Социальные проблемы города и села

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:40, контрольная работа

Описание работы

Города и деревни как исторически сложившиеся типы поселений существовали не всегда. С развитием производительных сил, с общественным разделением труда появляются поселения двух типов. В одних из них, получивших название деревень (сел), население начало заниматься в основном сельскохозяйственным трудом, в других - городах - главным занятием стали ремесло и торговля, а позже - промышленность. Культурная жизнь также в основном сосредотачивалась в городах.

Содержание

1. Социальные проблемы города
2. Социальные проблемы села
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 24.94 Кб (Скачать)

Кроме того, можно  говорить о значительном отставании села от города по уровню благоустройства  жилья, особенно в частном секторе, который преобладает в сельской местности: В настоящее время 39% сельского  жилого фонда имеют водопровод, 37% центральное отопление, 30% канализацию, 17% горячую воду. То есть, по степени обустройства жилья водопроводом, канализацией, горячим водоснабжением, город опережает село в 2,5-4 раза. 65% локальных водопроводов нуждаются в реконструкции, при этом 10% из них в полном восстановлении. 75% сельского населения в настоящее время пользуются водой, несоответствующей санитарным нормам и стандартам, треть сельских населенных пунктов не имеют телефонной связи, а в тех, где она есть только 28% абонентов имеют автоматический выход на междугородние линии. Пожалуй, лишь по уровню газификации (который составляет 28%) село выходит вперёд и то лишь потому, что почти четвёртая часть городского жилищного фонда перешла с газа на электроэнергию, тогда как в сельской местности этот процесс только начал развиваться в пригородной зоне.

В последние  годы в сельской местности, как и  в городе, наблюдается сокращение сети дошкольных учреждений и общеобразовательных  школ. Количество сельских школ в России составляет 67% от общего числа. В сельской местности работает 46,4 тыс. дневных  общеобразовательных школ, в которых  обучается 6,5 млн. школьников. По сравнению  с началом 90-х г. сеть школ сократилось  на 3%, а контингент учащихся в них  вырос на 8%. В этой связи усиливаются  трудности в подвозе на занятия  школьников из отдаленных деревень. На селе в 70% начальных школ обучаются  до 20 учащихся, в 72 % основных школ - до 100 и в каждой средней школе до 200 учащихся. Демографические изменения  привели к снижению наполняемости  сельских школ, больше стало малочисленных  начальных, основных (девятилетних) и  средних. Масштабы распространения  этого явления настолько велико, что малокомплектные школы преобладают  в сельской местности. Более трети  сельских школ нуждаются в капитальном  ремонте, в них обучаются почти 2,8 млн. детей (44,5%). Почти полмиллиона школьников занимаются в зданиях, признанных аварийными. Только треть школ имеет все виды благоустройства. В итоге образовательные возможности сельской молодежи ниже, чем у городских ровесников. Это вызывает миграционные настроения молодых людей.

За последние  десять лет количество клубов и домов  культуры в сельской местности сократилось  на 23%. Свертывание деятельности учреждений культуры на селе - один из факторов непривлекательности  сельского образа жизни, который  стимулирует миграцию сельского  населения, способствует явлениям асоциального поведения селян.

Сокращается на селе и сеть лечебных учреждений. За последние 10 лет на 30% сократилось количество участковых больниц. Две трети сельских медицинских учреждений испытывают недостаток в самом необходимом медицинском оборудовании и лекарств. Около 6% участковых больниц и 11% амбулаторий не имеют ни одного врача. Оказание медицинской помощи сельскому населению осложняется отсутствием автомобильных дорог и телефонной связи. Кризисное состояние здравоохранения на селе отражается на продолжительности жизни населения.

Заключение

Городская индустриальная жизнь открывает невиданные возможности  для индивидуальной мобильности  и личной свободы. Она обещает  также получение богатства и  почестей - для этого нужны только деловая смекалка и талант к достижению успеха. Однако другой стороной медали становится одиночество городского жителя. Упадок религии и распад традиционных связей снимают привычные  ограничения. В то же время современный  миропорядок предоставляет людям  недостаточные и неравные возможности  реализации. Результатом становится рост числа самоубийств, преступлений, душевных расстройств.

В настоящее  время село переживает большие трудности. Реформы 80-х, а затем и 90-х годов  повели за собой массу проблем, в  результате чего сельское население  сократилось в несколько раз. Вырождение села сказывается во всем. Закрытие школ и больниц заставляет местных жителей задумываться о  миграции в города. В то же время  для городского жителя остаются привлекательными тишина и спокойствие сельской жизни.

Некоторые сегодняшние  процессы развития городских и сельских поселений убеждают, что будущий  уклад жизни людей может стать  результатом слияния лучших, привлекательных  черт и деревенского, и городского образа жизни. Он уже просматривается  в урбанизированных регионах Западной Европы и Северной Америки: неплотная  застройка с преобладанием индивидуальных домов, но полным набором коммунальных услуг, близость к природе, хорошие  дороги, автомобилизация и т.п.

Список  использованной литературы

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология. - М., 2006.

2. Воробьев К.А.  Социология: Учебное пособие для  вузов. - М., 2005.

3. Горелов А.А.  Социология: учебник. - М., 2006.

4. Зеленов Л.А. Социология города: Учебник для вузов. - М., 2000.

5. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. - М., 2005.

6. Новикова С.С.  Социология: история, основы, институционализация  в России. - Воронеж, 2000.

7. Пациорсковский В.В. Социальные проблемы села и развития сельских территорий // Никоновские чтения-2005. - М., 2005.

8. Социология: Учебник  для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 1998.

9. Социология: Учебник  / Отвественный редактор П.Д. Павленок. - М., 2002.

10. Туров И.С.  Городской образ жизни: теоретический  аспект//Социс. - 2005. - № 1. - С. 131-134.

11. Шафранов-Купец Г.Ф. Социология: Курс лекций. - Тюмень, 2001.

12. Якимова Л.А.  Социально-экономические проблемы  сельских жителей региона//Экономика  сельскохозяйственных и переработывающих предприятий. - 2006. - №2.

Информация о работе Социальные проблемы города и села