Социальный мониторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием роли и значения информации в управлении социально-экономическими процессами. Наличие полной своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности государства или муниципального образования является необходимым условием организации эффективного управления их развитием. В то же время перед органами власти и управления стоят проблемы:
* эффективной организации сбора информации ввиду огромного количества показателей, характеризующих социально-экономическое положение объекта управления;

Содержание

Введение
Социальный мониторинг
Опрос, анкетирование и интервью
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

моя контрольная.docx

— 29.45 Кб (Скачать)

 Выход России на  внешний рынок, развитие интеграционных  процессов в Западной Европе  и в мире вообще, требуют от  России принятия общемировых  оценок уровня жизни населения,  в частности, стандарта покупательной  способности – единицы паритета  покупательной способности, позволяющей  сбалансировать различия в уровне  цен.

Мониторинг социально-экономического потенциала региона позволяет оценить  возможности, резервы, территории при  задействовании всего комплекса  разного рода ресурсов, имеющихся  в регионе. Выделяют базовый ресурсный  потенциал региона и блок обеспечивающих потенциалов социально-экономического  развития региона.

Блок ресурсных потенциалов  включает в себя:

   1) природно-ресурсный  потенциал – определяется количеством  и качеством запасов ресурсов, условиями добычи и транспортировки

   2) экономико-географический  потенциал – определяется протяженностью  путей сообщения, их пропускной  способностью, близостью территории  к сырьевым, продовольственным и  ресурсным базам, возможностями  отдыха и организации различных  видов туризма свободными площадями  и др.

   3) демографический  потенциал – определяется общей  численностью населения, его поло-возрастным  составом, динамикой роста (убыли)  населения, миграционными процессами.

Блок обеспечивающих потенциалов  объединяет локальные потенциалы, которые  призваны способствовать реализации базовых  ресурсных потенциалов и включает в себя следующие потенциалы:

   1) трудовой потенциал  – определяемый образовательным,  квалификационным, профессиональным  составом рабочих кадров, занятостью  в разрезе отраслей и сфер  хозяйства;

   2) производственный  потенциал – определяемый структурой  и объемом производства, величиной  и эффективностью использования  фондов4

   3) научно-инновационный  потенциал – определяемый величиной  и качеством фундаментального  и прикладного научного задела;

   4) социально-инфраструктурный  потенциал, характеризуемый резервами  расширения номенклатуры и качества  выполняемых услуг. Повышения  их доступности;

   5) бюджетный потенциал  – определяемый величиной местных  налогов и сборов, отчислениями  от общефедеральных налогов и  налогов субъектов РФ, поступлений  от приватизации государственной  собственности, сдачи муниципального  имущества в аренду и других.

   6) инвестиционный  потенциал – определяемый количеством  привлеченных средств отечественных  и зарубежных инвесторов.

Отдельно выделяют потенциал  преобразования. Индикаторами этого  потенциала могут быть полнота и  глубина разработки проекта тех  или иных изменений, готовность региона (социально-психологическая, правовая организационная, техническая, информационная, научно-методическая и т.п.) к практической реализации намечаемых трансформаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды опросов  общественного мнения

 

В социологических исследованиях существует много видов опроса общественного мнения, а в работе PR специалиста выделяют два главных класса: интервью и анкетирование.

Интервью

Интервью – это опрос, проводимый по определённому плану, предполагающий прямой контакт интервьюера  с респондентом (опрашиваемом), с  целью получения достоверных  сведений о мнении по заданному вопросу. Если обратиться к семантике английского  слова интервью, то оно состоит  из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого – взгляд, мнение.

Выделяют много  видов интервью:

  1. По количеству участников интервью бывают: индивидуальные, в котором участвует только один опрашиваемый; групповые – более двух человек и массовые – от сотни до тысяч.
  2. По форме опроса бывают протокольное интервью, в котором получают официальные разъяснения по вопросам внутренней и внешней политики. Информационное интервью, целью которого является получение полной информации от компетентного лица по насущным вопросам. Интервью-портрет раскрывает личность собеседника. А интервью-анкета выявляет мнения различных людей по одному и тому же вопросу. Интервью-дискуссия показывает разные точки зрения и разные пути решения проблемы.
  3. По технике проведения могут быть свободные, стандартизированные, полустандартизированные.
  4. По особенностям процедуры интервью бывает клиническим, фокусированные.
  5. По тематике самой беседы выделяют документальное интервью и интервью мнений.
  6. По отношению опрашиваемого к беседе интервью делятся на испытывающего интерес и равнодушного собеседника

Тот или иной вид интервью выбирается в зависимости от целей, которые ставит себе специалист PR. Используется этот тип опроса чаще всего для получения информации по злободневным вопросам, которые затрагивают или интересуют опрашиваемых лиц или очевидцами которых они являются. А для того, что бы полученная информация была точной, содержала в себе достоверные факты и имела значение в работе, необходимо провести тщательную подготовку.

Анкетирование

Опрос анкетный – метод сбора информации, характеризующийся письменной формой ответов опрашиваемых на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы при непосредственном, прямом (в присутствии анкетера индивидуально-личном или групповом опросе) или опосредованном, заочном (через прессу, почту) способе взаимодействия анкетёра и опрашиваемого.

Особенностью анкетирования  является то, что опрашиваемый ведёт  самостоятельную работу с анкетой: осознание и понимание вопроса, обдумывание и вписывание ответа. Респондент может свободно выбирать ответ на вопрос, выражая своё мнение, не ощущая на себе влияния анкетёра, так как анкетирование проходит при полной анонимности, конфиденциальности, коммуникативный и психологический  барьер между анкетёром и опрашиваемым полностью исчезают. Однако существуют и недостатки в таком способе. Заполняя анкету, анкетируемый не имеет  возможности уточнить вопрос или  пояснить ответ. Кроме того, в анкетирование  есть интенция на преобладание все-таки количественных методов, что зачастую ограничивает информацию о качественных характеристиках изучаемого процесса или явления. Свое влияние оказывают необходимость ограничения количества задаваемых вопросов, пропуски в ответах, а при использовании некоторых видов анкетного опроса (почтовый, прессовый) – низкий возврат анкет.

Анкетные опросы классифицируют по различным основаниям:

  1. По составу аудитории делят на индивидуальный анкетный опрос и групповой.
  2. По месту проведения бывают двух видов: по месту жительства респондента и по месту работы респондента.
  3. По масштабу исследуемых проблем обозначают широкий анкетный опрос и "молнию”.
  4. По способу распространения анкет выделяют почтовый, прессовый, телетайпный, раздаточный и интернет-опрос.

Инструментом проведения анкетного опроса является анкета –  совокупность структурированных определенным образом вопросов, логически связанных  между собой, а также с задачами и целями, направленных на выявление  количественно-качественных характеристик  объекта и предмета опроса

Классификация вопросов в  анкетирование:

  1. По форме вопросы бывают открытые, закрытые и полузакрытые.
  2. По смыслу формулировки вопросы делятся на прямые (лобовые), личные, косвенные (безличные), трюковые (вопросы-ловушки), прожективные.
  3. По функциям различают основные вопросы, контрольные и вопросы-фильтры.
  4. Различают вопросы по содержанию получаемой информации: вопросы о фактах, вопросы о знаниях, вопросы о статусе респондента или демографические вопросы.

Метод анкетирования предполагает жесткий порядок в работе анкетёра, а также более строгую подготовку от начала и до конца. При анкетирование  важно помнить, что временные  рамки должны быть строго ограничены, так как опрашиваемый подвержен  воздействиям разныx обстоятельств, внутренним колебаниям. Так же появляется вероятность распространения информации с комментариями от одних респондентов другим. Поэтому после окончания проведения анкетирования нужно учитывать не только сами ответы, но и внешние обстоятельства, повлиявшие на мнение. Конечно, это правило действует и для интервью. Проблема надёжности информации это общая проблема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги обзора научной  литературы по теме «Социальный мониторинг. Виды наблюдения» можно сделать  ряд выводов:

   1) Актуальность данной  темы очевидна. Всё сходится в  необходимости разработки системы  мониторинга процессов социально-экономического  развития. К настоящему моменту  еще не четко обоснована система  инструментов мониторинга, существует  необходимость их дальнейшей  разработки,

   2) Наличие огромного  количества показателей, характеризующих  социально-экономическое развитие  муниципального образования, не  позволяют быстро и однозначно  оценить уровень развития муниципального  образования, поэтому необходима  разработка обобщающего (интегрального)  показателя социально-экономического  состояния муниципального образования,  применение которого позволит  сравнивать уровень развития  различных образований и выявить  наиболее острые проблемы развития.

Представленных в данной работе научных источников не достаточно для всестороннего описания этой актуальной проблемы. Для проведения дальнейших работ по данной теме необходимо привлечение дополнительных источников, в том числе материалов, полученных из Всемирной компьютерной сети Интернет, а также изучение диссертаций  и авторефератов по указанной  теме.

 

   

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Когут А.Е. Рохчин  В.С. Информационные основы регионального  социально-экономического мониторинга  – ИСЭП РАН, С-Пб:1995

2. Дованков А.Ю. Методика  оценки социально-экономического  образования административно-территориального  образования субъекта Федерации/  Региональная стратегия устойчивого  социально-экономического роста.  Межрегиональная научно-практическая  конференция. Тезисы докладов. Часть  2 – Екатеринбург: УрО РАН - 1995

3. Ядов В.А.  Стратегия  социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной  реальности. – М.: Добросвет, 2000.

4. Осипов Г. В. Социология. Основы общей теории: Учебн. для  ВУЗов. – М.: Изд- во НОРМА, 2002.


Информация о работе Социальный мониторинг