Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:28, реферат
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы.
Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов.
Введение…………………………………………………………….………2
Понятие “Социальный институт”……………………………….………..3
Виды и функции социальных институтов………………………..……….5
Семья как важнейший социальный институт…………………….………8
Заключение………………………………………………………….…..….15
6. Используемая литература………………………………………….……...16
3.
Семья как важнейший
социальный институт.
Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - зто исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:
1) вступление в первый брак - образование семьи;
2) начало деторождения - рождение первого ребенка;
3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка;
4) "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
5)
прекращение существования
В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары - мужа и жены, полигамная - как правило, муж имеет право иметь несколько жен. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.
Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г.Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:
а) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
б) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
в) экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
г)
сфера первичного социального контроля
- моральная регламентация
д) духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
е)
социально-статусная - предоставление
определенного социального
ж) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
з) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Для
понимания семьи как
Ролевые
отношении в семье, образующиеся
при выполнении определенных функций,
могут характеризоваться
1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;
2)
межролевой конфликт, при котором
противоречие заложено в
3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.
Конфликт
может углубиться, если жена занимает
более высокий статус в социальной
или профессиональной сфере и
переносит ролевые функции
В современном Российском обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, не ролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддистской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.
Не
существует такого социального института,
который действовал бы
в вакууме, в изоляции от других социальных
институтов. Действие любого социального
института невозможно понять до тех пор,
пока все его взаимосвязи и отношения
не будут объяснены с позиций общей культуры
и субкультур групп. Тот факт, что институты
взаимозависимы в своей деятельности,
не означает, что они готовы отказаться
от внутреннего идеологического и структурного
контроля. Одна из их основных целей –
исключить влияние лидеров других институтов
и сохранить в непри-косновенности свои
институциональные нормы, правила, кодексы
и идео-логии. Во всех основных институтах
развиваются образцы поведения, которые
способствуют поддержанию определенной
степени независимости
и препятствуют доминированию людей, объединенных
в другие институты. Социальный порядок
– это удачное сочетание взаимодействия
институтов
и соблюдения ими независимости по отношению
друг к другу. Такое сочетание позволяет
избегать серьезных и разрушительных
институ-циональных конфликтов.
Используемая
литература
1. Добронькова
В.И., Кравченко А.И. Социологические институты
и процессы. - М., 2000.
2. Королев
Ю.А. Российская семья: правовые проблемы
// Семья
в России. - 1998. - № 1.
3. Фролов С.С.«Социология» - Москва. Гардарики 1999 г.
4.
wikipedia.org/wiki