Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:42, доклад
"Социальное", "социальные связи", сегодня каждый знает об этих понятиях хотя-бы приблизительно. Но как развивалась социология? Откуда появились различные направления в этой науки, кто были основоположниками изменений взглядов на отдельные элементы этой науки? В данной работе хотелось бы раскрыть теорию социального эволюционизма Спенсера.
"Социальное",
"социальные связи", сегодня
каждый знает об этих понятиях
хотя-бы приблизительно. Но как
развивалась социология? Откуда
появились различные
Социальный
эволюционизм представляет собой попытку
глобального осмысления исторического
процесса как части общего, бесконечно
разнообразного и активного процесса
эволюции космоса, солнечной системы,
Земли
СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ (1820-1903) - выдающийся английский
философ и социолог, сторонник позитивизма
и эволюционизма в естествознании, родился
в Дерби, умер в Брайтоне.
Творчество Спенсера с наибольшей полнотой
воплотило основные идеи эволюционизма,
оказало большое влияние на интеллектуальную
атмосферу той эпохи. Теоретические взгляды
формировались главным образом под влиянием
достижений естественных наук, все чаще
обращавшихся к идее эволюции. Основной
труд, опубликованный в 1862-1864 годах, включал
в себя: "Основные начала" (1962), "Основная
биология" (1864-1867), "Основания психологии"
(1870-1872), трехтомный труд "Основания
социологии" (1876-1896), "Социология,
как предмет изучения" (1903), "Основания
этик" (1879-1893).
В традициях позитивистской социологии
Спенсер, опираясь на исследования Ч. Дарвина,
предложил использовать эволюционную
теорию для объяснения социальных изменений.
Однако в противоположность Конту он сделал
акцент не на том, что изменяется в обществе
на разных периодах человеческой истории,
а на том, почему происходят социальные
перемены и почему в обществе возникают
конфликты и катаклизмы. По его мнению,
эволюционируют в единстве все элементы
Вселенной -неорганические, органические
и надорганические (социальные). Социология
призвана изучать, прежде всего надорганическую
эволюцию, которая проявляется в количестве
и характере разного рода общественных
структур, их функциях, в том, на что собственно
нацелена деятельность общества и какие
продукты оно производит. В этой связи
Спенсер обосновывает постулат, согласно
которому изменения происходят в обществе
по мере того, как его члены приспосабливаются
или к природной среде, или же к среде социальной.
В качестве доказательств и обоснованности
своего постулата ученый приводит многочисленные
примеры зависимости характера человеческой
деятельности от географии местности,
климатических условий, численности народонаселения
и т.д.
Спенсер первым в развернутой форме стал
разрабатывать подход, получивший впоследствии
название общей теории систем, и применять
его к человеческому обществу. В своих
исследованиях он сочетал структурно-функциональный
и эволюционный анализ общества. Он вместе
считал общество особой реальностью, возникшей
в результате возникновения индивидов
и зависящей от них.
Спенсеровское представление об обществе
как организме позволило осмыслить и понять
ряд важных особенностей структуры и функционирования
социальных систем. Он не отождествлял
общество с индивидуальным биологическим
организмом, как зачастую утверждали и
его противники, и его сторонники. Он лишь
сравнивал эти две сущности, прослеживая
как сходства, так и различия "сверхорганический"
организм, т. е. как специфическую организацию.
Понятия эволюционистской социологии
Спенсера - "возрастающая связанность",
"переход от гомогенности к гетерогенности",
"определенность", - описывающие морфологическую
структуру общества, позволяли английскому
социологу-позитивисту проводить аналогию
между биологической и социальной эволюцией,
между живыми организмами и обществом.
В свою очередь, это раскрывало возможность
применения в социологии естественнонаучных
методов, что и составляло одну из целей
позитивистского подхода к обществознанию.
В главном социологическом произведении
- трехтомных "Основаниях социологии"
(1876-1896) - Спенсер уподоблял сословно-классовое
строение общества и присущие ему различные
функции разделению функций между органами
живого тела. Однако отдельные личности
обладают, по мысли Спенсера, гораздо большей
самостоятельностью, чем биологические
клетки. Подчеркивая свойство саморегуляции
в живой материи, Спенсер на этом основании
ставил под сомнение значимость государственных
форм, рассматривая их в качестве инструментов
насилия в большей мере, чем агентов регуляции.