Социальный статус и социальные проблемы женщин в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 17:04, реферат

Описание работы

Технологии социальной работы с женщинами очень актуальны на современном этапе развития общества. Женщины - это особая социально-демографическая группа. Их жизнедеятельность отличается конкретными социальными функциями, включая все сферы отношений в обществе. Женщины отличаются специфическими чертами характера, особым духовным обликом. Они выполняют роль и труженицы и матери. В настоящее время растет число женщин, занятых в сфере управления, в политической сфере. Женщина стала выступать больше как субъект, чем как объект в жизни общества.

Работа содержит 1 файл

Социальный статус и социальные проблемы женщин в РФ.docx

— 37.50 Кб (Скачать)

     Тендерная асимметрия, естественно, обусловлена  отчасти негативным восприятием  большинством мужчин активного участия  женщин во всех сферах жизни. Именно мужчины  пользуются в обществе значительными  привилегиями. Однако существует и  иная точка зрения.

     Ведущий научный сотрудник Института  США и Канады РАН, доктор политических наук Н.А. Шведова считает, что было бы неверным обвинять всех мужчин в  том, что в обществе существует дискриминация  в отношении женщин. «Неравенство и угнетение напрасно вменять в вину каждому мужчине, среди которых есть разные личности».

     Такая оценка, по мнению автора, объясняется  тем, что мужчины — и жертвы, и заложники той власти и форм ее применения, историческое становление  большинства которых шло в  соответствии с требованиями эволюции «силовой» цивилизации.

     В то же время Н.А. Шведова ссылается на то, что все общественно-политические институты и структуры создавались на протяжении веков мужчинами. Они формировали стереотип мышления, который и сказался на социальном статусе женщин.

     Следовательно, для установления тендерного равенства, а также реализации женщинами  равных с мужчинами прав и возможностей необходимо представительство женщин во всех органах, принимающих политические решения. Это обеспечило бы выдвижение законодательных инициатив, близких  их интересам. Проблема состоит в  том, чтобы современное общество создало равные условия для развития мужчин и женщин. Равноправие не есть одинаковость прав, но есть их социальное равенство.

     Взаимное  внимание и поддержка способствовали бы, как справедливо замечает американская писательница Ш.П. Гилман, честному соревнованию полов, что развивает лучшие качества мужчин.

     Таким образом, женщина в силу биологической  и социальной программ наследственности несет большую нагрузку по воспитанию детей и ведению домашнего  хозяйства, то общество должно расширить  ее возможности в социальном и  профессиональном аспектах, формировать  более благоприятные условия  для ее развития. В этом случае можно  говорить об обеспечении равенства  прав.

     1.2 Специфика социальных проблем женщин 

     Социальные  проблемы присущи различным категориям населения и обусловлены их возрастом, социальным, имущественным или семейным положением, состоянием здоровья и  т.д. Население, с которым ведется  социальная работа, разделяется на категории по различным критериям. В последнее время все большее  внимание уделяется гендерному аспекту  социальных проблем, т.е. анализу социальной ситуации клиента социальной службы, изысканию ресурсов и технологиям  оказания помощи клиенту в зависимости  от его принадлежности к мужскому или женскому полу. Понимание тендерной  специфичности социального положения, самочувствия и саморазвития личности в обществе в известной мере можно  объяснить изменением положения  женщин в обществе, развитием демократического, эгалитарного мировоззрения. С таких  позиций изучение и разрешение социальных проблем индивида независимо от его  половой принадлежности не оправдывают  себя. Социальная работа с мужчинами  вполне заслуживает того, чтобы быть выделенной в отдельную отрасль, однако в силу ряда причин в этом направлении и в стране, и во всем мире делаются только первые шаги. В то же время социальная работа с женщинами признается одной  из наиболее важных и масштабных сфер социальной работы в целом.

     Основная  причина выделения женщин в особую социально-демографическую группу и специфическую категорию клиентов социальной работы — выполнение ими  генеративной функции, т.е. наличие  у них способности к деторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных последствий.

     Эта способность, с одной стороны, с  первых этапов существования человечества обеспечивала продолжение рода, но с другой стороны, представляла большую  опасность для хрупкой и неустойчивой системы жизнеобеспечения традиционных обществ прошлого, в которых добыча средств пропитания всегда была связана с большими трудностями, а наличие каждого «лишнего рта» было чревато угрозой недоедания и голода. Поэтому в патриархальных обществах сложилась своеобразная феминофобия — страх перед женщинами и недоброжелательное отношение к ним.

     Кроме того, подчиненная роль женщин в  полоролевом разделении труда, невозможность для подавляющего большинства женщин самостоятельно обеспечивать себя и детей средствами к существованию способствовали укоренению представлений об их неполноценности, необходимости главенствующей роли мужчины, ограничении жизнедеятельности женщин исключительно семейным кругом, «естественном биологическом предназначении» женщины.

     К сожалению, всю косность и неправильность таких представлений многие наши соотечественники начинают понимать только в том случае, когда дают себе труд распространить мысль о «естественном  биологическом предназначении»  на мужчин и с удивлением осознают, что все жизнеосуществление «сильного пола» в этом контексте сводится к достаточно кратковременному и чаще всего единичному акту.

     Несмотря  на масштабные демократические изменения, произошедшие в XX в. и существенно  изменившие как положение женщин, так и отношение к ним со стороны общества, главная социальная проблема женщин — сочетание семейных и внесемейных, материнских и трудовых обязанностей, обусловленное выполнением ими генеративной функции, — продолжает сохранять актуальность.

     Трудовая, внедомашняя занятость женщин —  не ошибка исторического развития нашей  страны, как, к сожалению, нередко  приходится слышать, и не каприз женщин, не желающих выполнять семейные обязанности. Этот объективный процесс неразрывно связан с индустриализацией, развитием  производства и в конечном счете является одним из критериев перехода от традиционного к модернизированному обществу. Индустриальная и постиндустриальная эпохи, появление новых сфер занятости, требующих от работников не наличия физической силы, а ловкости, внимательности, обученности, с одной стороны, создали потребность в женской, сравнительно дешевой, рабочей силе и, с другой стороны, впервые предоставили женщинам возможность самостоятельно обеспечивать себя и своих детей средствами к существованию, используя социально одобряемые способы. Женская внедомашняя занятость получает все большее распространение и становится массовым явлением по мере перехода той или иной страны от традиционных способов ведения хозяйства к промышленному производству и институциональным услугам. В развивающихся странах доля женщин, работающих вне дома, также быстро растет — как правило, после нескольких лет перерыва, вызванного рождением ребенка, женщина вновь возвращается на работу.

     Часто общество, ранее не одобрявшее работу женщин вне дома, меняет свое отношение  к этому в связи с крупными социальными потрясениями: так, широкое  участие женщин в производстве в  западном обществе стало допустимым и привычным во время второй мировой  войны и продолжилось по ее окончании.

     К сожалению, оборотной стороной подобного  объективного и, безусловно, прогрессивного процесса стала «двойная занятость», женщины — на работе и дома, ибо  в соответствии с традиционным разделением  домашних обязанностей женщина несет  основную нагрузку по ведению домашних дел, уходу за домочадцами, воспитанию детей. Только в наиболее демократически развитых обществах намечаются изменения  подобной традиции в пользу женщин.

     Интеллектуализация  труда, появление новых высокотехнологичных  отраслей промышленности, банковского  и информационного сервиса, иных сфер деятельности привели к появлению  высокооплачиваемых рабочих мест, рассчитанных на женщин, утверждению стереотипа деловой женщины, которая добивается высокого положения собственным  трудом. Возник (пока в основном на Западе) феномен «бикарьерной семьи», в которой оба супруга способны добиться высоких достижений на жизненном пути и никто не жертвует своим успехом ради другого. К сожалению, как показывает опыт, подобный тип отношений характерен в первую очередь только для высокообразованных, интеллигентных и обеспеченных семейных пар. Распространенным стал также вариант, когда муж, жертвуя своей карьерой, оставляет работу и семья переезжает ближе к новому месту работы жены. Естественно, ломка прежних стереотипов мужского доминирования в семье и карьере происходит с большим трудом.

     Изменяется  отношение к детям и деторождению — сфера, которая наиболее ревностно  охранялась традициями, религией и  психологическими стереотипами. Прежде деторождение осуществлялось на уровне «естественной фертильности», т.е. каждая семейная пара должна была производить  на свет столько детей, «сколько бог  послал», сколько определялось ее биологическими и физическими кондициями. Предотвращение беременности или ее искусственное  прерывание осуждались и преследовались властью и религией. Это оправдывалось  рядом социальных условий, в частности  высоким уровнем младенческой и  детской смертности, уничтожением как  детского, так и взрослого населения  во время войн, эпидемий и периодического голода, а также тем, что наличие  детей в семье было своего рода социальной гарантией обеспечения  родителей в старости.

     Снижение  общей и детской смертности, развитие здравоохранения, ликвидировавшего основные причины массовых эпидемий, появление  внесемейных форм социального обеспечения, при которых заботу о престарелых в той или иной форме берет на себя общество, — все это привело к снижению потребности в детях, возможности перехода от естественной фертильности к последовательному регулированию рождаемости. Меняется прокреативная этика, т.е. представление о том, что является благом или злом в сфере деторождения: если прежде ценилось количество детей, то теперь ценностью становится в первую очередь их «качество», т.е. способность к социальному функционированию и развитию, возможность достижения ими жизненных успехов. Высокие требования предъявляются к образованию детей, без которого их полноценное участие в жизни общества невозможно.

     Причем  социально, а часто и юридически санкционированный минимум образования  все более повышается: обязательное среднее образование не только зафиксировано  в законодательстве всех развитых стран  мира, но по рекомендации ООН государства обязаны стремиться сделать его бесплатным. Женская образованность становится столь же обязательным атрибутом современного общества, как образованность мужская, и даже нередко обгоняет последнюю.

     Появление новых современных средств контрацепции и прерывания беременности делает контроль рождаемости не только более безопасным и надежным, но и доступным на индивидуальном уровне. Повсеместно  в развитых странах утвердились  представления о правомерности  и желательности планирования семьи, необходимости сознательного и  добровольного контроля женщины  над своей репродуктивной способностью. Первый демографический переход (от естественной фертильности к регулированию  деторождения) уступает место второму демографическому переходу — от семьи малодетной к семье, преимущественно имеющей одного ребенка.

     Высокая стоимость квалифицированного женского труда заставляет отдельные фирмы  и целые государства, заботящиеся  об эффективном использовании этого  социально-трудового ресурса, прибегать  к мерам, облегчающим женщинам совмещение семейных и внесемейных обязанностей: организация государственных и корпоративных детских садов, использование услуг специальных нянь, которые содержатся за счет муниципальных бюджетов, предоставление неполного рабочего дня, установка компьютерных терминалов на дому у работающих женщин, имеющих малолетних детей, и т.п.

     Распространение индивидуалистических установок современного общества на сферу семейных отношений  и представлений приводит, как  уже упоминалось, к изменению  семейных ориентации, допустимости (и  даже иногда предпочтительности) одиночества, внесемейного существования как комфортабельного стиля жизни. Существует целая субкультура мужчин и женщин, не обременяющих себя семьей, которые живут в спроектированных для них домах с высоким уровнем сервиса, уделяют много времени и средств развлечениям, туризму, хобби, считая, что удачная карьера и свобода гораздо важнее, чем семейная жизнь; в некоторых странах их доля составляет 30% всего населения.

     В России все общие тенденции, характерные  для современного уровня развития общества, находят свое отражение, но всякий раз  претерпевают некоторые изменения, объясняемые определенной спецификой, особенностями исторического и  культурного развития страны. Это  касается, в первую очередь, проблем  занятости. По данным официальной статистики, женщины составляют 47% общей численности  занятых. Работают 3/4 всех трудоспособных женщин, что является довольно высоким показателем.

     Самый высокий уровень занятости (86%) отмечен  среди женщин в возрасте от 30 до 49 лет; женщины в более молодом  возрасте чаще всего заняты выполнением  семейных обязанностей; рождение детей  и уход за ними нередко заставляет их оставить работу; женщины в более старшем возрасте, во-первых, могут заработать право на льготную (по разным основаниям) пенсию, а во-вторых, иногда вынуждены оставлять работу по причине проблем со здоровьем или необходимости оказывать помощь в воспитании внуков. Кроме того, конкурентоспособность женщин в таком возрасте на рынке труда минимальна, приспособиться к новым требованиям им довольно трудно, поэтому шансы найти новую работу взамен утраченной весьма невелики.

     Уровень образованности работающих женщин выше, чем мужчин. Среди всех занятых, имеющих  высшее образование, женщины составляют 52,8%, имеющих среднее специальное  образование — 57,5%. Это обусловлено  помимо прочего наличием «женского  сектора» занятости в народном хозяйстве  — сферы образования, воспитания, медицинского и социального обслуживания, культуры.

     Высокая вовлеченность женщин в трудовую сферу обусловливает серьезную  угрозу безработицы для них. За годы экономических реформ женщины в  России потеряли 7 млн. рабочих мест, а мужчины — от 1 до 2 млн.; участие  в производстве женщин в возрасте 20—24 лет сократилось на 12 процентных пунктов (у молодых мужчин этот показатель вдвое ниже). Женщины составляют 69% всех безработных с высшим образованием и 74% безработных со средним образованием.

Информация о работе Социальный статус и социальные проблемы женщин в РФ