Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:49, контрольная работа
С древнейших времён люди, видя царившую вокруг общественную несправедливость, войны и восстания, стремились коренным образом преобразовать общество, сметя социальные рамки и установив внутренний мир и спокойствие. Единственной возможностью осчастливливания человечества они видели установление всеобщего равенства. Их исследования, как правило, выходили за рамки экономической науки в чистом виде, однако они играли существенную роль для её последующего развития.
Этот эксперимент удался не лучше,
чем эксперимент с
Впрочем, все эти приспособления,
преследовавшие цель устранения денег
из области обмена, имели лишь второстепенное
значение. Но основная идея их — идея
уничтожения прибыли —
Действительно, потребительские общества приняли за правило или не получать барышей, или возвращать их своим членам пропорционально закупкам, что, очевидно, одно и то же, ибо здесь нет прибыли, а есть только ristoumes (возврат). И чтобы достичь этого, они поступают так же, как Оуэн, т.е. приводят в контакт производителя и потребителя посредством устранения посредников. Но нужно отметить, что такое устранение прибыли совершается без всякой необходимости прибегать к устранению денег. Солидарность между деньгами и прибылью, которую думали констатировать Оуэн, а после него многие другие социалисты, оказывается воображаемой. Известно, что при непосредственном обмене образуются чрезмерные прибыли, например в торговле с Экваториальной Африкой обменивают ружья, оценивающиеся в пять раз выше своей стоимости, на каучук, оценивающийся в одну треть своей стоимости, что составляет норму прибыли 1500 процентов. На самом же деле деньги поспособствовали только установлению большей точности при исчислениях цен, позволили, например, исчислять и сводить норму прибылей к бесконечно малым пропорциям для каждой единицы, например к одному сантиметру на метр бумажной ткани, что было бы совершенно невозможным при существовании непосредственной мены или даже при наличии бон.
Поскольку кооперативная ассоциация
стремится к уничтожению
Французский социализм, по мнению Сен-Симона, прежде всего, предлагает исчезновение классов. В нем не должно быть ни дворян, ни буржуа, ни духовных лиц. Существуют лишь две категории лиц: работники и бездельники, или, как говорит Сен-Симон, пчелы и трутни, или еще: партия национальная и антинациональная. В новом обществе вторые должны исчезнуть, останутся только первые, к которым относятся не только рабочие, но и земледельцы, ремесленники, фабриканты, банкиры, ученые, артисты. Между всеми этими лицами будет лишь то различие, которое вытекает из различия их способностей или еще из того, что Сен-Симон называет их «положением». «Индустриальное равенство, — пишет он, — будет состоять в том, что каждый будет извлекать из общества пользу, прямо пропорциональную своему общественному положению, т.е. своей положительной способности — употреблению, которое он будет делать из своих средств, в которые следует включить, разумеется, и его капиталы». Как видно, Сен-Симон не думает об уничтожении дохода капиталистов. Он хранит вражду к землевладельцам.
Не только исчезнут всякие социальные различия, кроме основанных на труде и способности, но и правительство в обычном смысле этого слова станет в высокой степени бесполезным. По мнению Сен-Симона, «национальную ассоциацию» нужно рассматривать как «промышленное предприятие». «Франция стала крупной мануфактурой, а французская нация — большой мастерской». Но ведь «обязанность предупреждать воровство и всякие беспорядки в мастерских, словом, управление мастерскими, считается (в мануфактуре) совершенно второстепенным занятием и возлагается на малозначащих лиц». Точно так же роль правительства в промышленном обществе должна сводиться к тому, чтобы «оградить работающих от непродуктивных действий праздных людей и обеспечить им охрану и свободу в их производительной деятельности».
До сих пор индустриализм Сен-Симона почти не отличался от простого либерализма адептов Смита и Ж.Б. Сэя. В это же время Шарль Конт и Дюнуайе в своем журнале «Le Censeur» («Критик») защищают совершенно такие же идеи и иногда в тех же самых выражениях. «Открытое для таланта поприще», «правительственное невмешательство» — это все формулы, которые повторяются в то время всеми либеральными буржуа и отражают в себе чаяния, подобные тем, которые были у Сен-Симона.
Но вот где тон его меняется: «Франция, говорим мы, крупная мануфактура. Но ведь самая важная работа в мануфактуре состоит в том, чтобы сначала установить способ фабрикации продуктов, а затем урегулировать интересы предпринимателей с интересами рабочих, с одной стороны, и с интересами потребителей — с другой». Следовательно, в промышленном строе тоже есть место для правительства, но для правительства совершенно особого характера — для управления над вещами, в которых мы нуждаемся, а не над людьми. Политика не исчезнет, а изменит свое существо. Она станет «положительной наукой», «наукой о производстве, т.е. такой наукой, содержанием которой будет исследование наиболее благоприятного для всех родов производства положения дел». «В старой политической системе сущность основных законов сводилась к тому, чтобы дать правительству большую силу и прочно установить власть первых классов народа над последними. В новой системе, наоборот, основные законы должны стремиться к тому, чтобы ясно установить и самым благоразумным образом комбинировать работы, которые предстоит исполнить обществу в целях физического и нравственного улучшения существования всех его членов».
Такова будет задача нового правления,
где «способности» будут
Чтобы лучше иллюстрировать свою мысль,
Сен-Симон предполагает исполнительную
власть вручить палате депутатов, рекрутируемых
исключительно из представителей торговой,
мануфактурной и
Экономическое правительство вместо
политического; управление вещами вместо
власти над людьми; социальная организация
— сколок с организации мастерской
и нации, трансформировавшиеся в
производительные ассоциации с единственной
целью «споспешествовать
Таким образом, индустриализм Сен-Симона определенно отличается от экономического либерализма совершенно новой, возлагаемой им на правительство ролью.
С другой стороны, хотя он и доставил
социализму одну из основных его идей,
все-таки нельзя, пожалуй, сказать, что
Сен-Симон социалист, если сущность
социализма состоит в уничтожении
частной собственности. Правда, Сен-Симон
говорит в одном известном
месте о преобразовании земельной
собственности. Но это место остается
одиноким. По его мнению, капитал
имеет такое же право на вознаграждение,
как и труд. И в том, и в
другом он видит «социальное положение».
Поэтому он охотно удовлетворился бы
чисто правительственной
Однако, взяв за идеал индустриализм,
существенные черты которого он набросал,
нетрудно будет сделать из него выводы
о необходимости более
Теория регулируемого капитализма Дж. Кейнса.
Современные экономические теории в основном представлены западными экономистами, для которых в XX веке, особенно в последние 40-50 лет, присуща направленность на решение конкретных экономических проблем. Западной экономической мысли присущи и углубления ее прикладного характера. В частности, в последние 50 лет экономисты мира упорно работали над решением транспортной проблемы и межотраслевого баланса, смягчением последствий экономических кризисов и достижением бездефицитного бюджета, над обузданием инфляции и уменьшением безработицы и т.п.. В ходе решения этих вопросов начинает выкристаллизовываться новая структура экономической теории. Если раньше политическая экономия и экономическая теория были идентичными, то постепенно, начиная с Альфреда Маршалла (1842-1924), эти два понятия расходятся. Политическая экономия, так же, как и в начале возникновения, занимает фундаментальные позиции в экономической теории, а последняя превращается сейчас в общую экономическую теорию, особенно в прикладной ее части, которая решает конкретные задачи. Итак, сегодня можно засвидетельствовать наличие еще двух самостоятельных наук: микроэкономики и макроэкономики.
Однако современная западная экономическая наука связана не только с развитием теорий микро- и макроэкономики. Крупнейшие зарубежные ученые всегда были заняты глобальными и фундаментальными политико-экономическими проблемами. Так, Дж. Бернхэм и С. Чейз разрабатывали теорию народного капитализма, М. Минз - теорию коллективного капитализма, Дж.М. Кейнс - теорию регулируемого капитализма, А. Вагнер, В. Зомбарт, П. Самуэльсон - теорию смешанной экономики, У. Ростоу, Р. Арон, Дж. Гэлбрейт - теорию индустриального общества, Л. Эрхард - теорию социального рыночного хозяйства и т.д.
Видное место в современной
экономической мысли
С другой стороны, по мнению Дж.М. Кейнса, самым значительным недостатком современного капитализма является чрезмерное неравенство в распределении доходов. Центральной идеей Кейнса стало мнение о том, что капитализм свободной конкуренции исчерпал себя, он уже не поддается саморегулированию. Вот почему в интересах всех экономика должна регулироваться государством.
Ученым был разработан конкретный механизм подобного регулирования. Его рычаги указывались Дж. Кейнсом в самом названии его основного труда «Общая теория занятости, процента и денег». Государство, по мнению Кейнса, регулируя занятость, обеспечивает большую социальную стабильность капиталистической экономики, делая доступным кредит, помогает деловым людям выходить из сложных ситуаций, обусловленных конъюнктурой, беспокоится о прочности и постоянство денег, жестко регулируя их количество в обращении, преодолевает инфляцию, Делает бизнес прогнозируемым. Кроме того, Кейнсом были разработаны: конкретные формы регулирования в зависимости от факторов рынка; теория мультипликатора, а также встроенных стабилизаторов в экономику.
Дж.М. Кейнс считается одним из выдающихся экономистов XX в. В то же время он замыкает ряд четырех крупных экономистов, составляющих вершину экономической мысли, - А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Дж.М. Кейнс. Разработанная же им теория государственного регулирования капиталистической экономики по праву получила название, происходящее из его имени, - кейнсианство.
Кейнсианство сыграло
Последним словом в современной экономической мысли Запада считается монетаризм - теория, разработанная американским экономистом Милтон Фридмен, так называемая «чикагская школа». Автор получил за эту теорию Нобелевскую премию. Сторонниками монетаризма деньги рассматриваются как решающий фактор общественного воспроизводства (отсюда и название теории).
Таким образом, монетаризм представляет собой экономическую теорию, основанную на решающей роли денег (денежной массы) в экономике в целом, и особенно в формировании цен и регулировании инфляции. Именно поэтому монетаристы, выступая против государственного вмешательства в экономику, признают роль государства только в контроле над денежной массой и в управлении эмиссией денег, государственным бюджетом, а также в поддержании достаточно высокого уровня ссудного процента. Монетаристы исходят из существующих отношений количества денег и имеющегося прибыли, поскольку она экономически закономерная, естественная, и выступают против любого социальной защиты населения. Социальная политика, по мнению М. Фридмена, приводит к демотивации экономической деятельности людей и в конце концов ухудшает, а не улучшает экономическое положение как страны в целом, так и отдельных ее граждан.
Информация о работе Социальные утопии. Английский и французский социализм-утопизм