Социолизация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:38, реферат

Описание работы

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация выполняет в общество три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
ценностей;

Работа содержит 1 файл

социализация личности.docx

— 15.08 Кб (Скачать)

    Социализация  личности

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

    Социализация  выполняет в общество три основных задачи:

    1)      интегрирует индивида в общество, а также в различные типы 
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и 
ценностей;

    2)  способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими 
социальных ролей;

    3)  сохраняет общество, производит и передает культуру поколений 
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

    По  мнению Ч. Кули, личность проходит следующие  стадии социализации:

1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;

2)  игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3)  групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе 
социализации различают ее первичные и вторичные формы.

    Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях . жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

    Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

    Важнейшими  факторами социализации личности выступает  феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.

    Группа  выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу - при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.

    Основными определяющими факторами на внеличностном (групповом) уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д.

    На  следующем - межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.

    На  личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контрольдействий.

    В результате социализации формируются  различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.

    Рассмотрим  различные подходы к описанию механизмов социализации. Так, согласно Э. Фромму, при различных способах социализации, указанных в левой части, возникают, соответственно, пять способов адаптации к социуму:

        мазохистский - рецептивный,

        садистский - эксплуатируемый,

        деструктивный - накопительский,

        конформистский - рыночный,

        продуктивный - духовный.

Э. Фромм считал, что доминирующий тип социального характера совпадает с типов самоотчуждения личности на различных исторических этапах развития общества, делая тем самым акцент на биопсихологических факторах

Информация о работе Социолизация личности