Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:36, реферат
Россия явила миру прекрасные образцы красоты, она внесла в мировую сокровищницу многое то, что сформировало у человечества представление об идеале, о высоком предназначении человека. И идеал этот был открыт миру через русскую душу, в немалой степени душу женскую. Душа, характер женщины весьма своеобразно соотносится с культурными эпохами. Женщина XVIII — начала XIX века не только была включена, подобно мужчине, в поток бурно изменяющейся жизни, но начинала играть в ней все большую и большую роль. И женщина очень менялась.
минобрнауки
россии
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Институт педагогики и психологии
Кафедра общей
и социальной педагогики
Реферат
По дисциплине: «Социальные проблемы женщин и детей»
Тема: «Социальные
проблемы женщин 18-19 вв».
Россия явила миру прекрасные образцы красоты, она внесла в мировую сокровищницу многое то, что сформировало у человечества представление об идеале, о высоком предназначении человека. И идеал этот был открыт миру через русскую душу, в немалой степени душу женскую. Душа, характер женщины весьма своеобразно соотносится с культурными эпохами. Женщина XVIII — начала XIX века не только была включена, подобно мужчине, в поток бурно изменяющейся жизни, но начинала играть в ней все большую и большую роль. И женщина очень менялась.
В эту эпоху чин женщины, если она не была придворной, определялся чином ее мужа или отца. Таким образом, женщины разделялись на два социальных слоя: Женщины- крестьянки и Женщины-дворянки. Многое об их жизни мы знаем из важных для тех времен книг, это «Домострой» и «Юности честное зерцало». Заключительная часть книги «Юности честное зерцало» посвящена особенным нормам поведения девушек, которые к тому же строго определяются церковной моралью. Эти наставления очевидно близки традиционным древнерусским поучениям. Девические добродетели состоят в следующем: любовь к слову Божию, смирение, молитва, исповедание веры, почтение к родителям, трудолюбие, приветливость, милосердие, стыдливость, чистота телесная, воздержание и трезвость, бережливость, щедрость, верность и правдивость. На людях девушка должна держать себя скромно и смиренно, избегать смеха, болтовни, кокетства. И тут не было разделения, но жизнь женщин всё равно отличалась и положения, и проблемы и уклад у них были разными. Крестьянские девушки жили совсем не так, как их ровесницы из другой социальной среды – дочери помещиков и горожан. Как подметил историк А.А. Зимин: в 18-19 веках в России существовали, словно два разных мира: мир господ и мир крестьян. Такое расслоение общества наметилось на рубеже 17-18 столетий, когда прозападные реформы Петра I произвели настоящий культурный переворот в стране. В 19 веке дворянство, купечество, мещане, рабочие оказались готовы к принятию европейской культуры – статичность, замкнутость, верность старине остались для них в прошлом.
Русское крестьянство сумело сохранить патриархальный уклад жизни. Каноническое православие и пережитки древней языческой культуры, на которых был основан крестьянский менталитет, почти не были подвержены новомодным течениям. Напротив, нововведения воспринимались в крестьянском мире как нарушение заведенного Господом порядка, стабильности. которое ведет к неразберихе и бедам.
Вообще девичество в крестьянском обиходе называлось «пора», а «быть в поре» - значит быть готовой к выбору брачного партнера, то есть к замужеству.
Однако половое созревание еще не означало, что девочка стала девушкой. Ей предстояло из нескладного подростка превратиться в зрелую «славницу», поскольку в 15-16 лет наступал самый главный период девичества. Который должен был завершиться замужеством. Особенную внешнюю привлекательность девушке придавали, согласно общественному мнению, крепкое телосложение (дородность), высокая грудь, крутые бедра, круглое гладкое лицо с белой кожей и длинная русая коса. При этом близкий современному обществу эталон женской красоты в дворянской среде(тонкая талия, худоба, хрупкое телосложение, бледная кожа) в русской деревне воспринимались как физическая незрелость, признаки болезни и бесплодия.
Когда девичья пора заканчивалась, а свадьба так и не состоялась, то девушка могла остаться без мужа – «пропасть». Затянувшаяся «девичья пора» рассматривалась как время остановки роста – «перезрелости». В разных областях России возраст, с которого девушка уже считалась «засидкой» колебался от23 до 27 лет,
При этом от девушек требовали послушания, трудолюбия, уважения к себе и другим, а также сохранения целомудрия до свадьбы.
В дворянстве Дамы кокетничали, вели в основном вечерний образ жизни. А вечером, при свечах, требовался яркий макияж, потому что при свечах лица бледнеют (тем более — в Петербурге с его зловредным климатом!). Из-за этого у дам уходило очень много (за год, наверное, с полпуда!) румян, белил и разной другой косметики. Красились очень густо.
В петровский период женщина еще не привыкла много читать, еще не стремилась к разнообразию духовной жизни (конечно, это лишь в массе: в России уже были писательницы). Мне было очень интересно в свое время узнать, что стремление читать в русской женщине родилось между 18 и 19 веком. Духовные потребности большинства женщин удовлетворялись еще так же, как в допетровской Руси: церковь, церковный календарь, посты, молитвы. Разумеется, до конца XVIII столетия, до «эпохи вольтерьянства», в России все были верующими. Это было нормой, и это создавало нравственную традицию в семье.
На
время 18 19 веков приходится промышленный
переворот, зарождение и развитие буржуазного
строя, появления пролетариата рабочего
класса, усиление борьбы людей за свои
права. Но все нововведения обходили
стороной женщин. Несмотря на то, что
они трудились наравне с