Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:40, контрольная работа
Города и деревни как исторически сложившиеся типы поселений существовали не всегда. С развитием производительных сил, с общественным разделением труда появляются поселения двух типов. В одних из них, получивших название деревень (сел), население начало заниматься в основном сельскохозяйственным трудом, в других - городах - главным занятием стали ремесло и торговля, а позже - промышленность. Культурная жизнь также в основном сосредотачивалась в городах.
1. Социальные проблемы города
2. Социальные проблемы села
Заключение
Список использованной литературы
Кроме того, можно говорить о значительном отставании села от города по уровню благоустройства жилья, особенно в частном секторе, который преобладает в сельской местности: В настоящее время 39% сельского жилого фонда имеют водопровод, 37% центральное отопление, 30% канализацию, 17% горячую воду. То есть, по степени обустройства жилья водопроводом, канализацией, горячим водоснабжением, город опережает село в 2,5-4 раза. 65% локальных водопроводов нуждаются в реконструкции, при этом 10% из них в полном восстановлении. 75% сельского населения в настоящее время пользуются водой, несоответствующей санитарным нормам и стандартам, треть сельских населенных пунктов не имеют телефонной связи, а в тех, где она есть только 28% абонентов имеют автоматический выход на междугородние линии. Пожалуй, лишь по уровню газификации (который составляет 28%) село выходит вперёд и то лишь потому, что почти четвёртая часть городского жилищного фонда перешла с газа на электроэнергию, тогда как в сельской местности этот процесс только начал развиваться в пригородной зоне.
В последние
годы в сельской местности, как и
в городе, наблюдается сокращение
сети дошкольных учреждений и общеобразовательных
школ. Количество сельских школ в России
составляет 67% от общего числа. В сельской
местности работает 46,4 тыс. дневных
общеобразовательных школ, в которых
обучается 6,5 млн. школьников. По сравнению
с началом 90-х г. сеть школ сократилось
на 3%, а контингент учащихся в них
вырос на 8%. В этой связи усиливаются
трудности в подвозе на занятия
школьников из отдаленных деревень. На
селе в 70% начальных школ обучаются
до 20 учащихся, в 72 % основных школ - до 100
и в каждой средней школе до
200 учащихся. Демографические изменения
привели к снижению наполняемости
сельских школ, больше стало малочисленных
начальных, основных (девятилетних) и
средних. Масштабы распространения
этого явления настолько
За последние десять лет количество клубов и домов культуры в сельской местности сократилось на 23%. Свертывание деятельности учреждений культуры на селе - один из факторов непривлекательности сельского образа жизни, который стимулирует миграцию сельского населения, способствует явлениям асоциального поведения селян.
Сокращается на селе и сеть лечебных учреждений. За последние 10 лет на 30% сократилось количество участковых больниц. Две трети сельских медицинских учреждений испытывают недостаток в самом необходимом медицинском оборудовании и лекарств. Около 6% участковых больниц и 11% амбулаторий не имеют ни одного врача. Оказание медицинской помощи сельскому населению осложняется отсутствием автомобильных дорог и телефонной связи. Кризисное состояние здравоохранения на селе отражается на продолжительности жизни населения.
Заключение
Городская индустриальная
жизнь открывает невиданные возможности
для индивидуальной мобильности
и личной свободы. Она обещает
также получение богатства и
почестей - для этого нужны только
деловая смекалка и талант к достижению
успеха. Однако другой стороной медали
становится одиночество городского
жителя. Упадок религии и распад
традиционных связей снимают привычные
ограничения. В то же время современный
миропорядок предоставляет
В настоящее время село переживает большие трудности. Реформы 80-х, а затем и 90-х годов повели за собой массу проблем, в результате чего сельское население сократилось в несколько раз. Вырождение села сказывается во всем. Закрытие школ и больниц заставляет местных жителей задумываться о миграции в города. В то же время для городского жителя остаются привлекательными тишина и спокойствие сельской жизни.
Некоторые сегодняшние
процессы развития городских и сельских
поселений убеждают, что будущий
уклад жизни людей может стать
результатом слияния лучших, привлекательных
черт и деревенского, и городского
образа жизни. Он уже просматривается
в урбанизированных регионах Западной
Европы и Северной Америки: неплотная
застройка с преобладанием
Список использованной литературы
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология. - М., 2006.
2. Воробьев К.А. Социология: Учебное пособие для вузов. - М., 2005.
3. Горелов А.А. Социология: учебник. - М., 2006.
4. Зеленов Л.А. Социология города: Учебник для вузов. - М., 2000.
5. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. - М., 2005.
6. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - Воронеж, 2000.
7. Пациорсковский В.В. Социальные проблемы села и развития сельских территорий // Никоновские чтения-2005. - М., 2005.
8. Социология: Учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 1998.
9. Социология: Учебник / Отвественный редактор П.Д. Павленок. - М., 2002.
10. Туров И.С.
Городской образ жизни:
11. Шафранов-Купец Г.Ф. Социология: Курс лекций. - Тюмень, 2001.
12. Якимова Л.А.
Социально-экономические