Социальные проблемы малых городов Сибири

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:41, реферат

Описание работы

Проблемы малых городов на сегодняшний день в первую очередь – экономические, все остальные – это проблемы, возникающие как их следствие. Не все города и не сразу смогли адаптироваться к новым рыночным условиям, но пока эта адаптация идет, развитие города нарушается, разные направления и структуры этого развития испытывают проблемы.

Содержание

Введение 3 1. Социология города 4 2. Социально-демографические проблемы Малых городов Сибири 6 3. Концепция программы «Малые города России» 10 3.1. Россия и открытое общество 10 3.2. Значение малых городов в России 11 3.3. Опыт решения проблем малых городов России 12 3.4. Актуальность и отличительные особенности программы 14 3.5. Цель и задачи программы 16 3.6. Особенности финансирования и оценка эффективности программы 17 3.7. Ожидаемые эффекты реализации программы 17 Заключение 19 Список использованной литературы:

Работа содержит 1 файл

Социология реферат!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 37.17 Кб (Скачать)

 
ПЛАН Введение 3 1. Социология города 4 2. Социально-демографические проблемы Малых городов Сибири 6 3. Концепция  программы «Малые города России» 10 3.1. Россия и открытое общество 10 3.2. Значение малых городов в России 11 3.3. Опыт решения проблем малых  городов России 12 3.4. Актуальность и  отличительные особенности программы 14 3.5. Цель и задачи программы 16 3.6. Особенности  финансирования и оценка эффективности  программы 17 3.7. Ожидаемые эффекты  реализации программы 17 Заключение 19 Список использованной литературы: 20 Введение Тема данного реферата – «Социальные  проблемы малых городов Сибири». Проблемы малых городов на сегодняшний  день в первую очередь – экономические, все остальные – это проблемы, возникающие как их следствие. Не все города и не сразу смогли адаптироваться к новым рыночным условиям, но пока эта адаптация идет, развитие города нарушается, разные направления и  структуры этого развития испытывают проблемы. На сегодняшний день существует немного исследований и работ  посвященных социальным проблемам  малых городов Сибири. Именно этим объяснятся не большое количество материала. С другой стороны в России и  в Сибири в частности, действует  ряд программ по поддержке и развитию малых городов. Программ, которые  нацелены на решение, в том числе, и социальных проблем малых городов. Одна из них - Программа "Малые города России", учрежденная институтом «Открытое общество» (Фонд Дж. Сороса). Об этой программе я расскажу в своей работе более подробно. 1. СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА Город – это качественно новые формы объединения людей на базе общественных отношений. Отделение города от деревни основывается на изменениях в производстве и имеет собственное содержание. Промышленные виды труда иным образом связаны с природой, чем сельское хозяйство. Природа не является непосредственным предметом труда, а ремесленный труд может существовать там, где есть рынок. С процессом отделения города от деревни вязано и разделение труда на материальный и духовный (физический и умственный). Город более автономен, обладает большей возможностью выбора места возникновения, ибо природные факторы оказывают на него меньшее влияние. Город более интенсивно осваивает территорию, так как городское производство само создает предпосылки для своего функционирования. Оно концентрирует производственный процесс на ограниченной территории. Однако город – это не только новые виды труда, но и качественно новые формы объединения людей, объединение не на основе кровных уз, а на базе общественных отношений, т.е. связей, созданных не природой, а самими людьми, обществом. Город становится формой преодоления ведущей роли природы в развитии человечества, "элементом", созданным обществом. В деревне же сохраняется преобладание природного начала. Образование города обусловлено эволюцией форм собственности; возникают качественно новые формы связи работников со средствами производства, т.е. появляется работающий собственник – ремесленник. Различные формы собственности выступают важным и обязательным фактором эволюции как самого производства, так и расселения людей. Главный принцип возникновения городов – создание экономических и промышленных комплексов, расположенных вблизи транспортных узлов и энергетических источников. В 60-е – 70-е годы в России на незаселенных восточных территориях возникли качественно новые хозяйственные комплексы и системы поселений агломерационного характера. Поселение является формой включения индивида в общественную жизнь, средой его социализации. Оно формирует у него определенные социальные качества. Любой тип поселения – это непосредственная среда жизнедеятельности человека. В данном плане социальная функция поселения выражает его место в границах общества как целостной системы. Условия, в которых человек трудится, удовлетворяет свои естественные потребности (в еде, жилье, образовании, культуре и т.д.), определяют меру возможностей в конкретном месте поселения – это реальные условия, детерминированные  профилем поселения, его численностью, административным статусом. Неоднородность условий жизни порождает социально-территориальные различия. Город или деревня как непосредственная среда жизнедеятельности человека в широком смысле реализует важнейшую интегрирующую функцию – функцию социального развития человека, населения. В отличие от предприятия поселение опосредует почти все сферы жизни и деятельности человека – общественной жизни, культуры, образования, быта и т.д. Закрепление людей за поселениями разного типа, с различным "набором" социально-экономических условий жизнедеятельности превращает их в специфическое социальное образование: общность по поселению. Такие специфические общности можно легко обнаружить на Крайнем Севере и в Уссурийской тайге, в городах - мегаполисах, на прибалтийских и западно-украинских хуторах, в большом среднеазиатском городе и в кишлаке. Эти общности имеют прежде всего общий интерес. В силу социально-экономических различий в условиях жизнедеятельности того или иного типа поселения общий интерес жителей деревни будет отличен от общего интереса жителей районного, областного, краевого центра. Отсюда общности по поселению – это носители социальных отношений, проявляющихся в территориальном срезе общественного целого, т.е. в срезе социальной структуры общества в территориальном плане. Это – первичное звено социально-территориальной структуры общества. Социально-территориальная общность – родовое понятие, социологическая категория, отражающая связь между объективными условиями жизнедеятельности и социальным развитием. Урбанизация – исторически неизбежный этап расселения среды обитания человека. Ее признаки:
- концентрация производства и населения; - социально-территориальные различия города и деревни; - наращивание искусственной сферы. Указанные признаки являются общими для всех формаций. Они отражают воздействие общественного производства на территориальную организацию общества. Развитие производственных сил и производственных отношений оказывает большое влияние на формы и эволюцию урбанизации общества. Процесс урбанизации будет продолжаться еще длительное время. Но в наше время постепенно снижаются. Сейчас они гораздо ниже, чем до 70-х годов. Для этого времени было характерно перемещение огромных масс населения из деревни в город, их высокая концентрация в крупных и крупнейших городских поселениях, где образовался целый маргинальный слой так называемых лимитчиков. В итоге деревня обезлюдела, а малые города оказались вне главного направления урбанизации. Так, в 1939 году на малые города и поселки приходился 41% городского населения, а в 1996 г. – только 26%. 2. Социально-демографические проблемы Малых городов Сибири Стратегия в этой области заключается в сокращении сложившихся неравенств в развитии регионов, преодолении негативных тенденций в демографическом развитии и сфере занятости, создании таких условий для населения, которые способствовали бы социально-экономическому росту и самодостаточности трудового потенциала Сибири. Ключевые проблемы уровня и качества жизни населения В новое тысячелетие Сибирь вступила с большим грузом проблем в области уровня жизни. Наряду с общими для России причинами дополнительными факторами в Сибири являются: – растущее отставание в ряде регионов по ключевым показателям уровня жизни от среднего федерального уровня (в настоящее время – на 10–20%); – высокая дифференциация по уровню жизни между территориями с «сырьевой» и «несырьевой» направленностью экономики; – бедственное положение в ряде регионов коренных малочисленных народов Сибири на территориях их компактного проживания и снижение уровня занятости их населения вследствие сужения традиционной сферы приложения труда; – интенсивное разрушение демографической структуры и трудового потенциала территорий Сибири; – естественная убыль и отсутствие миграционного прироста населения Сибири. Плотность населения в Сибири Плотность населения в Сибири (3,7 чел. на 1 кв.км) в 7,2

       
раза ниже, чем в Европейской  части страны (26,7). Только юг Сибири заселен по российским критериям  достаточно плотно – Кемеровская  область (31,4), Новосибирская, Омская области  и Алтайский край (около 15,0), юг Красноярского  края и Республика Хакасия (7–10). Однако все это – узкий коридор  вдоль Транссибирской железнодорожной  магистрали. Стратегия социального  развития Демографическое развитие Сибири будет характеризоваться  примерно следующими данными (см. табл. 2.1). Предполагается значительное сокращение показателей смертности (особенно молодого населения трудоспособного возраста) и рост повозрастных показателей рождаемости населения. Миграция, как внешняя, так и внутренняя, стабилизируется на уровне, характерном для предкризисного периода, и будет вновь выполнять свою основную функцию перераспределения населения и закрепления трудовых ресурсов в регионах Сибири в соответствии с требованиями их экономического развития. Прирост населения Сибири в 2020 г. по сравнению с 2000 г. ожидается в количестве 1,4 млн. человек. Что касается населения трудоспособного возраста, то здесь продолжится тенденция его роста до 2007 г., а затем смена этой тенденции на длительное и затяжное сокращение, обусловленное низким уровнем рождаемости на протяжении последних 10–15 лет. Прогноз численности занятых в сфере легальной экономики Сибири, основанный на росте инвестиций, предполагает создание дополнительных высокооплачиваемых рабочих мест, что станет основным фактором решения демографической проблемы Сибири. Уровень занятости населения достигнет 78–80% трудоспособного населения. При этом сократится занятость в теневой экономике, поскольку мотивация занятости населения в ней очень неустойчива. При позитивных сдвигах на «разрушение» этой сферы занятости понадобится 5–7 лет. Таблица 2.1. Численность населения в целом и в трудоспособном возрасте (млн. чел.) 2000 2005 2010 2015 2020 НАСЕЛЕНИЕ В ЦЕЛОМ Россия 145,5 144 142,7 141,2 139,8 Сибирь 24 24,3 24,7 25 25,4 Доля Сибири (%) 16,5 16,9 17,3 17,7 18,1 НАСЕЛЕНИЕ В ТРУДОСПОСОБНОМ ВОЗРАСТЕ Сибирь 14,5 15,1 15,5 15,2 15,1 Значительная часть населения не сможет найти работу из-за дисперсности расселения, обусловливающей локальную напряженность рынков труда. Прежде всего это касается малых городов, национальных территориальных образований и значительной доли сельских поселений. В связи с этим необходимо будет обеспечить постепенное расширение агропромышленного сектора и переработки с целью создания среднедоходных рабочих мест в подобных территориальных сферах. Улучшение качественных характеристик занятого населения начнется с устранения диспропорций в профессионально-квалификационной структуре – заметно понизится доля лиц, не имеющих полного среднего образования и начальной профессиональной подготовки. Это будет важно для формирования кадрового состава рабочих промышленности и строительства. Таким образом, в целом Сибирь располагает достаточными собственными ресурсами труда для подъема экономики. Дополнительным источником прироста трудовых ресурсов может стать приток населения из южных регионов России, стран СНГ и, частично, квотируемое приглашение специалистов и квалифицированных рабочих из стран дальнего зарубежья. Медико-демографический аспект Весь комплекс природных условий Сибири ставит ее жителей в значительно худшие условия жизни по сравнению с территориями Европейской части страны. Это требует усиления внимания к проблемам народонаселения и охраны его здоровья, пересмотра подготовки медиков и близких к ним специалистов по оздоровлению населения, в частности по здоровому образу жизни, геронтологии, страхованию здоровья людей и т.д. Потребуется не простое наращивание объемов медицинских услуг, а приближение высококвалифицированной медицинской помощи к населению и внедрение современных лечебно-диагностических технологий. При этом наряду с общероссийскими программами необходимо будет обеспечить реализацию специфических для Сибири мер: – развитие вахтового  
метода привлечения трудовых ресурсов с соответствующей системой медицинского обслуживания на этапах отбора, эксплуатации и последующей реабилитации работников; – осуществление развития отдельных территориально-производственных комплексов на базе предварительной медико-экономической и медико-социальной экспертизы, осуществляемой на законодательной основе. Перспективы изменения уровня жизни населения Предстоит обеспечить ощутимый для местного населения рост уровня жизни, как компенсирующий повышенные затраты на воспроизводство жизни, так и создающий достаточные стимулы для постоянного проживания в Сибири. Поэтому в качестве стратегической цели рассматривается приближение к общероссийским стандартам в ближайшие 5–10 лет и создание определенного «перевеса» в уровне жизни в последующие годы. Для осуществления поставленной цели потребуется коррекция районных коэффициентов и (или) надбавок к заработной плате. При этом более высокие затраты на воспроизводство жизни населения будут компенсироваться по мере роста среднего душевого дохода, который должен превышать средние российские показатели не меньше чем в 1,25 раза, в том числе в Западной Сибири – в 1,2 раза, Восточной Сибири – в 1,3 раза. Региональная социальная политика Актуальной реформой станет рационализация использования ресурсов, направляемых на решение социальных проблем Сибири. Для этого нужно провести: – ревизию существующей системы льгот, предоставляемых как различным группам населения, так и регионам Сибири; проверку обоснованности их предоставления, а также оценку эффективности их использования на федеральном и региональном уровнях с целью перераспределения ресурсов на социальные программы, требующие неотложного решения; – переход от «льготирования» отдельных профессиональных и отраслевых групп как основной формы компенсации экономических и социальных рисков к регулированию их доходов через заработную плату; – повышение эффективности использования бюджетных дотаций в отрасли социальной сферы сибирских регионов (здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство) при сокращении излишних административных расходов и других нерациональных затрат; – оптимизацию соотношения платных и бесплатных услуг в социальных отраслях. Регулирование сферы занятости В этой области назрела реализация ряда мер: – реконструкция (создание) рабочих мест в высокотехнологичных отраслях, выпускающих конкурентоспособную продукцию; – предоставление муниципального (бесплатного) или частично оплачиваемого жилья молодежи (прежде всего молодым семьям), работающей в промышленности, строительстве, науке и научном обслуживании (для сокращения оттока молодежи в сферу теневой экономики, а также стимулирования рождаемости); – создание дополнительных рабочих мест как в сфере социального обслуживания населения, так и в сфере промышленной переработки и сельского строительства за счет средств госбюджета, выделяемых на поддержку АПК (для снижения хронической безработицы в сельской местности); – переход от краткосрочных (до 1 года) трудовых контрактов к заключению контрактов со сроками до 3 лет (с целью снижения фрикционной безработицы, роста квалификации работающей молодежи). Меры по регулированию миграции: – разработать правовое обеспечение вынужденной миграции внутри страны и иммиграции иностранных граждан; – выделить, начиная с 2002 года, в федеральном бюджете России отдельной строкой финансирование разработки и реализации программ переселения населения из районов Крайнего Севера Сибири в другие районы России, прежде всего на юг Сибири; – законодательно определить статус территорий проживания малочисленных групп коренного населения Севера Сибири. 3. Концепция программы «Малые города России» 3.1. Россия и открытое общество Главным препятствием в продвижении российских экономических реформ 90-х годов является запаздывание их гуманитарной «составляющей», - системы формирования адаптивных личностей, способных быстро встраиваться в новые экономические отношения, активно  
участвовать в позитивных изменениях социума. В результате, в функционирующей на данный момент времени общественной среде России велика разобщенность людей, взаимная враждебность, криминализация всех сфер жизни. В обществе периодически возникает предкритическая масса социального протеста. В свою очередь, такое состояние общества не позволяет осуществлять дальнейшие позитивные перемены в жизни людей. В то же время, российская государственная машина в ее современном виде по-прежнему, традиционно противостоит большинству населения в законодательной сфере, в организации системы управления и налогово-бюджетной системы. «Реформы сверху» не затронули российской глубинки, не привели к достаточно ощутимому встречному движению самоорганизации общества «снизу», от интересов индивидуума, социокультурных, профессиональных и территориальных общностей. Особенно слабым, а во многих субъектах федерации, - бесправным, остается уровень местного самоуправления, - фундамент общества и государства в демократических странах. В условиях отсутствия «фундамента» постоянно сохраняется угроза саморазрушения общества и распада российского государства. Неправительственные программы институциональных преобразований, проводимые различными зарубежными гуманитарными организациями в отдельных сферах общественной жизни попадают на «неподготовленную почву». В конкретных местах их реализации, не встречая достаточного понимания и массового отклика в социумах, они не создают «критической массы» инноваций, и как правило, их эффект сводится к локальным, изолированным и быстро затухающим изменениям. Российская реальность диктует необходимость срочной корректировки организации деятельности, сущность которой должна состоять в дополнении существующих специализированных программ комплексными программами на локальном или региональном уровне. Такие программы должны концентрировать различные направлений деятельности отдельных элементов и звеньев «отраслевых» программ и проектов в «ключевых» регионах и муниципалитетах для создания там критической массы социокультурных преобразований и достижения последующего мультипликативного эффекта от нововведений во всех сферах общественной жизни. Оптимальным местом реализации такой комплексной программы являются небольшие по численности, локальные компактные социумы, на роль которых идеально подходят малые города России. 3.2. Значение малых городов в России В России насчитывается свыше 750 малых городов с численностью населения до 50 тыс. жителей. Они составляют 3/4 всех российских городов или 1/4 всех городских поселений, включая поселки городского типа. Таким образом, именно малые города формируют «низовую» сеть территориальной структуры хозяйства России, осуществляя экономическую и социокультурную взаимосвязь сельской местности с крупными городами. Во многих регионах малые города играют заметную роль в экономике. В них расположены предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, небольшие горнодобывающие предприятия, предприятия тяжелой промышленности, машиностроения. Малые города зачастую функционально дополняют экономическую базу региональных центров, развиваясь как транспортно-распределительные центры, специализированные центры науки и научного обслуживания, в них размещены филиалы или подразделения предприятий крупных центров. В малых городах проживает около 16 млн. человек. В большинстве своем они являются районными центрами, в зонах влияния которых проживает еще около 10 млн. человек. Поэтому малые города являются не только экономическими, но и, прежде всего, основными социокультурными центрами для 1/5 населения страны. Несмотря на значительную дифференциацию по многим параметрам, многие малые города - это «корни нации», имеющие давние и во многом сохранившиеся историко-культурные традиции. Не случайно, более половины малых городов имеют государственный статус «исторических». Малые города России как объект реализации комплексной программы ИОО имеют значительные преимущества как перед сельской  местностью, так и перед городами больших размеров. Во-первых, это компактность, целостность и «обозримость» социума, возможность в максимальной степени учесть все интересы и взаимосвязи внутри него. Во-вторых, это экономия средств и времени. «Замкнутость» и быстрое распространение новой информации в отдельном малом городе позволяют добиться ожидаемых результатов с наименьшими затратами и в более короткие сроки. В-третьих, это существенно меньшие бюрократические препоны. Возможность установления более доверительных и открытых отношений с местной администрацией. В-четвертых, это, как правило, открытость и готовность к сотрудничеству со стороны местных партнеров, не избалованных вниманием федеральных структур, а тем более, международных организаций. Наконец, это возможность достаточно быстрого тиражирования успешных результатов выполнения программы в отдельном малом городе их трансферта в другие города региона. Таким образом, именно малый город должен стать ключевым звеном во внедрении принципов и идеалов открытого общества в России. 3.3. Опыт решения проблем малых городов России При постановке целей и задач программы следует отдавать себе отчет в «проблемности» малых городов, сочетающейся со значительной дифференциацией их по различным группам. Некоторые из этих проблем имманентно присущи малым городам и являются их специфическими чертами. Например, для малых городов характерна «усеченность» образовательного комплекса, отсутствие, за небольшим исключением, ВУЗов, что приводит к почти безвозвратному оттоку наиболее талантливой молодежи в более крупные города. Отличительной чертой среды малых городов является также ограниченный выбор мест приложения труда и незначительное их профессиональное разнообразие. Поэтому наиболее мобильная и образованная часть населения малых городов, при возможности трудоустраивается в близлежащих более крупных городах. Острой проблемой в условиях России является транспортно-коммуникационная отдаленность значительной части малых городов от основных центров социально-экономической активности. 75% малых городов расположены на расстоянии свыше 80 км от областных центров, в том числе 10% - свыше 500 км; более 20% городов удалены от железных дорог, а около 10% не имеют постоянных выходов на автодороги с твердым покрытием; менее 40% городов имеют обеспеченность телефонами, близкую к нормативной; в зоне неуверенного приема телевидения до сих пор находится 5% городов. Другая часть проблем является результатом длительных процессов социально-экономического развития и вполне может быть решена в перспективе. Так, для малых городов характерен относительно низкий уровень развития городской среды. Состояние жилищно-коммунального хозяйства и инженерного оборудования, как правило, не соответствует санитарно-гигиеническим нормам проживания. Обеспеченность всеми видами благоустройства в малых городах не превышает обычно 60%, а твердое покрытие имеют лишь половина улиц и дорог. Малые города значительно отстают от городов других категорий по уровню развития сферы обслуживания и разнообразию набора предлагаемых населению услуг. В значительной части малых городов сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся существенной деформацией половозрастной структуры населения; в связи с углублением общего кризиса в стране негативные демографические процессы привели к депопуляции части малых городов. За редким исключением среда исторических городов находится в тяжелом состоянии, ценное историко-культурное наследие разрушается, многие памятники зодчества уже потеряны, а города лишаются своего индивидуального архитектурного облика и своеобразия. По сравнению с большими и средними городами малые города, особенно расположенные в "глубинке", как правило, менее готовы к внедрению инноваций, их население отличается особым укладом жизни, устойчивыми, достаточно консервативными психологическими установками. Вместе с тем более тесная связь жителей таких городов с сельской местностью, высокая
 

 
доля лиц, имеющих подсобное хозяйство, позволяет легче решить проблему физического выживания в условиях кризиса. В то же время малые города, расположенные в составе крупных  городских агломераций, города-научные центры, транспортные узлы имеют более благоприятные условия для развития и трансформации. Практически для всех малых городов характерны следующие общие социально-экономические проблемы: • недостаточная социальная ориентация экономической базы преобладающей части городов; • низкий технический уровень основной массы производственных объектов; • слабое использование местных ресурсов и возможностей (более 30% малых городов располагают значительными рекреационными ресурсами, а используют их лишь 2%); • утрата традиционных производственно-трудовых навыков населения, исчезновение самобытных производств, основанных на широком вовлечении своих минерально-сырьевых, лесных, сельскохозяйственных и других ресурсов; • рост числа лиц, нуждающихся в трудоустройстве: молодежи, лиц предпенсионного возраста, кадров, освобождаемые в связи с сокращением объемов производства; закрытием предприятий, связанных с добычей и первичной переработкой топливных, минерально-сырьевых ресурсов; • диспропорции в развитии производственной и непроизводственной сфер, отставание в развитии жилищно-коммунального хозяйства, невысокое качество городской среды. В крайне острую проблему превращаются вопросы использования городских территорий, а также земель, прилегающих к городам. Это требует скорейшего принятия мер по регулированию земельных отношений, регламентации землепользования с учетом интересов перспективного развития городов. В последние годы появилось много новых негативных моментов, ухудшающих и без того нелегкую социально-экономическую ситуацию в малых городах. Прежде всего, это постоянный и скачкообразный рост стоимости энергоносителей, что приводит к разрыву жизненно важных для многих малых городов транспортных связей с крупными центрами. Особенно это ощутимо для городов, в которых расположены филиалы предприятий и объединений с головными производствами в крупных городах, зачастую, других регионов. Еще одно следствие роста цен на энергоносители - парцеллизация внутрирегионального социально-экономического пространства, локализация социально-культурных контактов, экономической жизни, изоляция малых городов. Жителям малых городов труднее стало добираться до областных центров, навещать своих родных и близких. Второй фактор, препятствующий развитию малых и средних городов, - это концентрация капитала, инвестиций, в том числе иностранных, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Степень этой концентрации настолько высока, что по мнению региональных бизнесменов и властей, это препятствует развитию даже региональных центров, не говоря уже о малых городах. Третьим неблагоприятным фактором развития для малых городов запада Европейской части России, Поволжья, юга Урала и Западной Сибири стало их новое приграничное положение. Десятки малых городов неожиданно очутились на периферии, в новых "медвежьих углах" страны. Наконец, почти все малые города испытывают на себе влияние перестройки территориальной и отраслевой структуры хозяйства России. Часть градообразующих предприятий, иногда единственных в городе, успешно функционировавших в период плановой экономики, оказались неконкурентоспособными или просто неэффективными в условиях рынка. 3.4. Актуальность и отличительные особенности программы Провозглашенное в Конституции РФ местное самоуправление только декларировано, но не имеет необходимой базы для саморазвития. Действующая практика исходит во многом из устаревших принципов организации власти на местах, сохраняет многие основные черты и недостатки многоуровневой административно-командной структуры управления, существенно ограничивает полномочия местных представительных и исполнительных органов, неудовлетворительно решает вопросы распределения компетенции между городским уровнем, уровнями субъектов федерации и федеральным   
уровнем, препятствует самостоятельности городских органов власти в формировании местного бюджета и превращении его в основу финансовых ресурсов города, в закреплении за городом муниципальной собственности, в активном влиянии на процесс приватизации. Негативное влияние на социально-экономическое развитие оказывает сохранение за преобладающей группой небольших городов статуса муниципального образования «второго уровня». Подлинно демократическое государство и открытое гражданское общество может быть построено только от интересов человека, его профессиональных, конфессиональных, культурных и иных объединений по интересам, и в первую очередь, от территориальных общин - первичных ячеек местного самоуправления. Поэтому в процессе трансформации экономики и общественной жизни малые города должны сыграть особую «модельную» роль в организации общества, его взаимодействия с бизнесом и властью. По-новому видятся функции малых городов и в системе народного хозяйства страны и своего региона. Власти каждого малого города, помимо решения текущих задач, должны иметь представление и о том, что же должен представлять их город в новой социально-экономической ситуации, каковы его новые функции, в чем состоит его преимущество, которое поможет привлечь сюда деньги и создать устойчивую финансовую и экономическую базу. В течение многих десятилетий проблемы подавляющего большинства российских малых городов коренным образом не решались. Традиционный, десятилетиями практиковавшийся при советской власти и до сих пор сохранившийся в основных чертах подход к решению проблем малых городов основывался, преимущественно на «внешних» по отношению к городу воздействиях. При таком подходе в качестве субъектов управления выступали: • государство на федеральном, региональном или отраслевом (ведомственном) уровне в форме принятия и реализации специальных нормативных актов или целевых программ развития малых городов; • муниципальные органы власти в форме управления объектами муниципальной собственности и исполнения расходной части бюджетов малых городов, входящих в консолидированные бюджеты субъектов федерации; • отдельные предприятия в форме предоставления рабочих мест, создания и содержания части городской инфраструктуры. В то же время, налицо обширный позитивный опыт поступательного развития европейских и американских малых городов, где местные сообщества активно влияют на принимаемые муниципальной властью решения. Например, если в начале 60-х годов обеспеченность населения жильем в малых городах России и ФРГ была примерно одинаковой, то к началу 90-х годов Германия уже опережала Россию по этому показателю в 2,5 раза. По-видимому, причиной является сам характер и стиль руководства малыми городами в России, при котором местные сообщества не консолидированы и не в состоянии серьезно отстаивать свои интересы. У большинства жителей малых городов сформировалось пассивная позиция в отношении возможности позитивных перемен в городе, а у муниципальных властей, - иждивенческие настроения и выжидательная тактика поведения. Поэтому сообщества малых городов как никакие другие в России являются «закрытыми». «Открытие» малых городов, активизация деятельности этих сообществ может дать толчок к формированию открытого гражданского общества и подлинно демократического федеративного государства в России «снизу», - от интересов личности, групп населения и местных сообществ. Постоянные реформы «сверху» привели Россию в очередной тупик, выход из которого многим уже видится в доминировании силовых методов управления. В то же время, программа «Малые города», в случае ее успешной реализации, может стать «золотым ключиком», открывающим для всей России альтернативный цивилизованный выход из сложной экономической и социально-политической ситуации. Коренным инновационным отличием программы «Малые города» от традиционных программ, предлагаемых другими организациями, является ее «гуманитарная доминанта». Задача состоит в том, чтобы городская социокультурная среда не только  
формировалась должным образом, но и оказывала все более сильное воздействие на принятие решений на властном уровне («очеловечивание власти»), а также при функционировании бизнес-структур («гуманизация бизнеса»). Программа «Малые города России» является, с одной стороны, интегратором других программ и проектов Института «Открытое общество». С другой стороны, ее результаты смогут подготовить более благоприятную «почву» для последующего осуществления новых программ института в малых городах. 3.5. Цель и задачи программы Целью программы является содействие экономическому, социальному и культурному развитию малых городов Российской Федерации, их превращение в устойчивые саморазвивающиеся системы. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: • содействовать появлению и укреплению институтов гражданского общества в малых городах; • способствовать укреплению роли местного самоуправления как выразителя интересов населения и опоры демократических преобразований в России; • содействовать формированию местных сообществ как подсистем общества, взаимодействующих с государством на принципах субсидиарности; • способствовать согласованному и комплексному развитию основных сфер функционирования муниципальных образований (экономика, право, управление, образование, культура, здравоохранение и др.); • содействовать мобилизации внутренних материально-вещественных и гуманитарных ресурсов развития городов; • укреплять взаимодействие между малыми городами на региональном, межрегиональном и международном уровне; • создавать механизм привлечения внешних финансовых, материальных и гуманитарных ресурсов для развития малых городов посредством формирования привлекательного имиджа малых городов и благоприятного инвестиционного климата. Конечными результатами выполнения программы должно стать: 1. Превращение выбранных малых городов в локальные социокультурные ячейки открытого гражданского общества. 2. Консолидация местных сообществ на основе принятия общей системы интересов и целей различными группами населения. 3. Активизация бизнес-структур в малых городах, вывод местного бизнеса из изоляции и забвения на межрегиональный и международный рынок. В перспективе реализация программы первоначально в ограниченном числе малых городов должна привести к возникновению мультипликативного эффекта «открытости» и саморазвития всей сети малых (и не только малых) городов России. 3.6. Особенности финансирования и оценка эффективности программы Отличительной особенностью программы «Малые города России» является достижение «мультипликативного эффекта» не только в ментальной и деятельностной сфере, но и в сфере финансирования. Финансовые ресурсы собственно программы «Малые города» и других программ-сателлитов ИОО являются лишь ядром «конденсации» финансов, привлекаемых для развития программы и постоянного и долговременного поддержания функционирования системы «малые город» в новоприобретенном качестве. Схема такого финансирования включает несколько последовательно вовлекаемых источников финансирования, каждый предыдущий из которых должен являться своеобразным стимулом для вовлечения последующего: • средства ИОО, выделяемые собственно на программу «Малые города», а также на реализацию отдельных блоков других программ и проектов в малых городах; • финансы муниципалитета в форме бюджетных и внебюджетных средств, а также финансы муниципальных предприятий; • государственные финансовые ресурсы (федеральные и региональные), выделяемые целевым назначением на реализацию федеральных и региональных программ; • негосударственные финансы, в том числе, инвестиции, привлекаемые уже в ходе реализации программы при получении первых результатов; • средства, зарабатываемые новыми оргструктурами, созданными в процессе выполнения программы (бизнес-центрами, учебными центрами, консалтинговыми фирмами). В процессе более детальной разработки программы каждый из этих источников и объемы средств желательно увязать с конкретными мероприятиями, проводимыми в рамках программы или генерируемыми программой. 3.7. Ожидаемые эффекты реализации программы
- Социальный: консолидация местных сообществ малых городов. Формирование системы социального партнерства между сообществом, властью и бизнесом. - Экономический: привлечение в экономику малых городов внешних и внутренних инвестиций. - Политический: укрепление института местного самоуправления как основы открытого гражданского общества. - Организационно – управленческий: формирование нового образа местной власти и нового способа ее взаимодействия с сообществом. Финансовая эффективность программы может быть оценена как на качественном, так и на количественном уровне. В первую очередь, ее результатом может стать успешное решение отдельных городских проблем, формирование нового стиля управления муниципалитетом, улучшение качества городской среды (по результатам опросов населения). Наконец, непосредственно можно измерить результат по отношению привлеченных финансов для реализации программы (включая городские) за определенный срок к затраченным на программу средств ИОО. Заключение К проблемам нашего города можно отнести следующее: - Сильная зависимость всего города от работы градообразующего предприятия – УИ ЛПК. - Избыток рабочей силы в городе, высокий процент безработных. - Не создается новых рабочих мест в производственной сфере, создается только в коммерческой. - Совершенно не решаются экологические проблемы. - Отсутствие реальных перспектив для молодежи. - Проблема наполнения бюджета города для реализации всех необходимых программ. Можно смело говорить о том, что данные проблемы относятся к большинству малых городов России. Поэтому необходимо не только повышение эффективности управления каждым из этих городов – локального улучшения, а создание программы поддержки и развития малых городов на федеральном уровне – глобального улучшения. Именно комплексная программа, которая могла бы оптимизировать в первую очередь межбюджетные отношения малых городов, регионов и федерального центра позволило бы начать решать проблемы малых городов. Список использованной литературы: 1. Город, природа, человек: Проблемы экологического воспитания. М., 1996. 2. Концепцяи программы «Малые города России». М. 2000. 3. Маркович Д. Общая социология, Р-на дону, 1993; 4. Смелзер Н. Социология, М.: Феникс, 1994; 5. Тощенко Ж. Т. Социология М.: Прометей, 2002; 6. Фролов С.С. Социология. М., 1996.

Информация о работе Социальные проблемы малых городов Сибири