Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 05:37, реферат
Определение социальных технологий
Социальные технологии суть технологии управления
а) в «широком понимании» – любыми общностями людей (начиная с микрогрупп),
б) в «узком смысле» – социальными институтами (например, как семья, реклама, милиция, армия и т.п.) и посредством социальных институтов (таких, как PR, СМИ и т.п.). Если в первом понимании к социальным технологиям можно отнести управление какой угодно малой общностью людей, то во втором смысле социальные технологии являются исключительно технологиями управления на макроуровне (начиная с администрации района и выше; с появлением в ХХ веке ТНК (транснациональных корпораций) можно говорить о социальных технологиях этого относительно нового социального образования).
«Социальные технологии»: понятие, периодизация, суть
Определение социальных технологий
Социальные технологии суть технологии управления
а) в «широком понимании» – любыми общностями людей (начиная с микрогрупп),
б) в «узком смысле» – социальными институтами (например, как семья, реклама, милиция, армия и т.п.) и посредством социальных институтов (таких, как PR, СМИ и т.п.). Если в первом понимании к социальным технологиям можно отнести управление какой угодно малой общностью людей, то во втором смысле социальные технологии являются исключительно технологиями управления на макроуровне (начиная с администрации района и выше; с появлением в ХХ веке ТНК (транснациональных корпораций) можно говорить о социальных технологиях этого относительно нового социального образования).
Большинство авторов, пишущих на темы социальных технологий, придерживается, скорее, первого, «широкого» подхода в определении этого понятия (А. А. Шиян, А. П. Марков и Г. М. Бирженюк, А. Аронсон и Э. Пратканис и другие).
Чтобы не смешивать понятия «социальные технологии» и уже устоявшиеся понятия, относящиеся к более частным сферам деятельности и к уровню, например, производства, уместнее вести речь о социальных технологиях именно во втором, «узком» смысле этого слова. В таком случае, применительно к сферам, например, семьи или производства, можно использовать не общее понятие «социальные технологии», а более частные и конкретные: «конфликтология», «психотехнологии», «менеджмент», «маркетинг» и так далее.
Обязательным признаком
социальных технологий в современном
значении этого понятия является
осознанное использование
Этапы становления социальных технологий
I. Появление социальных
технологий в виде «
Всякий «правящий класс» имеет объективную задачу – управлять, управлять развитием системного целого – общества (и его отдельных структур и элементов). Разумеется, при этом его представители никогда не забывают о своих частных интересах, но это – вторично, без выполнения объективной задачи управлять никакие «эксплуататоры» немыслимы.
В этот длительный период практически отрабатываются технологии управления:
без СМИ,
без внедрения одной главной идеи (это начинается лишь с эпохой христианства),
без наличия массовых коммуникаций
– и так далее, со всеми особенностями
и ограничениями «аграрной
К «социальным технологиям» этого периода можно условно отнести: администрирование, законодательство, судебную систему, мораль и так далее.
«Технологичность» этого
времени – на уровне ремесла: технологии
управления усваиваются по преимуществу
детьми правящих классов, вне специальной,
письменно зафиксированной
II. Переходный этап: 16 – 19 вв.
Этот период характеризуется:
изобретением массовой школы,
возникновением
появлением СМИ,
возникновением науки и техники и достижением ими высокого уровня зрелости, результатом чего явилось появление нового типа мышления, связанного с идеей управления всего и вся, и, соответственно, управляемости,
появлением идеи социальных институтов, которыми можно и нужно управлять,
приходом к власти разнородного «третьего сословия».
Крайне важным было зарождение в этот период предпосылок для возникновения новых социальных технологий – использующих СМИ, массовых по охвату, базирующихся на наличии идеологических систем и пропагандистских машин.
III. Появление пропаганды
в начале ХХ века в
IV. Примерно с 1950-х годов
– возникновение социальных
возникновение концепций массового общества (с начала ХХ в., Европа, США),
появление технологий массового обучения (Италия, Россия и СССР, 1900-1950-е)),
появление индустрии рекламы (в к. XIX-н. XX в.),
зарождение менеджмента (1920-30-е гг., США),
появление массовой психологии и психотерапии (1950-е гг., Европа, США),
возникновение маркетинга и связей с общественностью (1950-е гг., прежде всего США),
конфликтологии (1960-е гг., Европа, США),
NLP (1970-е гг., США).
Социальная суть старых и новых, элитарных и массовых социальных технологий
Всякие социальные технологии могут выполнять одну из двух возможных социальных функций и, при этом, их экзистенциальным ядром является вполне определённая миссия.
Базовая социальная функция социальных технологий – сохранять status quo в данном обществе.
Эту роль играют все старые и новые социальные технологии, как прошлого, так и настоящего. Они, в совокупности, создают своеобразную «рамку», в пределах которой существует как общество в целом, так и отдельные его структуры и элементы.
Важнейшими образующими системный порядок в обществе являются институты семьи, образования, СМИ, public relations (как исключительно манипулятивные институты общества – при том, что декларируется участие этих институтов в приверженности «вечным ценностям»). Однако главнейшая, системообразующая роль в современных обществах в поддержании в них стабильности и порядка принадлежит пропаганде.
Другой важнейшей социальной функцией современных социальных технологий является изменение status quo: дестабилизация имеющихся социальных порядков и установление взамен них новых. Как правило, речь идёт о деятельности современных стран западного мира во главе США, связанной с ликвидацией неугодных режимов и социальных установлений. Последние примеры такого рода, непосредственно относящиеся к России – ликвидация прежних режимов в Грузии и в Украине (в свою очередь, Россия предприняла ряд контрмер, связанных также с использованием различных социальных технологий).
У всех социальных технологий имеется экономическая основа, так что не обеспеченные экономически социальные технологии обречены на неудачу (провал).
Наконец, и та, и другая (главная и побочная) ветви социальных технологий всегда строились, строятся и будут строиться вокруг смыслового ядра: увести людей от вопросов, связанных с самим человеческим бытием, его миссией, его тайной или тайнами. Можно вести речь о двух взаимосвязанных вопросах вектора («куда?») и смысла («зачем?»). Именно вокруг увода людей от этих базовых вопросов и строятся все принципы и технологии управления. Поскольку наиболее опасным путём является путь задавания вопросов, вся система воспитания образования (семейного и государственного) в первую очередь блокирует именно способность и желание задавать вопросы. Наиболее опасные люди для всякой стабильной системы – люди, задающие вопросы.
И в прежних, и, особенно в
современных обществах
При этом общество оставляет
специальную возможность в виде
института науки задавать вопросы,
но и там эта возможность
Наконец, элита общества (и всё общество в целом) не просто уводят сознание в никуда, в пустоту, но – прививают те или иные формы определённых ценностей, далеко уводящих от вопросов смысла.
Именно ценности лежат в основе стабильности любых систем и всех социальных технологий.
Разрушение ценностей приводит системы к ослаблению или краху (СССР, Россия в 1990-е гг.). И именно через манипуляцию с ценностями целенаправленно уничтожаются одни режимы и системы и устанавливаются другие.
Всякая успешная социальная технология (и социальные технологии в совокупности) строятся на работе с ценностями (так, американские борцы против абортов выступают под лозунгом «За жизнь», их противники – «За свободу выбора»).
Итак, лидер и элита, социальные институты и социальные технологии в совокупности обязаны обеспечить «рамку»: чтобы ничего не рассыпалось, чтобы общество существовало как системное целое (1) и чтобы люди не задавали главные вопросы смысла и направления (2). В этом – их суть и миссия. От этих вопросов уводят даже три института, как бы специально предназначенные для того, чтобы на них отвечать: философия, наука и религия. В действительности, эти институты существуют именно для того, чтобы взять под контроль процессы мышления людей и не допустить неуправляемых процессов. Наиболее изощрёнными современными социальными мета-технологиями управления являются СМИ и использующие их пропаганда и PR.
http://www.shelep.msk.ru/?
Информация о работе «Социальные технологии»: понятие, периодизация, суть