Социальный контроль и девиация

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 14:05, реферат

Описание работы

Цель работы - изучить понятия социального контроля и девиации Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие социального контроля, изучить его функции, механизмы и формы; рассмотреть понятие девиации, ее функции, виды, а так же понять всегда ли девиантное поведение расценивается как отрицательное.

Объектом исследования являются понятия социальный контроль и девиация, а предметом – поведение личности в обществе, а также законы поведения масс.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Работа содержит 1 файл

социальный контроль и девиация.docx

— 49.62 Кб (Скачать)

     Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних  обществах и недопустимы в  других. Определение поведения как  девиантного зависит от времени, места и группы людей.

     Отклонения не могут быть внутренне присущи поведению людей. Общество решает, считать или не считать какое-то поведение отклоняющимся от нормы. Это не означает, что такие явления, как убийство, воровство, половые извращения, психические отклонения, алкоголизм, азартные игры и жестокое обращение с детьми и т.п., могли бы не иметь места, если бы им не были даны социальные определения. Скорее, решающее значение имеет то, как люди определяют поведение и каким конкретным образом реагируют на него.

     Люди  по-разному определяют, что следует, а что не следует считать отклонением  от нормы. Поэтому возникает вопрос, какие индивиды и социальные группы смогут придать своим определениям превалирующее значение.

     Кто и что определяется как нарушитель и отклонение от нормы, в значительной степени зависит от того, кто дал  это определение и в чьих руках  сосредоточена власть, позволяющая  его закрепить. За последние годы такие стили поведения, как гомосексуализм, алкоголизм, употребление наркотиков, традиционно считавшиеся в России девиантными, определявшиеся в терминах уголовного кодекса, были подвергнуты пересмотру. Все большее распространение получает мнение, что подобные стили поведения являются медицинскими проблемами, т.е. считаются болезнями наряду с физическими заболеваниями типа язвы, диабета, гипертонии. Страдающих от этих нарушений людей (алкоголиков, наркоманов) помещают в лечебные учреждения, где их называют пациентами и где они получают лечение по назначениям врачей.

     Некоторые социальные группы (гомосексуалисты, лесбиянки, инвалиды и матери-одиночки, живущие  на социальное пособие, и т.п.) выходят  на политическую арену и с успехом  противостоят официальным определениям, представляющим их как источник социальных проблем. Действительно, индивиды, носящие  социальное “клеймо” или ставшие  жертвами доминирующих социальных дефиниций, имеют собственный взгляд на свои жизненные ситуации, отличный от взгляда  тех, кто проводит в жизнь нормы, отражающие именно их моральные принципы.

     Нормы могут быть представлены не в виде фиксированной точки или прямой линии, а скорее как некоторая  зона. Даже у достаточно специфичных  и строго контролируемых норм есть зона допустимых вариаций, не говоря о  практике, где нормы имеют целый диапазон допустимых стилей поведения, которые тем не менее могут не отклоняться от буквы закона. Приведем пример.

     Считается, что университетскому профессору положено держаться со студентами официально. Но один профессор крупного университета имеет обыкновение во время лекции взбираться с ногами на кафедру или  усаживаться на ее крышку. Несомненно, в русской культуре не принято  считать кафедру подходящим местом для сидения. Поэтому неудивительно, что большинство студентов на первой лекции профессора встречают  его чудачества хихиканьем. Однако профессор, обладая талантом общения  и являясь признанным авторитетом  в своей области, вскоре завоевывает  аудиторию. Оценивая курс лекций, который  читает профессор, студенты обычно говорят, что сначала их ошеломили его  непринужденные манеры, но вскоре они  обнаружили, что стиль его поведения  составляет часть эффективной методики преподавания.

     Следовательно, норма обычно предполагает некий  вариант поведения, новый или  отличающийся от нормативного поведения, но не выходящий за рамки допустимого.

     В общем, ни один стиль поведения не является отклонением сам по себе; отклонение есть предмет социальных определений. Одно и то же поведение  может рассматриваться одной  группой как отклонение, а другой – как норма. Более того, многое зависит от социального контекста, в котором наблюдается такое  поведение.

     Например, появление в нетрезвом виде на работе вызывает недовольство окружающих, однако на новогодней вечеринке именно такое поведение ее участников вполне естественно. Добрачные сексуальные  отношения и разводы, всего одно поколение назад вызывавшие сильное  осуждение в обществе, сейчас в  целом считаются нормой.

     Не  всякое поведение, включая и девиантное, имеет цель. Большинство рассматривает  девиантное поведение как “плохое”, как поведение, представляющее собой источник “социальных проблем”. Такие оценки распространены в результате тех негативных или разрушительных последствий, которые влечет за собой большинство отклонений от нормы. Однако девиации могут иметь также положительные или интеграционные последствия для социальной жизни.

     Несомненно, большинство обществ способно ассимилировать немалое число отклонений от нормы без серьезных последствий для себя, однако постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить организованную жизнь общества или даже подорвать ее. Социальная организация общества складывается из скоординированных действий множества людей. Если некоторые индивиды не в состоянии выполнять свои действия в надлежащее время и в соответствии с общественными ожиданиями, институциональной жизни может быть нанесен весомый урон.

     Девиация  также подрывает готовность члена  общества выполнять свои социальные роли и вносить вклад в функционирование социальной системы. Если некоторые  индивиды получают вознаграждения, причем несоразмерные, “играя” не по правилам (это относится к так называемым бездельникам, симулянтам, пройдохам, подхалимам и паразитам и т.п.), у других возникает чувство обиды и горечи. При этом страдают мораль, самодисциплина и верность долгу. Общественная жизнь диктует необходимость доверять друг другу. Человек должен иметь уверенность в том, что другие тоже живут по принятым нормам. Принимая на себя обязательства перед коллективом, член общества вкладывает определенные средства, отказывается от каких-то альтернатив и питает некие надежды на будущее, ожидает от других людей таких же поступков. Но если эти другие не оправдывают доверия, человек ощущает, что его усилия бессмысленны, напрасны и наивны, и уже не так стремится “играть по правилам”.

     Функции девиации.

     Девиантное  поведение может также способствовать эффективному функционированию общества. Во-первых, девиации способны усиливать  подчинение нормам.

     Во-вторых, нормы не выражаются в твердых  правилах или водах законов. Согласно положению Э. Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий  акт как отступление от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считается нормой. Их негативная реакция недвусмысленно указывает, какое поведение неприемлемо  для “коллективного сознания”.

     В-третьих, привлекая внимание к нарушителям  норм, группа может укрепить самое  себя. Общий враг вызывает общие  чувства и усиливает групповую  солидарность. При этом возникающие  эмоции разжигают страсти и укрепляют  связи между людьми “нашего типа”. Трения и антагонизмы между внутренними  и внешними группами помогают подчеркнуть  границы между группами и групповую принадлежность. Точно так же кампании против ведьм, предателей, извращенцев, преступников консолидируют социальные связи между “хорошими людьми”.

     В-четвертых, девиация является катализатором социальных изменений. Каждое нарушение правила  служит предостережением, что социальная система функционирует неправильно. Конечно, политическая элита не может  рассматривать высокий уровень  грабежей как сигнал того, что грабежи  следует легализовать, а общественные блага перераспределить. Однако этот факт говорит о том, что в обществе множество неудовлетворенных людей, что институты социализации молодежи не справляются со своей задачей, что соотношение социальных сил  находится под вопросом, а моральные  принципы общества нуждаются в пересмотре.

     Типология социальных отклонений отражает разнообразие этих явлений, дает возможность провести разделительные черты между ними и определить особенности их этиологий, которые необходимо учитывать при  осуществлении мер борьбы с ними.

     Социальные  отклонения могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Наиболее распространенным является деление отклонений на разные виды в зависимости от типа нормы, которая нарушается (право, мораль, правила общения и др.). При  этом негативные отклонения делятся  на преступления, другие правонарушения (административные, гражданские, трудовые, финансовые и т.д.), аморальные поступки. и т.д. Практическое значение данной классификации связано с тем, что от нее зависит различие санкций, которые применяются, а также процедуры выявления и наказания виновных. По характеру нарушаемых норм, можно также выделить отклонения в национальном и международном масштабах. То есть о нормативных началах деления; многие виды поведения представляют собой нарушения норм права, морали, нравственности, обычаев, существующих в данной стране; некоторые виды связаны с нарушением общеприменимых норм и принципов международного права и морали (агрессивные войны, расовая дискриминация, геноцид, международный терроризм и другое).

     Возможна  классификация в зависимости  от принятия или непринятия человеком  целей общества и социально одобренных средств достижения. В соответствия с этой классификацией конформизм предусматривает  согласие с целями общества и применение законных средств для их достижения; инновация допускает признание целей, но отвергает социально одобренные средства для достижения этих целей; ритуализм связан с непринятием целей и признанием средств; ретритизм присутствует тогда, когда человек одновременно отбрасывает социальные средства и цели.

     Классификация социальных отклонений возможна и в  зависимости от элементов внутренней структуры. Большинство отклонений - конкретные поступки людей. Если придерживаться характеристики девиантного поведения с помощью четырех элементов (субъект, объект, объективная и субъективная стороны), которая используется в юриспруденции, то к главным типам социальных отклонений следует отнести следующие:

  • в зависимости от субъекта поведения можно выделить поведение индивидуума, отклоняющееся от нормы - граждан, должностных лиц; деятельность трудовых коллективов и их органов; а также неформальных социальных групп;
  • в зависимости от объекта - девиантное поведение может быть, во-первых, отнесенo к разным сферам общественной жизни; во-вторых, рассмотренo с точки зрения разнообразной социальной направленности (против интересов личности, социальной группы или общества в общем); в-третьих, могут быть выявлены конкретные ценности и интересы, выступающие как непосредственные объекты правонарушений или аморальных поступков (жизни, здоровья, имущества и др.);
  • по субъективной стороне можно выделить социальные отклонения, совершающиеся путем деятельности или бездеятельности, содействующие возникновению конкретных вредных последствий или создающие условия для этого и т.д.;
  • по субъективной стороне девиантное поведение характеризуется разной мотивацией, разными целями, разной степенью предусмотрения и желания возможных последствий.

     Существует  еще одна классификация, связанная  как с объективной, так и с  субъективной стороной социальных отклонений. Они делятся на две группы:

  • поведение, ориентированное на внешнюю среду (экстравертивное). Оно может быть целевым, заранее спланированным или аффективным (например ссоры в семье);
  • поведение, ориентированное на самого себя (интравертивное) - пьянство, алкоголизм, самоубийство, наркомания и другое.

     Девиация зачастую служит толчком для признания необходимости внесения изменений в социальную систему. Можно сказать, что это призыв к пересмотру старых норм и одновременно новая модель.

     Итак, мы еще раз убедились в том, что отклонение от нормы не является свойством, внутренне присущим человеческому  поведению, но свойством, обусловленным  социальными определениями.

     Таким образом, девиантное поведение может  принимать множество форм. Поэтому  следует тщательно анализировать  каждую форму девиации для определения  задействованных в ней специфических  факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     На  основе проделанной работы можно  сделать ряд важных выводов:

     1. Главная задача социального контроля  — это создание условий для  устойчивости социальной системы,  сохранение социальной стабильности  и в то же время для позитивных  изменений.

     2. Функции социального контроля  многогранны, т.к. включают выявление  и анализ фактического положения  дел, сопоставление реального  положения с намеченными целями, оценку контролируемой деятельности  и принятие мер по устранению  вскрытых недостатков. Можно выделить  следующие основные функции социального  контроля: информационную, регулятивную, профилактическую и воспитательную.

     3. Социальный контроль осуществляется  в двух формах: институциональной  (реализуется посредством особого,  специализирующегося на контрольной  деятельности аппарата, представляющего  собой совокупность государственных  и общественных органов) и неинституциональной (вид саморегулирования, присущего различным общественным системам).

Информация о работе Социальный контроль и девиация