Социальные потребности молодежи Свердловской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

Проблемная ситуация. Современный этап экономического и социального развития, те изменения, которые переживает в настоящее время Россия, влекут за собой многоплановые изменения нормативно - ценностных систем всех социальных групп общества, среди которых особое место занимает молодежь. Для нее незавершенность и нестабильность этих процессов значительно осложняет процесс социализации.

Работа содержит 1 файл

кр.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

1.   Проект программы прикладного социологического исследования на тему «Социальные потребности молодежи Свердловской области»

         1. Проблемная ситуация. Современный этап экономического и социального развития, те изменения, которые переживает в настоящее время Россия, влекут за собой многоплановые изменения нормативно - ценностных систем всех социальных групп общества, среди которых особое место занимает молодежь. Для нее незавершенность и нестабильность этих процессов значительно осложняет процесс социализации.

        В новых общественных условиях в современной России ключевое значение обретает проблема становления молодого поколения в процессе его включения в экономические, политические, социальные, духовные трансформационные процессы. От масштабности, глубины и сроков осуществления этих процессов зависит в целом успех реформирования российского общества.

        Сегодня молодежь часто характеризуется как жестокая, безнравственная, бездуховная. Это аргументируются ростом молодежной преступности, распространенностью «свободных» сексуальных отношений, потреблением наркотиков, культом денег и силы и т.д. Однако, это внешняя сторона, характерная, тем более, не для всей молодежи в целом.

        Организация жизнедеятельности  населения весьма различна в  разных регионах страны. Свердловская область не является исключением.

        В   Свердловской   области   молодежь  в возрасте 15-29 лет, по данным на 2010г., составила 1 119 636 чел., или 25% от общей численности населения. В областном центре молодежь составила, по данным переписи, 28% от численности населения в целом. На селе ее доля заметно меньше - 20%. 406 856 чел., или 36% от общей численности   молодежи  в Свердловской   области , составила так называемая "младшая молодежь" - в возрасте 15-19 лет, 366 090 чел., или 33%, - "средняя молодежь" (20-24 года) и 346 690 чел., или 31%, - "старшая молодежь" (25-29 лет).

         Хотелось бы выделить особенности социальных потребностей молодежи Свердловской области:

        1.социальные молодежные программы здесь практически оказываются малореализуемыми в силу сокращения численности молодежи и отсутствия соответствующих государственных и муниципальных ресурсов. Это способствует росту напряженности во взаимоотношениях со «стареющим» населением. Вместе с тем, эти процессы происходят волнообразно и противоречиво, по-разному отражаясь в сознании и поведении различных молодежных групп.

        2.не меньшее влияние имеют особенности городской и сельской молодежных популяций. На Среднем Урале более 80% - жители городов и городских поселков. Такой дисбаланс продолжает расти из-за миграции молодежи из села в город. Трудоустройство молодежи сосредотачивается в основном в городской местности. Жилищная проблема также должна решаться для молодых в городской черте.

        3.полученное молодежью образование также служит важным предметным основанием для ее социальной дифференциации. Объективными основаниями могут быть и социальные условия получения образования. Очевидно, что никакого "полного" равенства молодежь никогда не имела и сегодня расслоение по образовательному признаку еще более усиливается. Не случайно, по данным большинства исследований, для подавляющего большинства молодых россиян стало очень трудно получить хорошее образование.

        4.Дифференциация молодежи по имущественному признаку строится с учетом российских условий переходного периода, когда на фоне очевидного обнищания значительной массы населения происходит формирование малочисленной группы "сверхбогатых" людей, доходы которых могут в тысячи раз превышать доходы этой массы. Соответственно, в первую очередь следует выделить среди молодежи два "полюса" - "бедные" и "богатые". Первые в условиях современной России наименее обеспечены. В различных регионах страны эта группа может составлять от одной пятой до 40% от всей численности молодежи в возрасте от 15 до 30 лет. Молодежь Свердловской области здесь не является исключением.

        5. В настоящий период наблюдается рост численности молодежи, не занятой общественно полезным трудом. Эта часть населения выросла не только за счет безработных, но и в результате легализации самой возможности не заниматься какой-либо трудовой деятельностью, а также ухода значительной части людей в криминальную сферу общественной жизни. Заметно выросло число лиц без определенного места жительства ("бомжей") и бродяг. Увеличился слой мелких спекулянтов, беспризорников, проституток и других.

        2. Объект исследования.

        1."младшая молодежь" - в возрасте 15-19 лет

        2. "средняя молодежь" - 20-24 года

        3. "старшая молодежь" - 25-29 лет.

        3.Предмет исследования.

        Социальные потребности молодежи  Свердловской области.

        4. Цель исследования. Основной целью данного исследования является выявление социальных потребностей молодёжи Свердловской области в условиях современного этапа экономического и социального развития и направлений оптимизации изучаемого процесса.

       5. Задачи исследования:

        1. выявить жизненные интересы, ценности и образ жизни современной молодёжи;

        2. создать социальный портрет молодежи Свердловской области на основе анализа социально-экономических, стратификационных критериев и приоритетных форм жизнедеятельности молодежи, в том числе во внепроизводственной и культурно-досуговой сферах;

        3. дать оценку объективных и субъективных факторов социальной адаптации молодёжи; 

        4. определить жизненные планы  молодежи;

        5.выявить уровень удовлетворенности  молодежной политикой Свердловской  области.

        6.Тип выборки. Исходя из целей исследования и особенностей исследуемого объекта будем пользоваться стихийным отбором - уличным опросом.

        7.Объем выборочной  совокупности.  
 

        8. Методы сбора  социологической  информации. Анкетный опрос. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Карта контент-анализа публикаций в местной газете, характеризующих состояние социальной защиты населения

Тема исследования – состояние социальной защиты населения. Временной фактор – 3 месяца

Тип газет:

001 – местная

Размер  материала:

002 – 5-100 строк; 

003 – 101-300;

004 – свыше  300 строк

Цель  публикации

005 – разработать

006 – ориентировать

007 – организовать 

008 – оценивать

009 – предложить

010 – критиковать

011 – обновлять

012 – оптимизировать

013 – систематизировать

014 – выявлять

Место работы корреспондента:

015 – органы государственной власти

016 – органы  местного самоуправления

017 – общественные  организации

018 – научно-исследовательские  институты

019 – органы социальной защиты населения

020 – средства  массовой информации 
 

Состояние социальной защиты населения 

Элементы Раскрыто обстоятельно Раскрыто частично Не раскрыто
Эффективность 021 026 031
Финансирование 022 027 032
Интеллектуальные  ресурсы 023 028 033
Согласованность концепций содержания образования 024 029 034
Оснащенность 025 030 035
 

Теоретический уровень корреспондентов 

Элементы Обращается  широко Обращается  частично Не обращается
Специально-научные  данные 036 043 050
Социологические данные 037 044 051
Ссылки  на цивилизованный мир 038 045 052
Обращение к здравому смыслу 039 046 053
Убедительное обоснование собственного мнения 040 047 054
Непоследовательность  в изложении мысли 041 048 055
Другое 042 049 050
 

Отношение к местной организации  социальной защиты населения

051 – положительное; 

052 – отрицательное; 

053 – нейтральное 
 
 
 
 
 
 

5. Социометрический опросник по критерию «Досуг» для учащихся 11 класса школы

        Социометрическая процедура имеет цель:

1.    измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2. выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

3. обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

        Предложенные вопросы призваны изучить межличностные отношения. 

Ф. И. О. ________________________________________________ 

Класс _________________________________________ 

Ответьте  на поставленные вопросы, записав под  каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих. 

1. а) Кого бы ты из класса пригласил на свой День Рождения?

    б) Кого бы ты из класса  не пригласил на свой День  Рождения? 

2. а) С кем из твоего класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

    б) С кем из твоего класса ты не пошел бы в многодневный туристический поход? 

3. а) С кем из твоего класса тебе хотелось бы проводить свое свободное время?

    б) С кем из твоего класса тебе не хотелось бы проводить свое свободное время? 

4. а) Кто из одноклассников по твоему мнению укажет твою фамилию в ответе на вопрос, кого бы ты пригласил на День Рождения?

    б) Кто из одноклассников по твоему мнению укажет твою фамилию в ответе на    вопрос, с кем из одноклассников ты не пошел бы в многодневный туристический поход? 

6. Рассчитайте объем выборочной совокупности по формуле простой бесповторной выборки, если известно, что дисперсия равна 0,25;  t = 2; Δ = 0,05, а объем генеральной совокупности равен 800 человек. 

Информация о работе Социальные потребности молодежи Свердловской области