Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:50, реферат
Сегодня Россия по количеству суицидов занимает одно из первых мест в мире. Еще в конце прошлого века ученые пришли к выводу, что суициды имеют социальные причины - кризисы и потрясения, когда человек не успевает адаптироваться к ним. Практика это подтвердила. Ученые зафиксировали, что особенно увеличивается число добровольных смертей после некоторого подъема жизненного уровня. Сегодня в России, по предварительным данным, самоубийств почти вдвое больше, чем в аналогичный период 1997 года.
Введение. 2
Понятие самоубийства. 4
Социальные причины суицида. 8
Ситуация в России. 17
Заключение. 18
Использованная литература. 20
Содержание.
Актуальность.
Сегодня Россия по количеству суицидов занимает одно из первых мест в мире. Еще в конце прошлого века ученые пришли к выводу, что суициды имеют социальные причины - кризисы и потрясения, когда человек не успевает адаптироваться к ним. Практика это подтвердила. Ученые зафиксировали, что особенно увеличивается число добровольных смертей после некоторого подъема жизненного уровня. Сегодня в России, по предварительным данным, самоубийств почти вдвое больше, чем в аналогичный период 1997 года.
Цель контрольной работы – рассмотреть причины суицида.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Разработанность.
Несмотря на широкий интерес к проблеме суицида, практически до начала XIX в. строгого научного изучения самоубийств не предпринималось. Лишь в конце XIX в. появились первые основополагающие работы по суициду. Эмиль Дюркгейм — автор первого социологического исследования по данной проблеме. Его книга «Самоубийство» (1897) целиком посвящена данной проблематике, а в «Методе социологии» (1895) третья глава отведена правилам, относящимся к различению нормального и патологического поведения. Разработанные Дюркгеймом и ставшие классическими методы установления корреляций между социальными отклонениями и экономическими, демографическими, культурными и другими характеристиками были широко использованы (отчасти уточнены и пересмотрены) учеником и последователем мэтра Морисом Хальбваксом и активно применяются в исследованиях до сих пор. Последующие работы по этой проблеме, так или иначе, ссылались на работы Э.Дюркгейма. Многое из его творческого наследия, в частности введенная им в научный оборот категория анемии, дающая ключ к пониманию процессов, происходящих в переходные и кризисные периоды развития общества, послужило источником вдохновения для Роберта Мертона, одного из самых значительных представителей социологии отклоняющегося поведения в нашем столетии и многих других социологов.
Самоубийства (суициды)
в последнее время превратились
в одну из острейших проблем современного
общества. По данным Всемирной организации
здравоохранения, они занимают 4 место,
как причина смертности, после сердечно-сосудистых,
онкологических заболеваний и травматизма.
Ежегодно в мире лишают себя жизни около
полумиллиона человек, т.е. более 1000 человекв
день, а число пытавшихся покончить с собой
превышает 5 миллионов. Суициды распространены
среди наиболее трудоспособной части
населения. Число суицидов из года в год
возрастает. Принято считать уровень самоубийств
до
10 случаев на 1000 человек низким, от 10 до
20 - средним, 20 и более - высоким.
К «группе риска» совершения самоубийств относят лиц, подверженных депрессии, с наличием психических заболеваний, с суицидальными попытками, с алкоголизмом, страдающих лекарственной зависимостью, включая наркоманию, лиц, находящихся в социальной изоляции, престарелых и одиноких людей.
Существует
множество определений понятия самоубийства.
Классическим считается определение,
данное Эмилем Дюргеймом (1897).
Самоубийством
называется всякий случай смерти, который
непосредственно или опосредованно является
результатом положительного или отрицательного
поступка, совершенного самим пострадавшим,
если этот последний знал об ожидавших
его результатах. Покушение на самоубийство
это вполне однородное действие, но не
доведённое до конца. Суицид есть осознанное
лишение себя жизни и, с этой точки зрения,
самоубийство является чисто человеческим
сознательным, поведенческим актом [3,
118].
Самоубийством не считается лишение себя жизни по неосторожности самого потерпевшего или лицом, находящимся в состоянии невменяемости. В этих случаях опасные для жизни действия не направляются представлениями о собственной смерти, имеют иные мотивы и цели и их следует относить к категории несчастных случаев.
Исходя из данного
определения, не следует, также считать
самоубийствами случаи гибели из-за неоправданного
риска, случаи так называемого
«аутодеструктивного» или «саморазрушительного»
поведения. К саморазрушительному поведению
наряду с суицидальным относят, в ряде
случаев, злоупотребление алкоголем, наркотическими,
сильнодействующими медикаментозными
средствами, курение; намеренную рабочую
перегрузку; упорное нежелание лечиться;
рискованный стиль вождения транспортных
средств, особенно управление автомобилем
и мотоциклом в нетрезвом состоянии; упорное
стремление к поездкам в зоны боевых действий;
увлечение некоторыми видами спорта, когда
оно связано с неоправданным риском
(например, альпинизм, парашютный спорт
и т.п.).
В более широком смысле аутодеструктивными действиями считают некоторые религиозные обряды, сопровождающиеся самоистязанием и жертвами, жестокую эксплуатацию, войны, т.е. все те осознанные ауто- и гетеро- агрессивные действия, которые приводят к индивидуальному или массовому саморазрушению и самоуничтожению людей.
Суицидальное
поведение - это любые внутренние или
внешние формы психических актов, определяемые
и направляемые представлениями о лишении
себя жизни. Суицидальное поведение проявляется
в двух основных формах: внешних и внутренних.
К внутренним формам относят суицидальные
мысли
(представления, переживания); суицидальные
тенденции (замыслы, намерения).
К внешним формам - суицидальные проявления;
суицидальные покушения
(попытки).
Суицидальные мысли (представления, переживания) - пассивные размышления об отсутствии ценности, смысла жизни («жить не стоит», «счастья в жизни нет», «не живешь, а существуешь»), а также представления, фантазии на тему своей смерти, но не лишения себя жизни («хорошо бы умереть», «хочется заснуть и не проснуться»). Суицидальные мысли в норме бывают практически у всех людей при осознании неразрешимости какого-либо конфликта или психотравмирующего события, но они не переходят в суицидальные тенденции.
Суицидальные тенденции (замыслы, намерения) - активные и серьезные размышления, разработка плана суицида, определение способов совершения самоубийства, времени, места его осуществления. Во внешнем поведении возможны проявления побуждений к непосредственному осуществлению суицидального замысла. Почти все суициденты в этот период высказывают в той или иной форме суицидальные намерения кому-либо из близких, друзей или коллег иногда в виде намеков или в шутливой форме (суицидальные проявления). Причем около 15% делают это открыто и публично. Обычно открытые высказывания суицидальных намерений воспринимаются окружающими в демонстративно-шантажном плане или им вообще не придается должного внимания. Однако их не стоит недооценивать. Во всех случаях, при наличии таких высказываний требуется консультация психолога.
Суицидальные покушения (попытки) - целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни с целью покончить жизнь самоубийством или с демонстративно-шантажными целями.
Иногда попытки самоубийства не завершаются смертельным исходом по независящим от суицидиента причинам (не смертельное ранение, обрыв веревки,своевременно оказанная медицинская, реанимационная помощь и т.п.).
Следует различать
завершенные самоубийства (истинные суициды
по А.Г.
Амбрумовой, 1974) и попытки самоубийства
(незавершенные суициды), носящие демонстративно-шантажный
характер. Последние не преследуют цель
ухода из жизни. Их цель - привлечение к
себе или возвращение утраченного внимания,
жалости и сочувствия окружающих, избавление
от угрозы наказания и т.п.
Соотношение самоубийств и попыток самоубийств
среди гражданского населения составляет
1:8.
Способ самоубийства. Выбор способа, места и времени для самоубийства косвенно свидетельствует о серьезности суицидальных намерений и риске завершенности суицида. По частоте использования у нас в стране призавершенных суицидах чаще всего встречаются:
•повешения;
•огнестрельные ранения;
•отравления химическими веществами или медикаментами;
•падения с высоты, под проходящий поезд или автотранспорт.
По частоте суицидальных покушений распределение иное:
•отравления;
•самопорезы;
•повешения.
Распространенность тех или иных способов самоубийства наиболее тесно связана с профессиональной принадлежностью и полом суицидентов. Женщины чаще выбирают отравления. Инъекционные способы введения лекарственных веществ используются преимущественно медицинскими работниками и т.п.
Суицидальный риск - потенциальная готовность личности совершить самоубийство, который может быть оценен как соотношение суицидальных и антисуицидальных факторов личности [4, 87].
Специалисты насчитывают
большое количество факторов, имеющих
отношение к суицидальным попыткам.
Среди них и изменение
Непосредственные причины, толкнувшие человека на отказ от жизни, как правило, тесно связаны с его ближайшим окружением - семьей, родителями, друзьями. И, наконец, главным звеном в решении вопроса “быть или не быть” является сам человек, от силы его личности зависит, как поведет он себя в кризисном психическом состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями приспособления к сложным жизненным ситуациями, и не сдастся ли он под влиянием длительных травмирующих психику обстоятельств. Другой важный момент, связанный с проблемой самоубийства, - это временная перспектива. Поиск причин суицида нередко приводит в прошлое человека или общества, в котором он живет, а неопределенность или безысходность будущего часто явный признак или причина стремления к самоуничтожению.
Связь “общество” - “микросоциум” - “я” во временном пространстве “прошлое - настоящее - будущее” в большей или меньшей степени можно проследить во всей истории общественного развития человека. Есть, по крайней мере, два вида самоубийств, прямым образом связанных с социальными причинами [1, 101].
В первом случае общество в определенных ситуациях как бы требует от своих членов самопожертвования, и эти социальные нормы заложены в общественных нормах, правилах поведения и неписаных кодексах чести. Добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов в древности существовало практически у всех народов. В голодные годы старики ради сохранения жизни рода лишали жизни себя; нередко жертвы приносились ради прекращения войн, эпидемий, стихийных бедствий. Человеческая жизнь считалась лучшей гарантией успешности многих крупнейших мероприятий, начиная от военных действий и кончая строительством городов, крепостей и других важных объектов (в Японии при постройке моста в основании закапывалась человеческая жертва “хитобашира”, чтобы мост был прочным и бог реки не гневался на самоуправство строителей). Определенную долю общественно регламентированных самоубийств составляли добровольные уходы из жизни после смерти “повелителя” - жены и слуги правителей и других высокопоставленных лиц обязаны были разделить участь господина и отправиться в загробный мир, самоубийства же вдов во многих странах являлись свидетельством подлинной любви к мужу и доказательством их верности. В Индии обычай сати - самосожжение вдовы вместе с телом мужа вплоть до 19 в. являлся обязательным ритуалом. Самоубийство женщин ради сохранения своей чести и во избежание насилия и позора также фактически предписывалось общественными нормами поведения. У мужчин существовал другой кодекс чести, требовавший свою долю самоубийств. Один из главных пунктов в нем - это искупление позора от военных поражений. В подтверждение этому служит печально известный сталинский приказ от 1942 года, фактически предписывавший советским воинам в случае угрозы плена совершать самоубийства - попавшие в плен живыми считались предателями [2, 10].
Самоубийство в истории общества также рассматривается как способ выражения гнева, протеста против оскорбления, средством восстановления своей чести. До сих пор в некоторых африканских племенах сохранилась такая странная форма защиты своего достоинства: человек, которому нанесено оскорбление, должен по обычаю, взобраться на высокое дерево и публично излив свой гнев на обидчика, броситься вниз головой. В Японии, где власть иерархического подчинения была доведена до предела, во многих случаях самоубийство было единственной возможностью выражения протеста людей, стоявших на низших ступенях иерархической лестницы.
Большинство из этих национально-традиционных форм “общественного поощрения” суицидов стало достоянием историков и этнографов, но обычаи прошлого то и дело вплетаются в современность.
Другим видом самоубийств, непосредственно связанным с социальными причинами, является тот случай, когда общественное положение какой-либо группы людей или конкретного индивида по независимым от них причинам настолько тяжело и невыносимо, что суицид становиться одним из реальных путей избавления от страданий. “Нужда и безработица”, “бесплодность и беспросветность борьбы за существование” - эти слова стали штампами и уже давно связываются с причинами самоубийств. Известно, что в целом экономическое положение общества очень сильно отражается на кривой суицидов. Другие социальные причины более опосредованно влияют на добровольный уход из жизни. Существует мнение, что в технически высокоразвитых странах вероятность самоубийств резко возрастает, также процент самоубийств в городах в 2 раза больше, чем в сельской местности. В целом научно-технический прогресс, увеличивающий разделение труда и дифференциацию различных слоев общества, способствует развитию процесса отчуждения у человека и зачастую вызывает ощущение “винтика” в огромной машине цивилизации, не обладающего ценностью собственной жизни [3, 218].
Во время же войн и революций, когда наблюдается действие механизма переноса накопленной агрессии против своего “я” на других людей, принадлежащих к “лагерю врагов”, кривая самоубийств ползет вниз. С другой стороны практически невозможно подсчитать количество людей добровольно стремящихся уйти от жизни в такие периоды, ведь в военное время нет недостатка в ситуациях, когда человек, стремящийся покончить с жизнью, отказывается от реальных возможностей избежать смерти. Да и смерть в эти периоды истории является настолько обычным явлением, что преднамеренность некоторых случаев не является предметом изучения.
Среди общественных условий, влияющих на самоубийства, особую роль играют некоторые культурные явления. Например, появление “Вертера” Гёте в 1774 году, в котором описаны жизнь и смерть от несчастной любви юного Вертера, породило целую эпидемию самоубийств. Средства массовой информации множат этот эффект заражения вирусом самоубийства, основанный на подражании кумирам. Смерть Курта Кобейна в 1994 году - солиста популярной группы “NIRVANA” повлекла за собой целый ряд самоубийств среди молодежи [2, 12].