Социальный прогресс и развитие общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное и, на¬конец, капиталистическое общество. Человеческое общество развивается от простого к сложному. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества. История России уходит в глубь веков. Россия - название страны и государства, а Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советская Россия и современная Российская Федерация - наименования не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных типов общества.

Содержание

Введение.
1.СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС.
2. ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВА.
3. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

социология мне.docx

— 62.86 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Введение.

1.СОЦИАЛЬНЫЙ  ПРОГРЕСС.

2. ТИПОЛОГИЯ   И  ЭВОЛЮЦИЯ  ОБЩЕСТВА.

3. ТЕХНИЧЕСКИЙ  ПРОГРЕСС  И  ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ  ОБЩЕСТВО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА.

 Введение.

Человеческое общество постоянно  изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное и, наконец, капиталистическое общество. Человеческое общество развивается от простого к сложному. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества. История России уходит в глубь веков. Россия - название страны и государства, а Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советская Россия и современная Российская Федерация - наименования не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных типов общества.

1. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС.

История свидетельствует, что  ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий  крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс.

Нет ни одного общества, в  котором орудия труда не улучшались бы, а напротив, ухудшались. Чем совершеннее орудия, тем выше производительность труда - и в промышленности, и в сельском хозяйстве, тем большее количество населения можно прокормить на одной и той же площади. Растет численность и одновременно плотность населения. Плодородие земли и повышение эффективности земледелия позволяют отвлечь значительную часть населения для занятия ремеслом, культурой, наукой, политикой. Расширяются культурные и торговые контакты между людьми. Появляется совершенно новый тип территориальной организации - города. Возникнув как торговые центры, они постепенно превращаются в очаги религиозной, культурной и научной жизни.

Новые религиозные течения, в том числе протестантизм, способствовавший зарождению капитализма, складываются именно в городах. Наука стимулирует  технический прогресс. Ручные орудия труда вытесняются машинами, которые уступают место автоматизированным комплексам. Из недифференцированной толщи народной культуры выделяется светское искусство (салонная культура), а позже - массовая культура. Наскальные рисунки сменяет деревянная скульптура. Изменяются образ и уровень жизни населения, города благоустраиваются, превращаются в мегаполисы. Традиционные многопоколенные семьи распадаются на множество нуклеарных -мать, отец, ребенок.

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости  к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории. Регресс - локальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным.

 реформа- частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. революция - комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Пример: введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения. Они касаются социального положения различных слоев населения, ограничивают или расширяют их доступ к образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

Переход экономики на рыночные цены, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система - примеры экономических реформ.

Изменение конституции, формы  голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике - примеры политических реформ.

 

Революции бывают научные, религиозные, управленческие, технические, социальные, политические и экономические. Переворот, совершенный в астрономии Коперником, называют революцией. Революцию в науке совершили теория относительности Эйнштейна и открытие электрона. Археологи говорят о неолитической революции, специалисты по управлению -о менеджерской революции, социологи -«молчаливой революции», историки - о социалистической и т.д.

 

Хотя реформы предполагают частичные улучшения, по своим последствиям, они вполне могут сравниваться с революциями. Таковы отмена крепостного права в 1861 г. и столыпинская реформа. Как правило, они задумываются правительством как одиночное или состоящее из серии нововведение, подкрепленное законодательно или административно (механизм внедрения), но позже вовлекают все общество. По своей продолжительности реформы и революции могут не различаться. Неолитическая революция тянулась несколько тысячелетий. Октябрьская революция свершилась в несколько дней. Ее ядро составил военный переворот и насильственный захват власти в центре. Однако на периферии страны она продолжалась еще много лет до тех пор, пока окончательно не были сломлены устои старого и не утвердилось новое. Сталинские репрессии, индустриализация и коллективизация рассматривались как продолжение Октябрьской революции. Таким образом, многие революции (хотя и не все) и реформы, как совокупность преднамеренных и организованных действий, заканчиваются лишь тогда, когда достигнута главная цель.

Самой величайшей революцией в истории считается неолитическая. С ней не сравнится никакая другая, хотя освоение космоса и достижения электроники часто называют важнейшими революциями в истории человечества. На самом деле, полагают археологи и этнографы, ни одно открытие последних 10 тыс. лет не идет ни в какое сравнение с тем грандиозным скачком, который совершило человечество благодаря одной из самых разумных революции - приручению животных и окультуриванию растений. Распространение земледелия считается вторым после искусства добывания огня величайшим достижением человечества.

Неолитическую революцию  обычно сравнивают с промышленной революцией XVIII-XIX веков, которая привела к смене феодального строя капиталистическим. Считается, что неолитическая революция имела даже более грандиозное влияние, чем промышленная. Ведь первая породила классовое общество, а вторая сменила один классовый строй другим.

Промышленная революция  длилась 100 лет, а неолитическая - 3 тыс. лет.

2. ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВа.

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общество делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Не знающие письменности народы называют доцивилизованными.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два  класса -простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (таковы первобытные племена).

 В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху -вниз по мере убывания доходов. Возникшее тогда стихийно социальное неравенство теперь закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически. Толчок к появлению сложных обществ дало зарождение самого мощного института - государства. А произошло это примерно 6 тыс. лет назад. Простые общества возникли 40 тыс. лет назад, они относятся к догосударственным образованиям. Таким образом, исторический возраст простых обществ в 4-5 раз превышает возраст сложных.

 

В основании третьей лежит способ добывания средств существования. Самый древний -охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп. По времени оно было самым продолжительным - существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом, или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели - бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него -земледелие. Таким образом, огородничество -переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги - деревянному, а позже железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности -необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

        Земледельческую, или аграрную, цивилизацию, 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы- отличительные признаки индустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы XX века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. В нем преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цеха, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции - признаки постиндустриального общества.

В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенных двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее автором считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.

Основные этапы развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней:

 ПРОСТЫЕ  ОБЩЕСТВА.

К ним относятся такие  общества, в которых нет социального  неравенства, деления на классы или  страты, где отсутствуют товарно-денежные отношения и государственный  аппарат.

В первобытную эпоху простым  обществом жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и  скотоводы. До сих пор в различных  регионах необъятной планеты исследователи  обнаруживают живые осколки старины - примитивные племена бродячих охотников и собирателей.

Социальную организацию  простых обществ характеризуют  следующие черты:

- эгалитаризм, т.е. социальное, экономическое и политическое равенство,

- относительно небольшие размеры объединения,

- приоритет кровнородственных связей,

- низкий уровень разделения труда и развития техники.

Социальное  равенство означает отсутствие классов и сословий, деление людей на бедных и богатых.

Экономическое равенство означает одинаковое отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и продукту труда (пище). Все находилось в коллективной собственности племени.

Политическое  равенство означает отсутствие управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных.

В науке принято выделять два типа (два этапа развития) простых обществ:

• локальные группы,

• первобытные общины.

Второй этап - община - в свою очередь подразделяется на  два периода: а) родовая община, б) соседская община.

Локальные группы представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Охота и собирательство относятся к так называемому хищническому, или потребляющему хозяйствованию: человек срывает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не восстанавливая их поголовье за счет искусственного разведения.

Локальные группы не имеют  постоянного жилья. Их заменяют временные пристанища.

Первобытные общины - более сложный тип социальной организации. Родовые общины - это союз нескольких локальных групп (сотни человек), связанных между собой узами кровного родства. Соседские общины -объединения нескольких родовых общин (групп), связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией. Вплоть до XX века в России и Индии существовали соседские общины. В России они назывались русской поземельной общиной. По численности они доходили до нескольких сотен и тысяч человек, составлявших союз нескольких селений.

К этому времени технический  прогресс ушел далеко вперед. Усложнились  орудия труда, возросла их производительность. Стало быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. От охоты и собирательства люди перешли к огородничеству (бахчевое овощеводство) и пастушеству (скотоводство). Временные лагеря превращаются в постоянные поселения, окруженные огородами и загонами для скота.

Информация о работе Социальный прогресс и развитие общества