В
своей статье «Социальные рамки
информационного общества» американский
социолог Д. Белл выделяет характерные
черты информационного общества:
это переход от индустриального
к сервисному обществу, решающее значение
кодифицированного теоретического
знания для осуществления технологических
инноваций, а также превращение новой
«интеллектуальной технологии» в ключевой
инструмент анализа и теории принятия
решений. Предлагает в развёрнутом и детализированном
виде концепцию информационного общества
(с учётом того, что в неё почти в полном
объёме включается разработанная им в
конце 60-х - начале 70-х годов теория постиндустриального
общества).
Как
утверждает Белл, «в настоящем столетии
решающее значение для экономической
и социальной жизни, для способов
производства знания, а также для характера
трудовой деятельности человека приобретает
становление нового уклада, основывающегося
на телекоммуникациях. Революция в организации
и обработке информации и знаний, в которой
центральную роль играет компьютер, развёртывается
одновременно со становлением постиндустриального
общества». Причём, считает Белл, для понимания
этой революции особенно важны три аспекта
постиндустриального общества. Имеется
в виду переход от индустриального общества
к обществу услуг, определяющее значение
кодифицированного научного знания для
реализации технологических нововведений
и превращение новой «интеллектуальной
технологии» в ключевой инструмент системного
анализа и теории принятия решения. Белл
считает, что именно знание, а не труд выступает
источником стоимости.
В
интерпретации Белла информационное
общество есть не что иное, как форма
развития постиндустриального или
сервисного общества, в котором доля
услуг в области информационных
технологий и теоретического знания,
является доминирующей. Точка зрения
Белла сегодня является наиболее распространённой,
вместе с тем, как и сама теория постиндустриализма,
теория информационного общества по Беллу
не позволяет выявить существенные качественные
изменения в общественных отношениях,
характерные «новому обществу». «Хотя
технологические революции идеальны в
своих теоретических основаниях, их символами,
чтобы не сказать носителями, являются
все же некие материально-вещные формы,
и в постиндустриальном обществе эта «вещь»
- компьютер». Д. Белл обращает внимание
на два вопроса человеческого бытия будущего:
жизнь в городах и процесс урбанизации,
которые уже сегодня доставляют массу
забот, как градостроителям, так и экологам,
и социальные пропорции нового общества,
в котором прежняя «родовая» элита будет
потеснена в пользу «элиты знания». «Когда
знание в своей систематической форме
вовлекается в практическую переработку
(в виде изобретения или организационного
усовершенствования), можно сказать, что
именно знание, а не труд выступает источником
стоимости».
Говоря
о слиянии технологий Белл, выделяет пять
основных проблем. «Слияние телефонных
и компьютерных систем, телекоммуникаций
и обработки информации в одну модель.
С этим связан вопрос, будет ли передача
информации осуществляться преимущественно
через телефонную связь или возникнет
какая-либо иная независимая система передачи
данных; какова будет относительная доля
микроволновых станций, спутников связи
и коаксиального кабеля в качестве каналов
передачи». Также он отмечает, что «Информация
– это власть. Доступ к информации есть
условие свободы».
Белл
исходит из того, что знания и
информация становятся стратегическими
ресурсами и агентом трансформации
постиндустриального общества. Бурное
протекание общественных изменений, особенно
когда они, как в данном случае, осуществляются
через посредство специфических технологий,
с неизбежностью ставит перед обществом
сложные политические проблемы. Здесь
можно лишь схематически обозначить некоторые
из проблем, которые общество будет вынуждено
решать в ближайшие два десятилетия.
Д.Белл
обращает внимание на два вопроса
человеческого бытия будущего: жизнь
в городах и процесс урбанизации,
которые уже сегодня доставляют
массу забот как градостроителям,
так и экологам, и социальные пропорции
нового общества, в котором прежняя
«родовая» элита будет потеснена в пользу
«элиты знания». «Сегодня специалисты
предсказывают появление «линейных городов»,
в которых не будет центральных площадей
и торговых центров, характерных для классических
европейских городов. Б. Ф. Скиннер полагает,
что в эпоху развитых коммуникаций нынешние
громадные и все менее управляемые города
уступят место сетям небольших городов.
Оправдаются ли эти прогнозы, неясно: жизнь
и смерть городов – это длительный исторический
процесс. Что, однако, изменяется, так это
сама концепция «урбанизма». 30 лет назад
Л. Верт в своем замечательном эссе «Урбанизм
как образ жизни» определял урбанизм как
в высшей степени интерактивный, мобильный
и политически чувствительный образ жизни
в противовес жизни в небольшом городке
или деревне, зиждущихся на институтах
церкви и семьи. Сейчас стремительно урбанизируется
вся страна (если не весь мир), при этом
всё более децентрализуясь в географическом
отношении». «В прошлом большинство обществ
были элитарными и закрытыми в том смысле,
что аристократия была чрезвычайно замкнутым
сословием. В противоположность этому
современные общества стали открытыми,
при этом по мере того как знания и техническая
компетентность становились непременным
условием для входа в элиту, основой процесса
для такого продвижения становилось образование.
В постиндустриальном обществе элита
– это элита знающих людей. Такая элита
обладает властью в пределах институтов,
связанных с интеллектуальной деятельностью
– исследовательских организаций, университетов
и т.п., – но в мире большой политики она
обладает не более чем влиянием. Постольку,
поскольку политические вопросы всё теснее
переплетаются с техническими проблемами
(в широких пределах – от военной технологии
до экономической политики), «элита знания»
может ставить проблемы, инициировать
новые вопросы и предлагать технические
решения для возможных ответов, но она
не обладает властью сказать «да» или
«нет». Последнее является прерогативой
политиков, но не учёных или экономистов.
В этой связи крайне преувеличенной представляется
идея о том, что «элита знания» может стать
новой «элитой власти».