Социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Социальный институт – это специфическое образование, обеспечивающее относительную устойчивость социальных связей и отношений в целом. Внешне он выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны – это установленный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях.

Содержание

1. Понятие социального института.

2. Типология социальных институтов, их взаимодействие и развитие.

Работа содержит 1 файл

Социология - копия.doc

— 98.00 Кб (Скачать)
">
  • Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие как государство.
  • Социализация – передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности – институты семьи, образования, религии и др.
  • Производство и распределение. Обеспечиваются экономико-социальными институтами управления и контроля – органы власти. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующие соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.
  • Социальные институты  отличаются друг от друга своими функциональными  качествами:

    1. Экономическо-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социально жизни.
    2. Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
    3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.
    4. Нормативно-ориентирующие – механизмы морально-этической ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
    5. Нормативно-санкционирующие – общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.
    6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

    Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает  общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, т.е. деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

    Исследователи выделяют 2 формы существования социальных институтов: простую и сложную. Простые социальные институты – организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.

    Социология: курс лекций. – 2-е изд., перераб. И доп. –М: Центр, 1999. -160 с. 

       Индивидуальные  роли в институциональном  поведении. 

       Институционализированная  роль это наиболее постоянная и данном институте совокупность поведенческих ожиданий, отступление от которой наиболее сурово наказывается. Отклонение от таких ожидаемых ролей опасно, а потому социально осуждается. Даже президенты и короли, обладающие значительной силой, вынуждены признавать рамки институциональных ролей. Если они пытаются управлять без учета ролевых ожиданий, то довольно быстро теряют свое влияние в институте. Институциональные роли удивительно постоянны. Устойчивостью институциональных ролей обусловливается значительное выравнивание индивидуальных различий индивидов при их исполнении. Конфликты, возникающие внутри институтов, конечно, могут приводить к столкновению личностей, но в подавляющем большинстве случаев происходит столкновение социальных ролей. Производитель и заказчик сталкиваются потому, что производитель должен сбыть продукцию целиком, в то время как заказчик должен проверять годность продукции и отбраковывать ее. Профессор может приветствовать интеллектуальную дискуссию и сталкиваться с деканом или проректором, который не поощряет критицизма. Все это столкновения институциональных ролей. Жена всегда жена, муж всегда муж, директор всегда директор. Различными могут быть лишь индивидуальные черты в институциональных ролях, например, статиста и высокоталантливого актера, реализующего более полно свои возможности в партии, которую он исполняет, но всегда ограниченного текстом роли. Иногда роль может уравновесить личностные качества, скажем, в случае назначения на руководящую должность. Однако стойкость ролевых предписаний будет требовать некоторого согласительного единообразия в отношении тех, кто выполняет отдельные институциональные роли. Иными словами, сама роль предполагает некоторый отбор среди индивидов.

    Социальный  институт Основные функции Группы и организации Ценности Роли Нормы
    Семья Регулирование рождаемости, социализация и защита детей Родственники, группы, объединенные родственными связями Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, поддержание  порядка, уважение к родителям Дочь, сын отец, мать, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка Иметь столько детей, сколько  вы в состоянии  содержать; супружеская  верность
    Религия Обсуждения  загробной жизни  и понятий страдания  и потерь; стремление соединиться с  Создателем Конгрегация, синагога, благотворительные  организации Чтение  Священного Писания (Библии, Корана, Торы) и строгое соблюдение его заветов; поклонение Богу Священник, раввин, верующий, проповедник, христианин, миссионер, пророк, новообращенный Посещать  церковь, жертвовать деньги, следовать  учениям церкви
    Право Поддержание социального порядка Милиция, суды, тюрьмы Суд присяжных, принцип  презумпции невиновности Милиционер, юрист, судья, защитник, надзиратель Давать  правдивые показания, следовать нормам доказательного права
    Политика Установление  иерархии власти Политические  партии, конгрессы, парламенты, монархии Правило простого большинства, право голоса Президент, депутат, лоббист, кандидат Один  человек – один голос, голосование  как привилегия и  право
    Экономика Производство  и распределение  товаров и услуг Кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей Зарабатывание денег, своевременная  оплата счетов, эффективное  производство Рабочий, предприниматель, покупатель, продавец, кредитор, должник, рекламодатель Максимизация  прибыли, «клиент  всегда прав», упорный  труд
    Образование Передача  знаний и навыков  из поколения в  поколение Школы, колледжи, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей Академическая честность, хорошая  успеваемость, терпимость Преподаватель, студент, декан, профессор, директор, футболист, тренер Выполнять домашние задания, готовиться к лекциям
    Наука Освоение  окружающей среды Местные, государственные, региональные, национальные и международные  ассоциации Объективные исследования, открытая публикация полученных данных Ученый, исследователь, техник. Применять научные методы, полностью  раскрывать полученные данные
    Здравоохранение Излечение больных, уход за умирающими Больницы, аптеки, страховые  компании Клятва  Гиппократа, хорошее  здоровье, следовании е рекомендациям  врача Доктор, медсестра, пациент, фармацевт, страховщик Не  эксплуатировать  пациентов, оказывать  самую качественную медицинскую помощь
    Армия Защита  от врагов, отстаивание  национальных интересов Сухопутные  войска, флот, ВВС, береговая  охрана, национальная гвардия Готовность  с честью умереть  за свою страну, подчинение командирам Солдат, новобранец, военнослужащий, офицер, пленный, шпион Быть  готовым к войне, подчиняться старшим  офицерам, не обсуждать  приказы
    Средства  массовой информации Распространение информации, формирование общественного мнения, освещение событий Телевизионные сети, радиостанции, издательства Оперативность, точность, большая  аудитория, свобода  печати Журналист, диктор, автор, редактор, издатель Информация  должна быть точной, объективной, оперативной и полезной
     

       Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.–  Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.

       ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ. 

       Каждый  социальный институт имеет как специфические  особенности, так и общие признаки с другими институтами.

       Для выполнения своих функций социальный институт должен учитывать способности различных  функционеров, формировать стандарты  поведения, верность основным принципам, развивать взаимодействие с другими  институтами. Неудивительно поэтому, что сходные пути и методы действия существуют в институтах, преследующих совершенно разные цели.

       Хотя институт должен обязательно обладать, например, утилитарными культурными чертами, у него есть и новые специфические  качества, зависящие от потребностей, которые он удовлетворяет. Некоторые институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков. Это означает только то, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты, значит общество, в котором они функционируют, находится либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.

       Рассмотрим  подробнее некоторые институциональные  признаки.

       Культурные  символы. Все институты стремятся  к приобретению символов, которые  в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви - распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи - обручальное кольцо, для университета - эмблема "альма-матер". Образ промышленного объединения в концентрированной форме можно представить себе из его названия или торговой марки. Музыка может тоже стать символикой. Национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш используются в целях формирования образа института. Символами институтов могут быть также здания, так как трудно представить себе родину без дома, религию без церковного сооружения, образование без школы или правительство без правительственного здания либо королевского дворца. Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

       Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, в таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля.

       Формальный  кодекс поведения, конечно, производит значительное внешнее впечатление, но он не гарантирует должного исполнения ролей. Мужья и жены часто игнорируют супружескую клятву; граждане, пылко повторяющие государственную присягу на верность, вполне могут совершить государственную измену; члены церковного прихо да, клятвенно обещающие вести праведную жизнь, могут одновременно с этим грешить, относясь с полным равнодушием к клятве. При оценке степени влияния на людей того или иного кодекса важно знать, что принятие устного или письменного кодекса в значительно большей степени гарантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения. Однако, если кодекс правил и норм искусственно придуман, оторван от реальной жизни, он практически не будет выполняться. Не будет выполняться институциональный кодекс и в случае, когда не существует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение.

       Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно  охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью  норм. Опираясь на систему институциональных  норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения институциональных норм в повседневной жизни.

       Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с. 

    Информация о работе Социальный институт