Социологическая концепция Герберта Спенсера

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 04:24, реферат

Описание работы

Герберт Спенсер (родился 27 апреля 1820 года в Дерби, умер 8 декабря 1903 года в Брайтоне), английский социолог, считается основоположником позитивизма, наравне с другими социологами. Работал техником, инженером на железной дороге (1837-1841 гг.), писал публикации в журнал «Экономист» (1848-1853 гг.). Многосторонне образованый, он был серьёзно знаком с современными ему научными достижениями в математике и естествознании. Работал в основном с книгами и бумагами, поэтому прослыл «кабинетным ученым». Самостоятельно работая над собой, достиг высшего технического образования, смог стать великим учёным-энциклопедистом и оставить значительное наследие в науке.

Работа содержит 1 файл

spenser_2.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

     Согласие  функций, т.е. их взаимная связь и  зависимость, становится тем теснее, чем далее подвинулось вперед развитие. В разнообразных низших агрегатах, среди которых есть и индивидуальные, и общественные, действия частей почти не зависят друг от друга; тогда как по мере развития агрегатов обоего рода частные деятельности, составляющие жизнь отдельных частей, возможны только когда части слагаются в единое целое. Когда еще части мало дифференцированы, они могут сравнительно легко выполнять друг за друга различные отправления; но когда дифференциация их уже значительна, они могут исполнять функции друг друга лишь очень несовершенно, или даже вовсе не могут делать этого.

     Обобщая вышесказанное, подведем итог:

     Герберт Спенсер понимает общество как целостный  организм, подобный биологическому организму. Это сложный организм, слагающийся из взаимосвязанных и взаимозависимых клеток и органов. Эти клетки и органы связаны в единую систему и выполняют специфические функции в составе организма.

     Характеристика  эволюционного процесса социологии, как науки

     Спенсер полагал, что человеческая цивилизация  в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно взятые общества (также  как и подвиды в органической природе) могут не только прогрессировать, но и деградировать: "Человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные пути". При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности - простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д.

     Эволюция  любого объекта характеризуется  переходом от бессвязности к связности, от однородного к разнородному, от неопределенности к определенности. Центральный принцип философии Спенсера, по его словам, гласит так: «Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной однородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение». Граница, за которую эволюция не может перейти – является балансом системы.

     В случае нарушения баланса начинается распад, который со временем приводит к новому эволюционному процессу. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада.

     Аналогия  с биологическим организмом повлияла и на объяснение идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделял две стороны: интеграцию и дифференциацию:

  • интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как слияние индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.
  • дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая неоднородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложной формы общества.

     Спенсер считал эволюцию суперпозицией этой пары процессов. И, преобразуя однородное в неоднородное, эволюция обуславливает начало Солнечной системы, планет, в частности Земли, и впоследствии рождение человека и общества. Эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую и сверхорганическую. Фазы — это основные этапы эволюции, проходят определенные периоды развития. Неорганическая фаза — это возникновение и эволюция космических систем, органическая фаза — возникновение и развитие растительного и животного мира, сверхорганическая — возникновение и формирование человека и общества. Самые интересные элементы эволюционной теории Спенсера связаны с анализом сверхорганической эволюции.

     Все они подчиняются общим законам. Однако некоторые законы высших фаз не могут быть сведены к понятиям низших фаз. Так, в надорганической эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общество тоже часть природы, и поэтому также является таким же естественным объектом, как и любой другой, его никто не создавал искусственно, оно не возникло по «божьей воле» или по чьему-то приказу.

     По  словам Спенсера,  человек в естественном состоянии «в значительной мере антисоциален». Человек становится социальным существом в ходе длительной эволюции первобытных сообществ, в надорганические социальные системы. Главным фактором социогенеза он считает численный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальной организации, которая в свою очередь способствовала выработке и развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть и содержание этой естественной эволюции - социализация человека.

     Будучи  противником теории свободы воли, Спенсер одновременно с тем был  непоколебимым сторонником идеи свободы индивида как ценности. С его точки зрения общество существует для удовлетворения потребностей своих членов, а не наоборот. Условием успешного социального развития он считал принципы «равной свободы» индивидов, ограниченной только свободой других индивидов; равного влияния всех индивидов и социальных слоев на принятие политических решений; свободной конкуренции.

     Спенсер уделяет значительную часть работы обоснованию самой возможности социологии, как науки, подвергает критике многочисленные доводы ее противников. Социология возможна уже благодаря тому, что общество - часть природы и подчиняется закону «естественной причинности». Спенсер опровергает не только теологические представления об обществе, но и теоретиков «свободной воли», философов, приписывавших решающее значение в истории «выдающимся мыслителям», «общественному договору», выдвигавших на главный план субъективные факторы или указывающие на отсутствие повторяемости в общественной жизни.

     Сам термин «социология» только благодаря  Спенсеру был «реабилитирован» и  получил второе рождение. Если до этого  он был прочно связан с политико-религиозно-утопической  доктриной его изобретателя, то, начиная со Спенсера, он стал рассматриваться как обозначающий науку об обществе вне зависимости от того, какое социальное, политическое или религиозное мировоззрение у этого социального ученого.

     Из области биологии Спенсер черпал гипотезы, методы доказательства, проверки выводов и т. д. Биология для него была как бы научно-методологическим прецедента.  Биологические аналогии он сравнивал со строительными лесами, которые отбрасывают после окончания строительства.

     Назначение  социологии, по Спенсеру, - анализ типичных массовых явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные данные. Социологию не признают, утверждает Спенсер, из-за совокупности двух групп явлений: индивидуальных, случайных, единичных и массовых, типичных, повторяющихся.

     В размышлениях о сущности социологии, Спенсер выделяет трудности социального знания: объективные и субъективные. Социологические факты невозможно определить с помощью приборов, видеть под микроскопом. Их можно определить только опосредованно, через сравнение множества данных. Социальные факты для Спенсера – это такие явления, в которых проявляются эволюционные процессы, например дифференциация структуры и функций, усложнение политической организации и т. п.

     Спенсер не предлагает четких критериев объективности  наблюдения в социологии. Обобщая  исследовательскую практику, он тщательно перечисляет возможные трудности, продленность социальных явлений во времени, что затрудняет нахождение причинно-следственных связей, мифологизацию исторических событий, трудность выделения фактов среди оценок свидетелей исторических событий, воздействие стереотипов массового сознания, в том числе сословных и классовых предрассудков, чувств, эмоций.

     Исследуя  происхождение всех живых тел, а  таковым Г. Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить  как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии. Гипотеза эволюции, по мнению ученого, находит поддержку, не только во многих аналогиях, но и в непосредственных экспериментальных данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе «Основные начала» различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую. Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде «Основания социологии».

     Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее  его зависимость от внешних условий  существования, важнейшей частью которых  может быть соответствующее групповое  образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности.

     Не  располагая необходимыми непосредственными  данными о функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия). Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем «простого возрастания». Процессы образования крупных обществ из более мелких повторяются и из вторичных образований образуются третичные. Таким образом. Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития.

     Главное направление происходящих изменений  Спенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного  развития (социальное расслоение, появление  новых организаций и т. д.) при  одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества: «военное», в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и «промышленное» с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, помысли Спенсера, состоит из трех главных систем: «производящей средства для жизни», «распределительной», «регулятивной». Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. «Страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» — церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.

     Эволюция  любого объекта характеризуется  переходом от безсвязности к связности, от однородного к разнородному, от неопределенности к определенности. Спенсер предлагает следующее определение  центрального понятия своей филосовской  системы: «Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной однородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение». Баланс у системы наступает когда система достигает предела, который не может перейти.

     В случае нарушения равновесия начинается распад, который со временем переходит  в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада.

     Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Все они подчиняются общим  законам. Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены  к законам низших фаз. Так, в надорганической эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общество - часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно, в результате «общественного договора” или божественной воли.

     Для Спенсера человек в естественном состоянии это в значительной мере асоциальный тип. Человек становится социальным существом в ходе длительной эволюции первобытных сообществ, в надорганические социальные системы. Главным фактором социогенеза он считает численный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальной организации, которая в свою очередь способствовала выработке и развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть и содержание этой естественной эволюции - социализация человека.

Информация о работе Социологическая концепция Герберта Спенсера