Социальные проблемы женщинв 18-19 веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:36, реферат

Описание работы

Россия явила миру прекрасные образцы красоты, она внесла в мировую сокровищницу многое то, что сформировало у человечества представление об идеале, о высоком предназначении человека. И идеал этот был открыт миру через русскую душу, в немалой степени душу женскую. Душа, характер женщины весьма своеобразно соотносится с культурными эпохами. Женщина XVIII — начала XIX века не только была включена, подобно мужчине, в поток бурно изменяющейся жизни, но начинала играть в ней все большую и большую роль. И женщина очень менялась.

Работа содержит 1 файл

Соц проблемы женщин 18-19 в.docx

— 38.39 Кб (Скачать)
 
 
минобрнауки россии

федеральное государственное  бюджетное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 
 
 

Институт  педагогики и психологии

Кафедра общей  и социальной педагогики 

Реферат 

По дисциплине: «Социальные  проблемы женщин и детей»

Тема: «Социальные  проблемы женщин 18-19 вв». 
 
 

                                                                           Выполнил:  студентка

                                                                            Группы 2 СРб-21

                                                                            Старцева ВВ,

                                                                            Румянцева ГН

                                                                            Проверил: Солтыкова  
 

                                      Череповец, 2011-2012

                                                            

                                                                                    «Женщины Творят историю, хотя история запоминает             

                                                                                                        лишь имена мужчин» 

                                                                                                            Генрих Гейне.

     Россия  явила миру прекрасные образцы красоты, она внесла в мировую сокровищницу многое то, что сформировало у человечества представление об идеале, о высоком предназначении человека. И идеал этот был открыт миру через русскую душу, в немалой степени душу женскую. Душа, характер женщины весьма своеобразно соотносится с культурными эпохами. Женщина XVIII — начала XIX века не только была включена, подобно мужчине, в поток бурно изменяющейся жизни, но начинала играть в ней все большую и большую роль. И женщина очень менялась.

     В эту  эпоху чин женщины, если она не была придворной, определялся чином  ее мужа или отца. Таким образом, женщины разделялись на два социальных слоя: Женщины- крестьянки и Женщины-дворянки. Многое об их жизни мы знаем из важных для тех времен книг, это «Домострой» и «Юности честное зерцало». Заключительная часть книги «Юности честное зерцало» посвящена особенным нормам поведения девушек, которые к тому же строго определяются церковной моралью. Эти наставления очевидно близки традиционным древнерусским поучениям. Девические добродетели состоят в следующем: любовь к слову Божию, смирение, молитва, исповедание веры, почтение к родителям, трудолюбие, приветливость, милосердие, стыдливость, чистота телесная, воздержание и трезвость, бережливость, щедрость, верность и правдивость. На людях девушка должна держать себя скромно и смиренно, избегать смеха, болтовни, кокетства. И тут не было разделения, но жизнь женщин всё равно отличалась и положения, и проблемы и уклад у них были разными. Крестьянские девушки жили совсем не так, как их ровесницы из другой социальной среды – дочери помещиков и горожан. Как подметил историк А.А. Зимин: в 18-19 веках в России существовали, словно два разных мира: мир господ и мир крестьян. Такое расслоение общества наметилось на рубеже 17-18 столетий, когда прозападные реформы Петра I произвели настоящий культурный переворот в стране. В 19 веке дворянство, купечество, мещане, рабочие оказались готовы к принятию европейской культуры – статичность, замкнутость, верность старине остались для них в прошлом.

     Русское крестьянство сумело сохранить патриархальный уклад жизни. Каноническое православие  и пережитки древней языческой  культуры, на которых был основан  крестьянский менталитет, почти не были подвержены новомодным течениям. Напротив, нововведения воспринимались в крестьянском мире как нарушение  заведенного Господом порядка, стабильности. которое ведет к неразберихе и бедам.

     Вообще  девичество в крестьянском обиходе  называлось «пора», а «быть в поре» - значит быть готовой к выбору брачного партнера, то есть к замужеству.

     Однако  половое созревание еще не означало, что девочка стала девушкой. Ей предстояло из нескладного подростка  превратиться в зрелую «славницу», поскольку в 15-16 лет наступал самый главный период девичества. Который должен был завершиться замужеством. Особенную внешнюю привлекательность девушке придавали, согласно общественному мнению, крепкое телосложение (дородность), высокая грудь, крутые бедра, круглое гладкое лицо с белой кожей и длинная русая коса. При этом близкий современному обществу эталон женской красоты в дворянской среде(тонкая талия, худоба, хрупкое телосложение, бледная кожа) в русской деревне воспринимались как физическая незрелость, признаки болезни и бесплодия.

     Когда девичья пора заканчивалась, а свадьба  так и не состоялась, то девушка  могла остаться без мужа – «пропасть». Затянувшаяся «девичья пора» рассматривалась  как время остановки роста  – «перезрелости». В разных областях России возраст, с которого девушка  уже считалась «засидкой» колебался от23 до 27 лет,

     При этом от девушек требовали послушания, трудолюбия, уважения к себе и другим, а также сохранения целомудрия до свадьбы.

     В дворянстве Дамы  кокетничали, вели в основном вечерний образ жизни. А вечером, при свечах, требовался яркий макияж, потому что при свечах лица бледнеют (тем более — в Петербурге с его зловредным климатом!). Из-за этого у дам уходило очень много (за год, наверное, с полпуда!) румян, белил и разной другой косметики. Красились очень густо.

     В петровский период женщина еще не привыкла много  читать, еще не стремилась к разнообразию духовной жизни (конечно, это лишь в  массе: в России уже были писательницы). Мне было очень интересно в свое время узнать, что стремление читать в русской женщине родилось между 18 и 19 веком. Духовные потребности большинства женщин удовлетворялись еще так же, как в допетровской Руси: церковь, церковный календарь, посты, молитвы. Разумеется, до конца XVIII столетия, до «эпохи вольтерьянства», в России все были верующими. Это было нормой, и это создавало нравственную традицию в семье.

     На  время 18 19 веков приходится промышленный переворот, зарождение и развитие буржуазного  строя, появления пролетариата рабочего класса, усиление борьбы людей за свои права. Но все нововведения обходили стороной женщин. Несмотря на то, что  они трудились наравне с мужчинами, женщина не имела права голоса, она не могла участвовать в  выборах и оставалась в стороне  от политики. Отчасти из этой проблемы вытекал ещё один «класс» женщин в России. О наличии в России проституток мы точно знаем только с момента, когда с ними начинает бороться государство. В 1649 году царь Алексей Михайлович (1629–1676) издал указ, предписывающий объездчикам следить за тем, чтобы на «улицах и в переулках бляди не было». Из указа Петра II (1715–1730) 1728 года нам известно, что в Петербурге уже имелись тайные публичные дома. Теперь задачей ставилось взять проституцию под государственный контроль, в первую очередь для того, чтобы остановить распространение сифилиса и других венерических заболеваний. Завершились эти старания изданием указа 1843 года, узаконивавшего проституцию. . Ряды женщин свободной профессии пополнялись главным образом из двух источников — крестьянства (47% от общего количества проституток) и мещанства (36%). Последние в прошлом были, как правило, горничными, швеями, портнихами, иногда фабричными работницами. В России было две основных категорий проституток: билетные и бланковые. К ним относились жрицы любви, зарегистрированные в полиции. Первые жили в публичных домах и были обязаны два раза в неделю проходить довольно унизительную процедуру врачебного осмотра на предмет выявления венерических болезней. Паспортов у них не было. Бланковые проститутки отличались от билетных наличием съемной квартиры и относительной свободы передвижения под контролем сутенеров, заменявших девушкам хозяек публичных домов.

Информация о работе Социальные проблемы женщинв 18-19 веках