Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:07, реферат
Эмиль Дюркгейм (15.04.1858-15.11.1917) - французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал "L’Annee sociologique" (1896). Сотрудники этого журнала - М. Мосс, М. Хальбвакс, Ж. Дави, С. Бугле и др. - представляли французскую социологическую школу, которая играла ведущую роль во французской социологии вплоть до второй мировой войны.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Метод Э.Дюркгейма………….……………………………………………...4
1.1. Концепция социального факта………………………………………………4
1.2. Социальные факты и структурный функционализм Э.Дюркгейма……….5
1.3. Особенности «социологизма» Дюркгейма…………………………………7
1.4. Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма…………...8
1.5. Нормальное и патологическое в развитии общества. Аномия…………..10
Заключение………………………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………………………13
ФГБОУ ВПО Донской государственный технический университет
==============================
Студент
_____________________ Адрес_________________________
_____________________________
группа______________________ Шифр ____________________________
по ______________________________
Тема: «Социологическая
концепция Э.Дюркгейма»
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Метод
Э.Дюркгейма………….……………………………………
1.1. Концепция социального факта………………………………………………4
1.2. Социальные факты и структурный функционализм Э.Дюркгейма……….5
1.3. Особенности «социологизма» Дюркгейма…………………………………7
1.4. Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма…………...8
1.5. Нормальное и патологическое в развитии общества. Аномия…………..10
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Эмиль Дюркгейм
(15.04.1858-15.11.1917) - французский социолог-
1. Метод Э. Дюркгейма.
1.1
Концепция социального факта.
Проблемы методологии заняли ведущее место уже в первых трудах Э. Дюркгейма, особенно в "Правилах социологического метода". Главная особенность метода Дюркгейма - объяснять социальное социальным -заключается в том, что ценности и идеи воплощаются в социальные нормы и становятся рычагами социальной регуляции. В нормальных условиях внешняя социальная детерминация осуществляется через ценностную ориентацию человека. Нормы и ценности становятся двумя сторонами социального явления. Социальные нормы, как и социальные факты вообще, для Дюркгейма имеют принудительный характер, т.е. заставляют человека действовать в соответствии с их содержанием. Но когда он вводит в оборот ценности и ценностные ориентации, то проявляются новые грани его социологии: социальные нормы эффективны только тогда, когда они опираются не на внешнее принуждение, а на нравственный авторитет общества, нравственное совершенство людей.
В 1894г. Дюркгейм
сформулировал свой основной постулат:
"первое и основное правило состоит
в том, что социальные факты нужно
рассматривать как вещи". Вещь
- это "всякий объект познания, который
сам по себе непроницаем для ума; это все,
о чем мы не можем сформулировать адекватного
понятия простым приемом мысленного анализа;
это все, что ум может понять только при
условии выхода за пределы самого себя,
путем наблюдений и экспериментов, последовательно
переходя от наиболее внешних и непосредственно
доступных признаков к менее видимым и
более глубоким". Социальные факты (вещи)
существуют вне человека и оказывают на
него принудительное воздействие. Только
в их свете можно объяснить, почему человек
действует так, а не иначе, почему люди
вступают в те или иные отношения, связи.
В такой общей форме постулат Дюркгейма
вызвал острые споры, произвольные толкования.
Он был вынужден поэтому выступить со
специальным докладом на Четвертом Международном
философском конгрессе в Болонье (1911г)
на тему "Ценностные" и "реальные"
суждения", в котором раскрыл некоторые
важные особенности своего социологического
метода. Происходит не только уточнение
основного методологического постулата,
но и некоторая смена понятийных приоритетов.
Теперь позиция Дюркгейма сводится к тому,
что социальные нормы (социальные факторы
в целом) влияют на индивидуальное поведение
не непосредственно, а через определенные
механизмы их опосредования; что внешняя
детерминация осуществляется через ценностные
ориентации индивидов. При этом действительность
социальных регуляторов определяется
не только их принудительностью, но и желательностью
для индивидов.
1.2
Социальные факты и структурный функционализм
Э. Дюркгейма.
В методологии Э. Дюркгейма социальный факт одновременно выступает как важный компонент его концепции структурного функционализма. Социологическое объяснение фактов, реальностей и явлений, исследуемых отдельно друг от друга, должно происходить в терминах социальных причин и социальных функций. Общество, как автономная сфера деятельности, развивается почти исключительно по своим внутренним законам, не испытывая серьезного воздействия факторов несоциального характера. Состояние общества зависит от внутренних связей его морфологической (материальной) структуры и характера его сознания. Поэтому и объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества. По мнению Дюркгейма, определяющая причина данного социального факта должна быть найдена среди предшествующих социальных фактов, а не в состоянии индивидуального сознания.
Например, по Дюркгейму, важнейшей функцией разделения труда в современном обществе является усиление социального единства через развитие отношений зависимости. С ростом разделения труда все более важной интеграционной силой выступает безличная функциональная зависимость, которая появляется, когда из-за специализации никто больше не обеспечивает сам себя. Главное, по Дюркгейму, показать не причину появления социального факта, а его функцию для целого, допуская, что эта функция имеет положительный для целого характер.
По мнению Дюркгейма, социология должна изучать синхронные и коллективные аспекты социальной жизни. Этим он сделал социологию структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме его частей, в котором части рассматриваются в их отношении к целому больше, чем к собственному прошлому, и в котором собственное понимание участником событий действительности имеет подчиненное значение по сравнению с отстраненным научным анализом. [2]
Э. Дюркгейм видел
в ценностях важнейший
Э. Дюркгейм приходит
к выводу о том, что причинный
анализ - это отыскивание зависимости
социального явления от социальной
среды. Такой подход мог открыть
более широкие возможности в
познании общества, если бы автор указал
на социальные, экономические, исторические
источники такой зависимости. Но он ограничился
лишь функциональной стороной взаимосвязи,
что фактически приводило к отождествлению
причинного анализа со структурным анализом.
Эту особенность своего структурного
функционализма он обозначил термином
"социологический детерминизм".
1.3
Особенности "социологизма" Дюркгейма.
В истории социологии часто используются ярлыки или метки, которые должны выделять какие-то существенные черты определенной теории и, таким образом, обозначить ее своеобразие. У Дюркгейма таким ярлыком выступает "социологизм", в понимании которого необходимо различать два аспекта: антологический и методологический. С одной стороны, это метод обоснования самой науки как самостоятельной, со своими понятиями, предметом; с другой - собственно способ подхода к социальной реальности, ее понимания и объяснения. Сама социальная реальность включена в универсальный мировой порядок, как и другие виды реальности, и так же развивается в соответствии с определенными законами. Но социальная реальность - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она не только основательна и автономна, но и имеет примат по отношению к индивидуальной, биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. "Коллективные представления", "коллективное сознание" господствуют над индивидуальными.
Специфика социальной
реальности определяет и специфику
социологии как науки. Поскольку социальная
реальность, по Дюркгейму, является высшей
реальностью, постольку происходит социологизация
всех способов и средств исследования
общества, т.е. социологический способ
объяснения провозглашается единственно
верным, исключающим другие способы или
включающим их в себя. Социология, таким
образом, выступает у Дюркгейма не только
как специфическая наука о социальных
фактах, но и как своего рода наука наук,
призванная обновить и социологизировать
самые различные отрасли сознания: философию,
логику, этику, историю, экономику и др.
социология превращается в "систему,
в корпус социальных наук". В этом смысле
"социологизм" из базовой социологической
концепции превращается в широкое философское
учение. И в самом деле, те реальные глобальные
проблемы природы, морали, религии и т.д.,
которые Дюркгейм стремился разрешить
в своих исследованиях, часто выходили
за рамки собственно социологической
проблематики, являясь философскими в
самой своей постановке.
1.4
Основное содержание социологической
теории Э. Дюркгейма.
Что понимал Дюркгейм под термином "разделение труда"? с его точки зрения, это - сила, объединяющая людей в обществе. В отличие от Г. Спенсера, считавшего фактором, объединяющим людей, свободную игру индивидуальных интересов, или О. Конта, указывавшего на государство, Э. Дюркгейм видел именно в разделении труда объединяющее начало, фактор преодоления разобщенности и борьбы с центробежными тенденциями. При анализе этого явления он ставил перед собой двоякую цель:
а) исследование функций разделения труда, т.е. определение, какой социальной потребности оно соответствует и раскрытие причин и факторов его развития;
б) выявление не только позитивных последствий разделения труда, но и патологических, "ненормальных" его форм, которые порождают соответствующие явления в социальном организме, приводят его к деградации.
Разделение труда,
под которым Дюркгейм понимал
профессиональную специализацию и
кооперацию, является признаком
В трактовке Дюркгейма солидарность выступает как высший моральный принцип, высшая моральная ценность. По существу, солидарность определяет общественное состояние, социальный порядок общества. Дюркгейм выделял два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Первая предполагает сходство индивидов, тождественность исполняемых ими функций, неразвитость личностных качеств; вторая - самостоятельность индивидов, развитость их как личностей, разделение между ними функций в обществе.
Механическая солидарность присуща простым, архаичным обществам, где коллектив поглощает индивида, а наличие репрессивного права свидетельствует о подавлении личности и господстве коллективного сознания (в основном религиозного).
Органическая солидарность свойственна сложным, развитым обществам и основывается на всеобщем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.