Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 10:25, реферат
В XX столетии во всем мире все более устойчивой становится тенденция увеличения прозрачности. Социолог Теодор Кэплоу назвал наше время «первым веком измерений». Сейчас сбор данных приобретает все больший размах. В США принадлежащая агентству по охране окружающей среды система контроля качества воздуха хранит информацию, которая поступает от 5000 с лишним датчиков, фиксирующих 188 видов загрязнителей атмосферы, — любой желающий может бесплатно пользоваться ее данными. С появлением новых общедоступных источников информации легче выявлять устойчивые тенденции.
Социальный диалог как
мировая
тенденция общественного
развития
В XX столетии во всем мире все более устойчивой становится тенденция увеличения прозрачности. Социолог Теодор Кэплоу назвал наше время «первым веком измерений». Сейчас сбор данных приобретает все больший размах. В США принадлежащая агентству по охране окружающей среды система контроля качества воздуха хранит информацию, которая поступает от 5000 с лишним датчиков, фиксирующих 188 видов загрязнителей атмосферы, — любой желающий может бесплатно пользоваться ее данными. С появлением новых общедоступных источников информации легче выявлять устойчивые тенденции. Если вы кем-то или чем-то недовольны, у вас теперь больше шансов получить нужную информацию. В этих условиях любой социальный субъект становится связанным со всем миром, так как возможность в реальном времени получать информацию, по горячим следам выкладывать ее в сеть и сразу же на нее реагировать вызывает появление эффекта «глобальной деревни».
В этих условиях каждый, будь то коммерческая компания, политическая партия или социальная организация, вынужден считаться с мнением огромного количества представителей внешней общественности, которая если и не имеет непосредственного отношения к деятельности субъекта, то косвенно все равно оказывает существенное влияние. Отсюда возникает необходимость договариваться и находить общий язык с огромным числом социальных организаций, групп, индивидов и т.д., при этом очень важно осознавать ответственность за свои действия, большую, чем это было раньше, в век изолированного общества. Следовательно, границы между экономическими, политическими и социальными организациями начинают размываться. Все они существуют в тесной взаимосвязи, общем информационном пространстве. Это означает, что со временем начнут формироваться общие критерии работы, очевидные для потребителей, руководителей предприятий, чиновников, граждан, и поэтому противостояние сменится сотрудничеством. Все будут вынуждены признать, что каждый субъект несет ответственность за тот мир, в котором живет, и все сообща должны его совершенствовать, а это требует способностей договариваться, сотрудничать, вести социальный диалог. Т.е. значение социальной коммуникации и социального диалога как основы этой коммуникации будет существенно расти с усилением обозначенных нами тенденций.
В самом широком смысле под диалогом можно понимать такой обмен информацией между участниками, при котором одновременно выполняются два условия: наличие процесса обмена информацией между участниками диалога и наличие не менее двух участников в процессе диалога. Отсутствие первого условия означает отсутствие диалога вообще, а отсутствие второго превращает диалог в монолог. Обмен информацией в диалоге осуществляется в основном с помощью знаковой коммуникации. Между тем знаковый характер социальной коммуникации отнюдь не означает возможности её сведения к обмену речью. Информация в диалоге — показатель отношений и связей между участниками. Диалог в многообразии его социальных измерений также порождается воздействием на образ, т.е. он предполагает изменение образа как идеи субъекта вне непосредственного практического взаимодействия [1].
Выступая особым видом коммуникации, диалог в условиях увеличения объема, усложнения структуры, углубления содержания и расширения разнообразия форм связей и типов отношений становится важным, а часто решающим средством, обеспечивающим взаимопонимание на разных уровнях общения субъектов. Он выступает как наиболее действенное средство построения сложных систем отношений на разном уровне и в разных пространствах общественной жизни. Будучи определенной формой общения и выполняя все его функции, он обладает своей спецификой, обеспечивающей ему особую роль в организации жизнедеятельности людей. Диалог — есть социальный феномен, прежде всего как контакт людей. Его элементом является диалог их культурного содержания как субъектов личностных культур, несущих в себе специфику культуры в целом [3].
Социальный диалог как функциональная характеристика общества ориентирован на воспроизводство и динамику социокультурных норм и образцов взаимодействия. С другой стороны, как интенциональная и целеобусловленная деятельность, осуществляемая людьми в контексте реальных жизненных ситуаций, диалог поддерживает общественное единство. По мнению многих исследователей, это высшая форма межсубъектных отношений, а отношения эти многообразны потому, что в роли субъекта может выступать и индивид, и целостная микрогруппа (семья, спортивная команда), и социальная макрогруппа (нация, класс, политическая партия), и половозрастная группа (молодежь, феминистское движение), и единое человечество в его отношениях с природой.
Социальный диалог как функциональная характеристика общества также реализуется как в явной, так и в неявной форме. Это, прежде всего, диалог гражданского общества и государства. Первое делегирует свои властные полномочия второму, отчуждаясь от постоянного отправления властных функций. Можно сказать, что мера цивилизованности общественной системы во многом определяется тем, насколько социальный диалог между гражданским обществом и государством является открытым и равноправным.
Роль
социального диалога как
Результатом социального диалога является консенсус — решение, учитывающее опыт каждой из социальных групп, не ущемляющее интересы ни одной из сторон. Лишь тогда оказывается возможным реальное сотрудничество равноправных партнеров, движение к «социальному комфорту» не отдельных обособленных групп, а общества в целом. Сама необходимость социального диалога обусловлена тем, что противоречия в социальной сфере неизбежны.
Социальный
диалог основан, в первую очередь, на
коммуникативном равноправии партнеров
и устанавливает между ними специфические
отношения, не предусматривающие какой-либо
синтез или создание новой общности, а
обеспечивающие условия для возникновения
или проявления социокоммуникативной
совместимости [2]. Однако это далеко не
все условия, которые необходимы, чтобы
диалог выступал эффективным инструментом
разрешения социальных противоречий.
В общих чертах можно выделить следующие
группы предпосылок осуществления диалога:
социальные, психологические, лингвистические
и организационно-
Социальные
предпосылки эффективного
диалога:
Лингвистические предпосылки диалога:
Организационные условия эффективного диалога:
Для эффективного ведения диалога необходимо также иметь установки, во-первых, на позитивное партнерство, т.е. собеседники должны быть позитивно настроены по отношению друг к другу и должны воспринимать себя в качестве равноправных партнеров. Во-вторых, диалог предполагает личностную ориентированность на собеседника и ведется индивидами от своего собственного имени, при этом истинные чувства и желания субъектов являются открытыми. В-третьих, диалогическое общение предполагает искренность собеседников по отношению друг к другу, исключает игры, неестественное поведение.
Диалог может выступать эффективным инструментом налаживания социальных отношений при соблюдении следующих условий. Во-первых, если в обществе диалог имеет систематический характер, т.е. он должен служить постоянным инструментом регулирования отношений социальных субъектов. Во-вторых, в вязи с возрастанием связей между различными общественными организациями, представителями бизнеса и власти, открытость субъектов будет более эффективной, если будет включать не только мнения непосредственно вовлеченных в обсуждаемый вопрос сторон, но и взгляды широкого круга представителей общества на деятельность субъекта. А для этого необходима ориентированность на диалогичное общение. Существует несколько вариантов участия в диалоге:
Если
говорить о ситуации, которая сложилась
в России за последние десятилетия,
то различные сферы общественной
жизни хотя и объективно взаимозависимы,
но в развивающейся общественно-
По мнению Комаровского В.В., проблема заключается в неразвитости реальных институтов гражданского общества, очевидной слабости сторон социального партнерства, а также в сохранении авторитарных подходов при разработке и осуществлении реформ. Складывается положение, когда федеральный центр отказывается от ряда функций, а формирующееся муниципальное самоуправление еще не готово к осуществлению социального диалога на своем уровне. Соответственно, в дальнейшем развитие социального диалога будет зависеть от автономности от федерального центра, т.е. от того, насколько реально существует потребность в данном социальном механизме.
Информация о работе Социальный диалог как мировая тенденция общественного развития