Социальный портрет российского предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 11:00, реферат

Описание работы

Целью данной реферативной работы является изучение российского предпринимателя как социальной группы.
Задачи:
1. Выявить критерии формирования российского предпринимательства.
2. Рассмотреть специфические особенности деятельности российского предпринимателя.
3. Проанализировать причины, подтолкнувшие людей заняться бизнесом.

Содержание

Введение
Глава 1. Предпринимательство – источник дохода
1.1 Предпринимательство как объект и субъект управления
1.2 Российское предпринимательство: основные условия деятельности
Глава 2. Социальный портрет российского предпринимателя
2.1 Общее представление о российском предпринимателе
2.2 Ценности и мотивы российских предпринимателей
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Новосибирский государственный технический университет.docx

— 37.53 Кб (Скачать)

Количественные различия в накопленном личном имуществе  не столь бросаются в глаза, но они есть. А по отдельным "знаковым" признакам (например, наличие автомобиля) уровень благосостояния предпринимателей намного превышает средний уровень. Предприниматели достаточно активно делают сбережения, хотя формы сбережений не отличаются разнообразием. Фактически в их руках сосредоточена основная масса валютных сбережений. 

Более высокий уровень  благосостояния проявляется в покупках предметов длительного пользования, недвижимости, пользовании платными услугами. Предприниматели реже вынуждены  экономить, больше вкладывают в строительство  и ремонт жилья, чаще имеют возможность  восстановить свои силы за границей. Не удивительно, что и по всем субъективным параметрам свое материальное положение  они оценивают более высоко. 

Предприниматели относятся  к категории "трудоголиков": их совокупная трудовая нагрузка в неделю превышает средний уровень на 15 часов. Предприниматели работают, когда остальные спят, путешествуют, когда другие сидят за обедом, планируют, когда другие развлекаются. Переработки  связаны, прежде всего, с их основным делом. Основным трудовым мотивом для  предпринимателей является высокий  доход. Меньше других предприниматели  заботятся о всякого рода удобствах  и максимизации свободного времени. Тем не менее, фактор материального  достатка не показатель, идентифицирующий какой либо слой общества как предпринимателей. В среде исследователей бизнеса  существует широкий спектр мнений относительно феномена российского предпринимателя, а именно негативные оценки соседствуют  с позитивными. В действительности модальный тип российского бизнесмена, конечно, далек от лучших образцов цивилизованного  предпринимателя Европы, но не тождественен дикому, необузданному покорителю Америки, для которого главной мотивацией поведения выступает получение  наибольшего количества материальных благ. 

Каков же он на самом  деле, наш предприниматель? На этот вопрос мы сможет ответить тогда, когда  изучим доминирующие мотивы его жизнедеятельности. 

Существует столько  определений предпринимателей, сколько  людей занимается предпринимательской  деятельностью, поэтому в поисках  эталона обратимся к классическому  типу предпринимателя, достаточно полно  описанному в литературе и откорректированному  практикой бизнеса в наиболее развитых странах. Отправной точкой служит идея М. Вебера, связанная с  протестантской этикой. По Веберу, настоящему предпринимателю так называемого  европейского типа, чужда показная роскошь и расточительство, упоение  властью. Его образу жизни свойственна  аскетическая направленность. Богатство  дает ему только ощущение хорошо исполненного долга в рамках своего призвания. Согласно более поздней концепции  Й. Шумпетера, типичным предпринимательским  мотивом выступает удовлетворение или радость от самого процесса и  результатов свободного от бюрократических  пут труда. Несмотря на разные мировоззренческие  позиции и время, в которое  создавались труды двух авторов, у них много общего. Однако в  отличие от Вебера, акцентировавшего не столько предпринимательство, сколько  капитализм в целом, Шумпетер на первый план выдвинул феномен предпринимательства. Производство понималось им в широком  смысле этого – не столько как  изготовление продукции, сколько как  поиск свободной ниши на рынке. Доход  служит показателем успешности организационно – новаторской деятельности предпринимателя, а значит его деловых качеств и престижа в обществе. 

Свою жизнь он строит на виду у всех и где-то на зависть всем. Это уже не «скромный» капиталист – аскет, а динамичный и амбициозный творец своего счастья. Престиж для него крайне важен. Деньги сами по себе, без них общественного  признания, теряют ценность. Поэтому  он вынужден считаться с требованиями общества. И чем более цивилизовано данное общество, чем выше развита  культура, тем более предприниматель  разборчив в средствах достижения успеха. На данном этапе развитие культуры в России предопределило, что предприниматели  не гнушаются ничем в достижении поставленной ими цели. Однако общество, задав культурные приоритеты предпринимательства, должно создать все необходимые  условия для другого важного  параметра – свободы деятельности, узловым регулятором которой  выступает рынок. На пересечении  этих двух составляющих и формируется  феномен предпринимательской мотивации, которая детерминирована, прежде всего, потребностью человека в определенном роде занятии (деле), которое позволяет  максимально полно задействовать  творческие способности и самореализоваться. 

Согласно обыденным  представлениям для бизнесмена ничего важнее денег и прибыли нет. Между  тем, как и научные, так и житейские  представления по-своему верны, но отражают разные срезы психологической реальности. В одном случае, речь идет о более  доступных восприятию реально действующих  ценностях – стимулах конкретной предпринимательской деятельности, а в другом – о главных смыслообразующих ценностях жизни, трансформирующихся в её цель. В проведенном исследовании богатство, как главная ценность и цель жизни (именно эти слова  присутствовали в анкете) занимает лишь пятую позицию, но как мотив  предпринимательской деятельности – твердую вторую. Деньги и богатство  в качестве идеала мало привлекательны. Иное дело те блага, с помощью которых  можно приобрести: свободу, ощущение положения как хозяина своей  судьбы и даже властные полномочия. При этом не исключается бытовой  комфорт, предполагающий создание таких  условий, которые бы способствовали восстановлению огромных затрат физической и психологической энергии, обеспечивали достаток в семье и широкие  возможности для обучения детей. Следовательно, утверждения о глобальной меркантильности российских бизнесменов  несколько преувеличены. 
 

  

Заключение 

Предпринимательство выступает в качестве особого  вида экономической деятельности, ибо  его начальный этап связан, как  правило, лишь с идеей – результатом  мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную  форму. 

Потенциальный российский предприниматель — это не уникум, наделенный «экономическим» мышлением, не выходец из криминального мира, не человек, готовый ради наживы попрать  все нравственные устои и т. д. По своему потребительскому статусу  это типичный представитель среднего слоя общества. Средний возраст 38–40 лет (большая часть сегодняшних  предпринимателей принадлежит к  возрастным группам 25–34 и 35–44 лет). У  них примерно одинаковый уровень  образования — средний или  средний специальный. Заявленная ими  мотивация к предпринимательской  деятельности — желание разбогатеть  и жить сообразно своим представлениям о счастье — нисколько не объясняет  их качественного отличия от остальной  части населения. Отличия, скорее, в  наличии у них дополнительной жизненной энергии. 
 

Образовательный статус практически не играет роли в принятии решения об организации своего бизнеса. Даже наоборот, желающих организовать свое дело значительно больше среди  людей с низким уровнем образования. Интеллектуалы, напротив, в бизнес не стремятся. Они скорее предпочтут обслуживать  бизнес на выгодных для себя условиях. 

Среди молодежи постепенно меняется отношение к высшему  образованию. Если еще недавно высшее образование наделяло человека «прилагаемым»  статусом, то есть воздвигало на социальную ступень без дополнительных усилий (одна из причин «массовости» высшего  образования и невероятный рост числа высших учебных заведений  в России в последнее десятилетие), то сегодня этого не происходит по причине ограниченности вакансий и, соответственно, усложнившейся процедуре  социального продвижения. Сам факт того, что в бизнес стремятся молодые  люди с низким уровнем образования, свидетельствует о том, что в  бизнесе они видят альтернативный путь социального роста, своеобразный социальный лифт. 

Отношение к жизни  предпринимателей и будущих предпринимателей можно рассматривать как своеобразный индикатор запаса душевных сил у  всей нации. Если сдержанный оптимизм у этой группы населения в ближайшее  время не даст реальных плодов, то никакие  законодательные реформы не сдвинут  национальное дело с мертвой точки. Пока они справляются с жизнью и, несмотря на осторожные прогнозы, в  целом ожидают в будущем улучшений[16]. 
 

  

Литература: 

  

1.    Бородкин  Ф.М., Михеева А.Р. «Социологические  аспекты перехода к рыночной  экономике» //Социс. - 1994 г. - № 7 часть  № 2 г. Новосибирск ИЭ и ОПП  СО РАН. – С. 34-40 

2.    Галкин  А.А. Тенденции изменения социальной  структуры // Социс. - 1998г. - №7. – С. 44-54 

3.    Дряхлов  Н.И., Давыденко В.А. «Предпринимательство  как объект и субъект управления»  // Социс. – 1996г. - № 6 г. Новосибирск.  – С. 120-125 

4.    Зарубина  Н.Н. Социально-культурные основы  хозяйства и предпринимательства.  М., 1998. – С. 343 

5.    Кравченко  А.И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. М., 1997; Он  же. Три капитализма в России // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 16-25. 

6.    Кукс  Л.П., Удальцова М.В. «Реформируемая  Россия: социологический аспект. Материалы  второй научной конференции» // Социс.  – 1994г. - № 7г. Новосибирск НГАЭ  и У. – С. 47-52 

7.    Крыштановская  О. Анатомия советской элиты.  М., 2004. С. 198. Ранее она анализировала  эти процессы преемственности,  делая упор на изучении политической  элиты: Крыштановская О. Трансформация  старой номенклатуры в новую  российскую элиту // Общественные  науки и современность. 1995. № 1. С. 51-65. 

8.    Лапуста  М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. «Предпринимательство»// М. - ИНФРА-М. – 2006г.- С. 203 - 210 

9.    Луман  Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать  современное общество // Социология  на пороге XXI века: новые направления  исследований. М.: Интеллект. – 1998г. - №3. – С. 93 - 96 

10.  Олейников Д.  Малый и средний бизнес России: от торговли к инновациям. // Business Woman. - № 25. – 2007. – С. 30-36; Шварц  А. Социальная стратификация современного  российского общества. // Российский  экономический журнал.- 2008. - № 5. –  С. 17-35 

11.  Савин В.И.  «Предпринимательская среда в  оценке предпринимателей» // Социс. - 1999 г. - № 7. - С. 95-98 

12.  Столяренко  Л.Д. «Психология», СПб.: Лидер. –  2006г. – С. 519 

13.  Шварц А.  Социальная стратификация современного  российского общества. // Российский  экономический журнал.- 2008. - № 5. –  С. 17-35 

14.  Шелягина Н.  А. Предпринимательство в условиях  рынка. - М.: Экономика, 2007. – С. 567 

15.  Шкаратан М.О.  Феномен предпринимателя: интерпретация  понятий // Становление нового  российского предпринимательства  (социально-экономический аспект) / Под ред. В.В. Радаева. М.: Институт  экономики РАН, 1994. С. 199-247. 

16.  Шумпетер И.  Теория экономического развития. - М. Прогресс, 1982. – С. 304

Информация о работе Социальный портрет российского предпринимателя