единому целому.

   Все эти и многие другие проблемы можно  понять, лишь глубоко осмыслив значение психологического фактора в деятельности и поведении людей и в развитии общества. 
 

  1. Многофакторная  концепция М.М. Ковалевского

   Наряду  с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М.М. Ковалевского. Ковалевский дает свое определение социологии как науки об организации и эволюции человеческого общества. М. Ковалевский подходил к социологии прежде всего как к науке, а не как к концепции человеческих идеалов, и исходит из того, что для социологии главное есть правда-истина.

   Важные  стороны эволюционистской концепции Ковалевского, согласно которой общество более или менее плавно переходит от одного состояния к другому – идеи закономерного и поступательного характера исторического процесса, как и социальной преемственности. Таким же образом, по его мнению, происходит развитие отдельных областей общественной жизни и различных социальных институтов.

   Ковалевский указывает на роль многих факторов общественного развития: Экономических, политических, демографических и  т.д. Однако ни одному из этих факторов не придается постоянного решающего значения. В различных ситуациях им отводятся разные роли, и любой из них может выйти на первый план. В этом и заключается мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковалевского.

   Важную  роль в социологии Ковалевского играет историко-сравнительный метод. Сравнивая развитие народов разных стран и эпох, можно обнаружить некоторые общие законы их исторической эволюции. По его мнению, на одинаковых ступенях развития в каждом человеческом обществе развитие происходит по одинаковому внутреннему закону. И именно историко-сравнительный метод позволяет выявить эти законы.

   Исходя  из основных установок социологического плюрализма Ковалевский разработал теорию общественного прогресса. Он писал, что основным законом социологии является закон прогресса. Задача же социологии состоит в том, чтобы «раскрыть те перемены в общественном и политическом укладе, в которые вылился этот прогресс, и те причины, которыми он обусловлен». В своей теории общественного прогресса Ковалевский исходил из того, что все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно. Это обстоятельство делает необходимым использование историко-сравнительного метода. С помощью него можно получить представление о прошлом народов, ознакомившись с современной общественной жизнью отсталых стран, а также о будущем последних, учитывая достижения современных стран.

   Социологический плюрализм Ковалевского служил теоретическим  обоснованием его политической платформы  умеренного либерализма, основная направленность которого заключалась в преобразовании экономической и политической системы российского общества по образцам западных зарубежных демократий.

  1. Русский историк 19в. Н.И. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии». Объяснить, что означает такое суждение?

  Быть  социологом в стране, где социология годами официально не признавалась либо не имела статуса официальной  науки очень не просто. Русский  историк Кареев назвал Н.Г. Чернышевского  «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии», а это означает, что «он был социологом, сам того не зная». Труды Чернышевского дали исключительно экономическое обоснование социологии, а через два с половиной десятка лет после возникновения русской социологии, экономический материализм явился у нас как новое слово, хотя основная его идея была высказана Чернышевским чуть ли не за полвека перед тем. Сочинения Чернышевского заключают в себе громадный материал суждения о том, что и как он думал по тому или другому из тех вопросов, которые вскоре после его насильственного изъятия из жизни начали ставиться и решаться в русской литературе, но весь этот материал рассеян, разбросан по разным местам, отдельные составные его части возникали по разным случайным поводам, и все это никогда им самим не сводилось в систему, в некоторое целое, которое могло бы рассматриваться им самим как научное единство.

Информация о работе Социологическая мысль в России (вторая половина 19в. – начало 20 в.)