Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 12:36, лекция
Социальный контроль– это деятельность, направленная на поддержание нормального поведения индивида, группы или общества различными средствами социального воздействия. При этом важно обеспечить соответствие трудового поведения общепринятым социальным нормам.
Социальный контроль– это деятельность, направленная на поддержание нормального поведения индивида, группы или общества различными средствами социального воздействия. При этом важно обеспечить соответствие трудового поведения общепринятым социальным нормам.
Социальный контроль имеет сложную структуру, которую составляют три взаимосвязанных процесса:
- наблюдение поведения;
- оценка поведения с точки зрения социальных норм;
- реакция на поведение в форме санкций.
Существуют такие функции социального контроля:
оценочная, состоящая в оценке и сравнении поступков работника с действующими нормами поведения;
стимулирующая -- реагирование на трудовое поведение в целях его регулирования посредством одобрения или осуждения;
корректирующая социальные отклонения -- усиливающая отклонения в ответ на неадекватное (“с запасом”) применение власти или смягчающая как реакция на терпимость и минимизацию насилия;
укрепления трудовой дисциплины через целенаправленное применение для этого социальных санкций к трудовой и общественной деятельности членов коллектива;
социализационная в качестве средства и механизма процесса социализации индивида в трудовой сфере путем согласования личностного поведения, ценностных ориентации, ожиданий с социально-трудовыми стандартами, а также воспроизводства доминирующей системы социально-трудовых отношений и структур;
стабилизационно-развивающая производство, в рамках которой поведение работника контролируется с точки зрения результатов труда, взаимодействия с другими, производительности труда и т. д., а также с позиции экономической рациональности и ответственности (контроль за использованием ресурсов, сбережением имущества и собственности, оптимизацией затрат труда);
физическая защита человека (объектами контроля становится соблюдение техники безопасности, нормативного рабочего времени и др.); моральная и психическая защита работника
В зависимости от характера используемых санкций или поощрений социальный контроль бывает двух видов: экономический (поощрения, взыскания) и моральный (презрение, уважение).
В зависимости от контролируемого
субъекта могут быть выделены различные
виды социального контроля: внешний, взаимный
и самоконтроль. Внешний контроль
характеризуется тем, что его субъект
не включен в непосредственно контролируемую
систему отношений и деятельности, а находится
вне этой системы. Чаще всего это административный
контроль, который имеет свою мотивацию,
отражающую особенности отношения администрации
к вопросам дисциплины в сфере труда. Взаимный контроль
возникает в ситуации, когда носителями
социально-контрольных функций оказываются
сами субъекты организационно-трудовых
отношений, обладающие одинаковым статусом.
Таким образом, дополняется или замещается
административный контроль. Существуют
различные формы взаимного контроля –
коллегиальный, групповой, общественный.
Самоконтроль
– это специфический способ поведения
субъекта, при котором он самостоятельно
осуществляет надзор за собственными
действиями, ведет себя соответственно
общественно принятым нормам. Основное
преимущество самоконтроля – ограничение
необходимости специальной контрольной
деятельности со стороны администрации.
В зависимости от характера осуществления
социального контроля, выделяют следующие
его типы.
1. Сплошной и избирательный.
Сплошной социальный контроль носит непрекращающийся
характер, наблюдению и оценке подвергается
весь процесс организационно-трудовых
отношений, все индивиды, составляющие
трудовую организацию. При избирательном
контроле его функции относительно ограничены,
они распространяются только на самые
главные, заранее определенные, стороны
трудового процесса.
2. Содержательный
и формальный. Содержательный контроль
отражает глубину, серьезность, действенность
контроля. Формальному контролю подвергаются
не содержательное качество организационно-трудовых
отношений, а внешние признаки (пребывание
на рабочем месте), тогда важно определить
степень имитации трудовых действий.
3. Открытый и скрытый.
Выбор открытой или скрытой формы социального
контроля определяется состоянием осведомленности,
информированности о социально-контрольных
функциях объекта контроля. Скрытый контроль
осуществляется при помощи технических
средств, либо через посредников.
Важный аспект социального контроля –
определенность требований и санкций,
что предотвращает неизвестность и неожиданность
в социальном контроле, и способствует
его открытому характеру, повышает социальный
комфорт в процессе труда. Применение
санкций и поощрений, противодействуя
нежелательным поведенческим актам, способствует
формированию у работников сознания необходимости
соблюдения определенных норм и предписаний.