Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:41, реферат
Проблемы малых городов на сегодняшний день в первую очередь – экономические, все остальные – это проблемы, возникающие как их следствие. Не все города и не сразу смогли адаптироваться к новым рыночным условиям, но пока эта адаптация идет, развитие города нарушается, разные направления и структуры этого развития испытывают проблемы.
Введение 3 1. Социология города 4 2. Социально-демографические проблемы Малых городов Сибири 6 3. Концепция программы «Малые города России» 10 3.1. Россия и открытое общество 10 3.2. Значение малых городов в России 11 3.3. Опыт решения проблем малых городов России 12 3.4. Актуальность и отличительные особенности программы 14 3.5. Цель и задачи программы 16 3.6. Особенности финансирования и оценка эффективности программы 17 3.7. Ожидаемые эффекты реализации программы 17 Заключение 19 Список использованной литературы:
ПЛАН Введение 3 1. Социология города
4 2. Социально-демографические
раза ниже, чем в Европейской
части страны (26,7). Только юг Сибири
заселен по российским критериям
достаточно плотно – Кемеровская
область (31,4), Новосибирская, Омская области
и Алтайский край (около 15,0), юг Красноярского
края и Республика Хакасия (7–10). Однако
все это – узкий коридор
вдоль Транссибирской железнодорожной
магистрали. Стратегия социального
развития Демографическое развитие
Сибири будет характеризоваться
примерно следующими данными (см. табл.
2.1). Предполагается значительное сокращение
показателей смертности (особенно молодого
населения трудоспособного возраста)
и рост повозрастных показателей рождаемости
населения. Миграция, как внешняя, так
и внутренняя, стабилизируется на уровне,
характерном для предкризисного периода,
и будет вновь выполнять свою основную
функцию перераспределения населения
и закрепления трудовых ресурсов в регионах
Сибири в соответствии с требованиями
их экономического развития. Прирост населения
Сибири в 2020 г. по сравнению с 2000 г. ожидается
в количестве 1,4 млн. человек. Что касается
населения трудоспособного возраста,
то здесь продолжится тенденция его роста
до 2007 г., а затем смена этой тенденции
на длительное и затяжное сокращение,
обусловленное низким уровнем рождаемости
на протяжении последних 10–15 лет. Прогноз
численности занятых в сфере легальной
экономики Сибири, основанный на росте
инвестиций, предполагает создание дополнительных
высокооплачиваемых рабочих мест, что
станет основным фактором решения демографической
проблемы Сибири. Уровень занятости населения
достигнет 78–80% трудоспособного населения.
При этом сократится занятость в теневой
экономике, поскольку мотивация занятости
населения в ней очень неустойчива. При
позитивных сдвигах на «разрушение» этой
сферы занятости понадобится 5–7 лет. Таблица
2.1. Численность населения в целом и в трудоспособном
возрасте (млн. чел.) 2000 2005 2010 2015 2020 НАСЕЛЕНИЕ
В ЦЕЛОМ Россия 145,5 144 142,7 141,2 139,8 Сибирь
24 24,3 24,7 25 25,4 Доля Сибири (%) 16,5 16,9 17,3 17,7 18,1
НАСЕЛЕНИЕ В ТРУДОСПОСОБНОМ ВОЗРАСТЕ
Сибирь 14,5 15,1 15,5 15,2 15,1 Значительная часть
населения не сможет найти работу из-за
дисперсности расселения, обусловливающей
локальную напряженность рынков труда.
Прежде всего это касается малых городов,
национальных территориальных образований
и значительной доли сельских поселений.
В связи с этим необходимо будет обеспечить
постепенное расширение агропромышленного
сектора и переработки с целью создания
среднедоходных рабочих мест в подобных
территориальных сферах. Улучшение качественных
характеристик занятого населения начнется
с устранения диспропорций в профессионально-
метода привлечения трудовых ресурсов
с соответствующей системой медицинского
обслуживания на этапах отбора, эксплуатации
и последующей реабилитации работников;
– осуществление развития отдельных территориально-
участвовать в позитивных изменениях
социума. В результате, в функционирующей
на данный момент времени общественной
среде России велика разобщенность людей,
взаимная враждебность, криминализация
всех сфер жизни. В обществе периодически
возникает предкритическая масса социального
протеста. В свою очередь, такое состояние
общества не позволяет осуществлять дальнейшие
позитивные перемены в жизни людей. В то
же время, российская государственная
машина в ее современном виде по-прежнему,
традиционно противостоит большинству
населения в законодательной сфере, в
организации системы управления и налогово-бюджетной
системы. «Реформы сверху» не затронули
российской глубинки, не привели к достаточно
ощутимому встречному движению самоорганизации
общества «снизу», от интересов индивидуума,
социокультурных, профессиональных и
территориальных общностей. Особенно
слабым, а во многих субъектах федерации,
- бесправным, остается уровень местного
самоуправления, - фундамент общества
и государства в демократических странах.
В условиях отсутствия «фундамента» постоянно
сохраняется угроза саморазрушения общества
и распада российского государства. Неправительственные
программы институциональных преобразований,
проводимые различными зарубежными гуманитарными
организациями в отдельных сферах общественной
жизни попадают на «неподготовленную
почву». В конкретных местах их реализации,
не встречая достаточного понимания и
массового отклика в социумах, они не создают
«критической массы» инноваций, и как
правило, их эффект сводится к локальным,
изолированным и быстро затухающим изменениям.
Российская реальность диктует необходимость
срочной корректировки организации деятельности,
сущность которой должна состоять в дополнении
существующих специализированных программ
комплексными программами на локальном
или региональном уровне. Такие программы
должны концентрировать различные направлений
деятельности отдельных элементов и звеньев
«отраслевых» программ и проектов в «ключевых»
регионах и муниципалитетах для создания
там критической массы социокультурных
преобразований и достижения последующего
мультипликативного эффекта от нововведений
во всех сферах общественной жизни. Оптимальным
местом реализации такой комплексной
программы являются небольшие по численности,
локальные компактные социумы, на роль
которых идеально подходят малые города
России. 3.2. Значение малых городов в России
В России насчитывается свыше 750 малых
городов с численностью населения до 50
тыс. жителей. Они составляют 3/4 всех российских
городов или 1/4 всех городских поселений,
включая поселки городского типа. Таким
образом, именно малые города формируют
«низовую» сеть территориальной структуры
хозяйства России, осуществляя экономическую
и социокультурную взаимосвязь сельской
местности с крупными городами. Во многих
регионах малые города играют заметную
роль в экономике. В них расположены предприятия
по переработке сельскохозяйственной
продукции, небольшие горнодобывающие
предприятия, предприятия тяжелой промышленности,
машиностроения. Малые города зачастую
функционально дополняют экономическую
базу региональных центров, развиваясь
как транспортно-распределительные центры,
специализированные центры науки и научного
обслуживания, в них размещены филиалы
или подразделения предприятий крупных
центров. В малых городах проживает около
16 млн. человек. В большинстве своем они
являются районными центрами, в зонах
влияния которых проживает еще около 10
млн. человек. Поэтому малые города являются
не только экономическими, но и, прежде
всего, основными социокультурными центрами
для 1/5 населения страны. Несмотря на значительную
дифференциацию по многим параметрам,
многие малые города - это «корни нации»,
имеющие давние и во многом сохранившиеся
историко-культурные традиции. Не случайно,
более половины малых городов имеют государственный
статус «исторических». Малые города России
как объект реализации комплексной программы
ИОО имеют значительные преимущества
как перед сельской местностью, так
и перед городами больших размеров. Во-первых,
это компактность, целостность и «обозримость»
социума, возможность в максимальной степени
учесть все интересы и взаимосвязи внутри
него. Во-вторых, это экономия средств
и времени. «Замкнутость» и быстрое распространение
новой информации в отдельном малом городе
позволяют добиться ожидаемых результатов
с наименьшими затратами и в более короткие
сроки. В-третьих, это существенно меньшие
бюрократические препоны. Возможность
установления более доверительных и открытых
отношений с местной администрацией. В-четвертых,
это, как правило, открытость и готовность
к сотрудничеству со стороны местных партнеров,
не избалованных вниманием федеральных
структур, а тем более, международных организаций.
Наконец, это возможность достаточно быстрого
тиражирования успешных результатов выполнения
программы в отдельном малом городе их
трансферта в другие города региона. Таким
образом, именно малый город должен стать
ключевым звеном во внедрении принципов
и идеалов открытого общества в России.
3.3. Опыт решения проблем малых городов
России При постановке целей и задач программы
следует отдавать себе отчет в «проблемности»
малых городов, сочетающейся со значительной
дифференциацией их по различным группам.
Некоторые из этих проблем имманентно
присущи малым городам и являются их специфическими
чертами. Например, для малых городов характерна
«усеченность» образовательного комплекса,
отсутствие, за небольшим исключением,
ВУЗов, что приводит к почти безвозвратному
оттоку наиболее талантливой молодежи
в более крупные города. Отличительной
чертой среды малых городов является также
ограниченный выбор мест приложения труда
и незначительное их профессиональное
разнообразие. Поэтому наиболее мобильная
и образованная часть населения малых
городов, при возможности трудоустраивается
в близлежащих более крупных городах.
Острой проблемой в условиях России является
транспортно-коммуникационная отдаленность
значительной части малых городов от основных
центров социально-экономической активности.
75% малых городов расположены на расстоянии
свыше 80 км от областных центров, в том
числе 10% - свыше 500 км; более 20% городов
удалены от железных дорог, а около 10% не
имеют постоянных выходов на автодороги
с твердым покрытием; менее 40% городов
имеют обеспеченность телефонами, близкую
к нормативной; в зоне неуверенного приема
телевидения до сих пор находится 5% городов.
Другая часть проблем является результатом
длительных процессов социально-экономического
развития и вполне может быть решена в
перспективе. Так, для малых городов характерен
относительно низкий уровень развития
городской среды. Состояние жилищно-коммунального
хозяйства и инженерного оборудования,
как правило, не соответствует санитарно-гигиеническим
нормам проживания. Обеспеченность всеми
видами благоустройства в малых городах
не превышает обычно 60%, а твердое покрытие
имеют лишь половина улиц и дорог. Малые
города значительно отстают от городов
других категорий по уровню развития сферы
обслуживания и разнообразию набора предлагаемых
населению услуг. В значительной части
малых городов сложилась неблагоприятная
демографическая ситуация, характеризующаяся
существенной деформацией половозрастной
структуры населения; в связи с углублением
общего кризиса в стране негативные демографические
процессы привели к депопуляции части
малых городов. За редким исключением
среда исторических городов находится
в тяжелом состоянии, ценное историко-культурное
наследие разрушается, многие памятники
зодчества уже потеряны, а города лишаются
своего индивидуального архитектурного
облика и своеобразия. По сравнению с большими
и средними городами малые города, особенно
расположенные в "глубинке", как правило,
менее готовы к внедрению инноваций, их
население отличается особым укладом
жизни, устойчивыми, достаточно консервативными
психологическими установками. Вместе
с тем более тесная связь жителей таких
городов с сельской местностью, высокая
доля лиц, имеющих подсобное хозяйство,
позволяет легче решить проблему
физического выживания в
уровнем, препятствует самостоятельности
городских органов власти в формировании
местного бюджета и превращении его в
основу финансовых ресурсов города, в
закреплении за городом муниципальной
собственности, в активном влиянии на
процесс приватизации. Негативное влияние
на социально-экономическое развитие
оказывает сохранение за преобладающей
группой небольших городов статуса муниципального
образования «второго уровня». Подлинно
демократическое государство и открытое
гражданское общество может быть построено
только от интересов человека, его профессиональных,
конфессиональных, культурных и иных объединений
по интересам, и в первую очередь, от территориальных
общин - первичных ячеек местного самоуправления.
Поэтому в процессе трансформации экономики
и общественной жизни малые города должны
сыграть особую «модельную» роль в организации
общества, его взаимодействия с бизнесом
и властью. По-новому видятся функции малых
городов и в системе народного хозяйства
страны и своего региона. Власти каждого
малого города, помимо решения текущих
задач, должны иметь представление и о
том, что же должен представлять их город
в новой социально-экономической ситуации,
каковы его новые функции, в чем состоит
его преимущество, которое поможет привлечь
сюда деньги и создать устойчивую финансовую
и экономическую базу. В течение многих
десятилетий проблемы подавляющего большинства
российских малых городов коренным образом
не решались. Традиционный, десятилетиями
практиковавшийся при советской власти
и до сих пор сохранившийся в основных
чертах подход к решению проблем малых
городов основывался, преимущественно
на «внешних» по отношению к городу воздействиях.
При таком подходе в качестве субъектов
управления выступали: • государство
на федеральном, региональном или отраслевом
(ведомственном) уровне в форме принятия
и реализации специальных нормативных
актов или целевых программ развития малых
городов; • муниципальные органы власти
в форме управления объектами муниципальной
собственности и исполнения расходной
части бюджетов малых городов, входящих
в консолидированные бюджеты субъектов
федерации; • отдельные предприятия в
форме предоставления рабочих мест, создания
и содержания части городской инфраструктуры.
В то же время, налицо обширный позитивный
опыт поступательного развития европейских
и американских малых городов, где местные
сообщества активно влияют на принимаемые
муниципальной властью решения. Например,
если в начале 60-х годов обеспеченность
населения жильем в малых городах России
и ФРГ была примерно одинаковой, то к началу
90-х годов Германия уже опережала Россию
по этому показателю в 2,5 раза. По-видимому,
причиной является сам характер и стиль
руководства малыми городами в России,
при котором местные сообщества не консолидированы
и не в состоянии серьезно отстаивать
свои интересы. У большинства жителей
малых городов сформировалось пассивная
позиция в отношении возможности позитивных
перемен в городе, а у муниципальных властей,
- иждивенческие настроения и выжидательная
тактика поведения. Поэтому сообщества
малых городов как никакие другие в России
являются «закрытыми». «Открытие» малых
городов, активизация деятельности этих
сообществ может дать толчок к формированию
открытого гражданского общества и подлинно
демократического федеративного государства
в России «снизу», - от интересов личности,
групп населения и местных сообществ.
Постоянные реформы «сверху» привели
Россию в очередной тупик, выход из которого
многим уже видится в доминировании силовых
методов управления. В то же время, программа
«Малые города», в случае ее успешной реализации,
может стать «золотым ключиком», открывающим
для всей России альтернативный цивилизованный
выход из сложной экономической и социально-политической
ситуации. Коренным инновационным отличием
программы «Малые города» от традиционных
программ, предлагаемых другими организациями,
является ее «гуманитарная доминанта».
Задача состоит в том, чтобы городская
социокультурная среда не только
формировалась должным образом, но и оказывала
все более сильное воздействие на принятие
решений на властном уровне («очеловечивание
власти»), а также при функционировании
бизнес-структур («гуманизация бизнеса»).
Программа «Малые города России» является,
с одной стороны, интегратором других
программ и проектов Института «Открытое
общество». С другой стороны, ее результаты
смогут подготовить более благоприятную
«почву» для последующего осуществления
новых программ института в малых городах.
3.5. Цель и задачи программы Целью программы
является содействие экономическому,
социальному и культурному развитию малых
городов Российской Федерации, их превращение
в устойчивые саморазвивающиеся системы.
Достижение поставленной цели обеспечивается
решением следующих задач: • содействовать
появлению и укреплению институтов гражданского
общества в малых городах; • способствовать
укреплению роли местного самоуправления
как выразителя интересов населения и
опоры демократических преобразований
в России; • содействовать формированию
местных сообществ как подсистем общества,
взаимодействующих с государством на
принципах субсидиарности; • способствовать
согласованному и комплексному развитию
основных сфер функционирования муниципальных
образований (экономика, право, управление,
образование, культура, здравоохранение
и др.); • содействовать мобилизации внутренних
материально-вещественных и гуманитарных
ресурсов развития городов; • укреплять
взаимодействие между малыми городами
на региональном, межрегиональном и международном
уровне; • создавать механизм привлечения
внешних финансовых, материальных и гуманитарных
ресурсов для развития малых городов посредством
формирования привлекательного имиджа
малых городов и благоприятного инвестиционного
климата. Конечными результатами выполнения
программы должно стать: 1. Превращение
выбранных малых городов в локальные социокультурные
ячейки открытого гражданского общества.
2. Консолидация местных сообществ на основе
принятия общей системы интересов и целей
различными группами населения. 3. Активизация
бизнес-структур в малых городах, вывод
местного бизнеса из изоляции и забвения
на межрегиональный и международный рынок.
В перспективе реализация программы первоначально
в ограниченном числе малых городов должна
привести к возникновению мультипликативного
эффекта «открытости» и саморазвития
всей сети малых (и не только малых) городов
России. 3.6. Особенности финансирования
и оценка эффективности программы Отличительной
особенностью программы «Малые города
России» является достижение «мультипликативного
эффекта» не только в ментальной и деятельностной
сфере, но и в сфере финансирования. Финансовые
ресурсы собственно программы «Малые
города» и других программ-сателлитов
ИОО являются лишь ядром «конденсации»
финансов, привлекаемых для развития программы
и постоянного и долговременного поддержания
функционирования системы «малые город»
в новоприобретенном качестве. Схема такого
финансирования включает несколько последовательно
вовлекаемых источников финансирования,
каждый предыдущий из которых должен являться
своеобразным стимулом для вовлечения
последующего: • средства ИОО, выделяемые
собственно на программу «Малые города»,
а также на реализацию отдельных блоков
других программ и проектов в малых городах;
• финансы муниципалитета в форме бюджетных
и внебюджетных средств, а также финансы
муниципальных предприятий; • государственные
финансовые ресурсы (федеральные и региональные),
выделяемые целевым назначением на реализацию
федеральных и региональных программ;
• негосударственные финансы, в том числе,
инвестиции, привлекаемые уже в ходе реализации
программы при получении первых результатов;
• средства, зарабатываемые новыми оргструктурами,
созданными в процессе выполнения программы
(бизнес-центрами, учебными центрами, консалтинговыми
фирмами). В процессе более детальной разработки
программы каждый из этих источников и
объемы средств желательно увязать с конкретными
мероприятиями, проводимыми в рамках программы
или генерируемыми программой. 3.7. Ожидаемые
эффекты реализации программы
Информация о работе Социальные проблемы малых городов Сибири