Социальные проблемы отношений между поколениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:57, реферат

Описание работы

Введение
Проблема взаимоотношений между молодежью и старшим поколением, была всегда. Однако в каждый конкретный период времени содержание данной проблемы имело конкретно-исторический характер и формировало свои социальные нормы отношений между поколениями.
Нынешнее время требует от молодого поколения формирования нового типа личности, соответствующего условиям современного мира и переходным состоянием основных социальных институтов (формирование рыночных стандартов

Содержание

Актуальность темы
Цель
Задача
Раздел І. Теоретико-методологические основания исследования межпоколенных взаимодействий
1.1 Теоретико-методологические традиции изучения межпоколенных взаимодействий
Раздел ІІ. Проблема взаимоотношений поколений в семье
2.1 Основные проблемы взаимоотношений поколений в семье
2.2 Конфликт, его причины и типологизация
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 37.87 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ  ЗАВЕДЕНИЕ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Кафедра социологии

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:« Социальные проблемы отношений между поколениями »

 

Выполнил

ст.гр. НАП-09           ________________Р.Э. Денисюк  

 

Проверил

д.т.н. проф. каф.                                _______________И.И. Крижановская

 

 

 

 

 

 

Донецк-2012

Содержание:

 

Введение

Актуальность темы

Цель

Задача

Раздел І. Теоретико-методологические основания исследования межпоколенных  взаимодействий

1.1 Теоретико-методологические  традиции изучения межпоколенных  взаимодействий

Раздел ІІ. Проблема взаимоотношений  поколений в семье

2.1 Основные проблемы взаимоотношений поколений в семье

2.2 Конфликт, его причины и типологизация

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема взаимоотношений  между молодежью и старшим  поколением, была всегда. Однако в каждый конкретный период времени содержание данной проблемы имело конкретно-исторический характер и формировало свои социальные нормы отношений между поколениями.

Нынешнее время требует  от молодого поколения формирования нового типа личности, соответствующего условиям современного мира и переходным состоянием основных социальных институтов (формирование рыночных стандартов поведения: экономическая свобода действий, предприимчивость, гибкость, способность  к риску).

Проблема взаимопонимания  старшего поколения и молодежи никогда  себя не изживет, поскольку та культура, на которой воспитано одно поколение, будет пусть и не диаметрально противоположной, но покажется иной и отчасти непонятной другому  поколению. Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся  в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому  наследству весьма избирательно. Они  принимают и развивают в нем  только то, без чего невозможны дальнейшее их собственное существование и  развитие, и отрицают то, что, с их точки зрения, уже устарело и утратило всякий смысл. А потому следует говорить не только о конфликте, но и о преемственности  поколений.

Актуальность  темы

В ХХІ веке заметно обострилась проблема взаимоотношений между поколениями. Проблема преемственности и конфликтов в отношениях «отцов» и «детей» может рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Она существует всегда, однако содержание проблемы, острота противоречий носит особенный конкретно-исторический характер. В современном обществе имеет место трансформация отношения младших возрастных групп к старшему поколению в направлении от традиционно-почтительного к нетрадиционному, не характерному для украинского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. В лучшем случае речь идёт об абсолютно безразличном отношении, как на государственном, так и на бытовом уровне.

Цель

Самостоятельно изучить  социальные проблемы отношений между поколениями.

Задача

    1. Рассмотреть проблемы взаимоотношение старшего и младшего поколений;

          2.Рассмотреть теоретико-методологические основания исследования межпоколенных взаимодействий;

          3. Рассмотреть проблемы взаимоотношений поколений в семне.

 

 

 

 

 

 

Раздел І. Теоретико-методологические основания исследования межпоколенных  взаимодействий

1.1 Теоретико-методологические  традиции изучения межпоколенных взаимодействий.

Цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли – ребенок, ученик, работник, отец, дед. Детство и юность – это период ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества. Период зрелости – период, когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями. В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться). Выделение различных возрастных этапов имеет социокультурную историю. Не все из принятой в современной возрастной стратификации этапы появляются одновременно, их набор в разные периоды истории не равнозначен и не идентичен.

Понятие «поколение» включает в себя целый комплекс психологических, нравственных качеств как миллионов  людей, так и личностных качеств  наиболее ярких его представителей. Рассматривая поколение как целое, как своеобразный «субъект», мы, конечно  же, поступаемся различиями в опыте, кругозоре, образованности между людьми одного возраста, но одновременно с  этим подчёркиваем разницу между  поколениями. У разных поколений  разные ценности, разные взгляды на одни и те же вещи.

Итак, поколение – это  понятие, обозначающее разные аспекты  родственной и возрастной структур исторического развития общества. Исключительным правилом социологии является изучение особенностей поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возможностей), особенностей межпоколенной трансмиссии культуры, проблем поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном информационном пространстве, соотношение поколенных структур и институтов с другими образованиями – национальными, половыми и классовыми.

Социокультурная среда межпоколенных  отношений либо сокращает дистанцию  между поколениями, либо приводит к  тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.

В социологической литературе имеются два полюса трактовки  межпоколенных отношений:

1. В современном обществе  существует большая разница между  поколениями и этот доходящий  до противоположности разрыв  увеличивается. 

2. Представления о росте  межпоколенных различий иллюзорны.  Ничего нового в этом отношении  не произошло. 

Встречается также точка  зрения, согласно которой подобные взгляды на взаимоотношения поколений  существует лишь в спекулятивных  глобальных теориях. Данную точку зрения опровергают эмпирические исследования, которые показывают, что межпоколенные  отношения являются отношениями  «селективной преемственности».

В настоящее время происходят сильные изменения в экономической  жизни страны, старшее поколение  полностью отдаёт себя работе, пытаясь  выжить в наше нелёгкое время. В связи  с этим встаёт такая важная проблема, как снижение воспитательной функции  семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребёнком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает непонимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, несовпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Молодое поколение растождествляется с дедами и как носителями идей прошлого, и как авторитетами в семье, ориентирами в жизни.

Это ведёт к напряжению в институте семьи, с которым  себя всё-таки отождествляет подавляющее  большинство старшего поколения. Можно  лишь пожелать, чтобы в каждой семье  «конфликт поколений» решался на основе чудесного сплава любви к  детям и уважении к старости. Но, к сожалению, это часто бывает совсем не так. Существуют сведения о  домашнем насилии над жилыми людьми в разных формах: физическом, эмоциональном  и экономическом. Вместо неудовлетворённой  потребности общения, заботы, старшее  поколение испытывает желание оградиться от конфликтных взаимоотношений  со своим потомством. И, в большинстве  случаев, желает жить раздельно со своими родственниками.

Под поколением в семье  понимается условная социально-возрастная совокупность людей, одинаково удалённых  в родственном отношении от общих  предков (родители, дети, внуки), образующих по отношению к ним одинаковую степень родства по прямой линии. Поколением также называют потомство  супружеской пары (или совокупности супружеских пар) по степеням родства.

Раздел ІІ. Проблема взаимоотношений поколений в  семье

2.1 Основные проблемы взаимоотношений поколений в семье

Соответственно, межпоколенные  конфликты в семье — это, прежде всего, конфликты между родителями и детьми, прародителями и внуками. Очевидно, что к межпоколенным  можно отнести конфликты между  родительской и молодой семьями (в том числе по линиям «свекровь-сноха», «теща-зять» и т. п.), а также  между членами семьи, которые  постоянно или на определенный срок юридически приравнены к кровным  родственникам, например, между усыновителями  и усыновленными, приемными родителями и детьми.

Конфликт трактуется в  отечественной социологии как столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами или социальными группами; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей и социальных институтов.

Представляется, что данные определения вполне применимы к  семейным межпоколенным конфликтам.

Семья, будучи одним из важнейших  элементов социальной структуры, в  современной отечественной социологии рассматривается как основанное на браке или кровном родстве  объединение людей, связанных общностью  быта и взаимной ответственностью.

Семейные отношения —  это отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а семья представляется единством  супружества, родительства и родства.

К этому необходимо, на мой  взгляд, добавить, что семья может  включать в себя отношения, основанные не только на браке и родстве, но и на усыновлении (удочерении). Хотя юридически последнее приравнивается к кровному родству, фактически таковым не является. Поэтому, с позиций конфликта поколений, кровное родство или усыновление (удочерение)

Под семейным конфликтом понимаются определенные отношения между членами  семьи, порожденные противоречиями ее развития и функционирования как  системы, посредством которого они  разрешаются. Семейные конфликты включают в себя конфликты между супругами, родителями и детьми, конфликты с  представителями старшего поколения. Семейный конфликт возникает по поводу выполнения семьей ее функций, психологической  структуры семейных отношений, определения  семейных целей и задач развития на каждой стадии жизненного цикла  семьи, системы семейных ценностей  и ее соответствия индивидуальным ценностям  членам семьи. Семейный конфликт воспринимается и переживается членами семьи  как расхождение, столкновение их интересов, целей, потребностей и т. д..

2.2 Конфликт, его причины и типологизация

Конфликт между поколениями  социологами рассматривается как  возникновение противоречий и столкновение интересов представителей разных поколений  по причинам как возрастных различий, так и различий социально-экономических интересов и условий жизни разных поколений, противоположности их идейно-политических взглядов, принадлежности к разным субкультурам.

Нельзя не считаться с  фактом огромного многообразия межпоколенных  конфликтов в семье. Поэтому, с методологической точки зрения, при социологическом  анализе конфликтов поколений в  современной семье необходима их типологизация, которая может осуществлять по многим основаниям. Рассмотрим некоторые  из них.

По специфике субъектов  межпоколенные конфликты могут  быть внутриличностными (которые протекают  в сознании индивида без ярко выраженных проявлений в его взаимодействии с другими сторонами конфликта); межличностными (между конкретными представителями различных поколений); между личностью и группой (например, между пожилым человеком и семьей его сына или дочери); социально-психологическими (между малыми социально-психологическими группами поколений, например, между молодой и родительской семьями); социальными (между семейными поколениями как представителями поколений в обществе).

По семейному положению  и по семейным ролям выделяются конфликты  между родителями и детьми; между  дедами, бабушками и внуками; между  представителями всех трех поколений; между родителями и молодыми супругами (свекровь — сноха, теща — зять и  т. п.); между поколениями и другими  родственниками. Причем, по критерию родства (усыновления) или свойства, данные конфликты можно также типологизировать на конфликты поколений между родственниками (или приравненными к ним по закону лицами), т. е. между родителями и детьми, усыновителями и усыновленными, бабушками/дедушками и внуками и т. д., и межпоколенные конфликты между свойственниками: тещей и зятем, тестем и зятем, свекровью и снохой, свекром и снохой.

Информация о работе Социальные проблемы отношений между поколениями