Социальные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:44, реферат

Описание работы

В связи с тем, что социальный конфликт - явление многоплановое, в работе он представлен с разных ракурсов обозрения этой проблемы. Выделены основные аспекты социальных конфликтов и дана их характеристика по основным составляющим. Так в данной работе раскрыты причины, острота, длительность и последствия конфликтных ситуаций.

Содержание

Введение 3
1. Основные аспекты социальных конфликтов 4
1.1. Классификация конфликтов 6
1.2. Характеристика социальных конфликтов 7
2. Стадии протекания социальных конфликтов 12
3. Социальные конфликты в современном общества 17
3.1. Базовые условия производственных конфликтов 18
3.2. Эволюция забастовочного движения 21
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

химия.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Таким образом, как отмечает специалист по трудовым конфликтам В. Н. Шеленко, современная забастовка - это заранее подготовленная, предварительно спланированная коллективом акция, опирающаяся на признанных лидеров, возглавляющих органы руководства, пользующееся поддержкой населения, прессы, органов местного управления.

В нашей стране к забастовкам долгое время относились как к экстраординарному событию. Практически в СССР, начиная с 30-х годов и вплоть до 1956 года, забастовок не было. И это вполне объясняется жестким тоталитарным режимом в данный период истории СССР. Но уже в 1956 году в Свердловске возмущение рабочих было спровоцировано плохими условиями труда, в 1962 г. В Новочеркасске забастовка последовала за повышением цен и снижением кооперативных расценок. В 60-е годы подобные случаи отмечены в Рязани, Баку, Омске, Кривом Роге, Одессе, Киеве, Львове, а в 70-е - в Свердловске, Киеве, Витебске, Владимире, Челябинске, Баку и еще в нескольких городах. Если же не считать забастовки на национальной основе, то их общее число превысит несколько сот. До недавнего времени все эти случаи тщательно замалчивались.

В современной России шахтеры оказались первым профессиональным отрядом рабочего класса, который  выступил с открытым социальным протестом  против бедственного социально-экономического положения. Конкретные особенности  формирования массовых трудовых конфликтов и методов их разрешения были изучены в процессе исследования забастовок на шахтах Кузнецкого и Печорского угольных бассейнов.

Конкретные причины  забастовок многоплановы. Одни вызваны  внешними политическими, социально-экономическими факторами, другие - внутренними, которые возникают в рамках предприятия, региона или отрасли. Вторая группа причин соответственно делится на экономические и неэкономические. В числе первых: низкая заработная плата, несправедливость тарифных расценок, дефицит товаров, рост цен и инфляция; в числе вторых: систематическое нарушение социальной справедливости, социальная незащищенность прав трудящихся, неуважение их личности, достоинства, неудовлетворенность условиями, организацией и содержанием труда, стилем управления коллективом и т.п.

Как следует из вышеизложенного, забастовка - это всегда коллективное действие. Коллективные же действия имеют  место только в той мере, в какой  индивиды чувствуют себя интегрированными в какую-то общность, представляют собой “коллективное тело”. Объединяющим началом формирования людей в социальные группы в условиях забастовки являются какие-либо общие потребности и интересы. Интерес - это концентрированное выражение потребности, набор предрасположенностей, включающих в себя цели, ценности, желания и другие ориентации и склонности, которые заставляют людей действовать в определенном направлении.1

А.К.Зайцев выделяет шесть  групповых интересов, которые могут  побудить людей участвовать в  забастовке и , следовательно, служат в данном случае группообразующим фактором:

  1. Действительный интерес, фактически обоснованный, объективно отражающий положение группы в социальном конфликте и его возможном исходе.
  2. Ценностно ориентированный интерес, связанный с пониманием, как должно быть, и разногласиями по поводу возможного решения.
  3. Интересы, связанные с ограниченностью ресурсов (денег, материалов, привилегий и т.д.).
  4. Завышенные интересы, связанные с переоценкой имеющихся сил и неадекватными предъявляемыми другим претензиями.
  5. Гипотетический, надуманный, воображаемый интерес, основанный на искаженном понимании группой своего положения в социальном конфликте.

6.Транслируемый (т.е.  перенесенный извне) интерес,  который не является реальным  интересом данной группы в  забастовке и представляет в  ней интерес других социальных групп. В этом случае группа, отстаивающая этот интерес, является объектом манипулирования сторонних сил и субъектов.

Конкретные сценарии и фазы развития забастовок как формы  социального конфликта довольно подробно проанализированы в работах А.К. Зайцева и В.Н. Шеленко. Рассмотрим кратко сценарии развития забастовок и способы их разрешения, воспользовавшись таблицей.

 

 

 

Этапы развития забастовки и факторы, влияющие на ее протекание

 

 

 

         Этапы

     Содержание  этапа

Созревание (нулевая фаза)

Определяется круг проблем, требующих окончательного решения, обсуждаются сроки начала стачки.

Организация и поддержка

Мирное настроение рабочих  сменяется установками на борьбу, поддержание групповой сплоченности.

Контроль

Стачком контролирует нормальный ход стачки, пресечение попыток администрации сорвать стачку, предупреждение провокаций.

Взаимодействие

Организация стачкомом  обратной связи с общественностью  посредством средств массовой информации, формирование благоприятного общественного мнения, взаимодействие с рабочими комитетами и профсоюзами других отраслей национального хозяйства.

Выход или решение

Обсуждение предмета конфликта с администрацией путем  официальных переговоров.


 

Разрешение конфликта - это такое изменение в поведении или свойствах одного или обоих участников, при котором они больше не конфликтуют друг с другом. Разрешить конфликт можно двумя способами, внутри которых также возможны варианты.

Первый способ: создание угрозы участвующим в конфликте (забастовке) как средство сдерживания конфликта. Угроза исходит как от любой их двух сторон, так и от третьей стороны (например, государства). Угроза по Акоффу и Эмери, будет эффективной при следующих условиях:

  1. Сторона, которой угрожают осведомлена о средствах сдерживания и осознает, что цена расплаты превышает ожидаемый выигрыш от развязывания конфликта.
  2. Эта сторона убеждена в том, что средства сдерживания будут пущены в ход только тогда, когда она изберет нежелательный способ действия.

Второй способ: общение.

  1. Одна из сторон может прибегнуть к общению, чтобы воздействовать на поведение другой. Характер общения может иметь информационное, инструктивное, мотивационное направление.
  2. Конфликтующие стороны общаются друг с другом , пытаясь разрешить конфликт или предотвратить его эскалацию, т.е. ведут переговоры.

Второй способ - наиболее цивилизованный. Он позволяет избежать больших потерь, хотя связан с определенными  трудностями в своей реализации.

В странах с развитой рыночной экономикой забастовки обычно завершаются компромиссом на основе взаимовыгодного соглашения сторон.

В современной России выход из забастовки с помощью  разумного компромисса существенно  затруднен из-за низкого уровня политической культуры, отсутствия демократических  традиций. Ученые-гуманитарии неоднократно отмечали, что для населения нашей страны характерна низкая степень толерантности, терпимости к чужому мнению, позиции, образу жизни.

Число трудовых споров и забастовок  по РФ и субъектам

 

Наименование экономических  районов России

Количество предприятий, где      

    1 кв.

Имелись трудовые  споры 

количество предприятий,

 

  2 кв.

где проходили забастовки

 

1996

1997

1996

1997

Всего по РФ

5573

3730

2862

13628

в том числе Северо-западный экономический район

 

381

 

17

 

20

 

220

Центральный экономический  район

 

19

 

712

 

208

 

1950

Центрально-черноземный  район

 

69

 

490

 

79

 

489

Поволжский экономический  район

 

310

 

448

 

241

 

712

Северокавказский экономический  район

 

48

 

130

 

156

 

408

Волго-вятский экономический  район

 

4

 

243

 

47

 

1246

Уральский экономический  район

 

301

 

817

 

851

 

1673

Западно-Сибирский экономический  район

 

566

 

619

 

395

 

2283

Восточно-Сибирский экономический  район

 

29

 

62

 

525

 

3224

Дальневосточный экономический  район

 

3596

 

474

 

141

 

933


 

В большинстве регионов РФ в первом квартале 1997 года произошло резкое обострение социальной напряженности в трудовых коллективах, вызвавшее значительный рост коллективных трудовых конфликтов, споров и забастовок. Главным дестабилизирующим фактором, влияющим на рост социальной напряженности являются длительные задержки выплаты заработной платы, которые приобрели за последнее время хронический характер.

Основными требованиями работников в ходе коллективных трудовых споров и забастовок были погашения  задолженностей по заработной плате  и социальным выплатам, их индексация и осуществление государственной поддержки целого ряда отраслей и отдельных субъектов РФ. Выдвигались и политические требования: отставка Президента и Правительства РФ, смена курса экономических реформ, усиление борьбы с коррупцией и преступностью.

По данным Госкомстата, забастовки продолжительностью более  одной смены (дня) на 13628 предприятиях и организациях РФ, в них принимало  участие 670 тыс. Человек, не отработаны 3422 тыс. человеко-дней, 1696 предприятий  и организаций бастовали менее  одного дня, численность вовлеченных работников составила 237 тыс. человек. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года число забастовок увеличилось примерно в 5 раз, а число участников возросло в 2,8 раза. Более 90% всех забастовок приходится на учреждения народного образования. В день Общероссийской акции протеста, организованной 27 марта 1997 года бастовали 2658 организаций РФ, в забастовках участвовало 413 тыс. человек.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог исследования социальных конфликтов, можно утверждать, что существования общества без конфликтов невозможно. Нельзя категорично назвать конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющимся поведением индивидов и групп, феноменом общественной жизни, вероятнее всего конфликт - необходимая форма социального взаимодействия между людьми.

В связи с тем, что  социальный конфликт - явление многоплановое, в работе он представлен с разных ракурсов обозрения этой проблемы. Выделены основные аспекты социальных конфликтов и дана их характеристика по основным составляющим. Так в данной работе раскрыты причины, острота, длительность и последствия конфликтных ситуаций.

Основываясь на исследованиях  ведущих специалистов в области  конфликтологии представлена классификация  конфликтов, включающая в себя деления конфликтов по их природе от специфическо-психологических (личностные, эмоциональные) до социально-психологических (межгрупповой) и собственно социальных (конфликт принадлежности).

Проанализированы в  ходе изучения проблемы основные стадии развития и протекания социального конфликта на материале по массовым движениям протеста трудящихся (стачки, забастовки, протесты).

Итак, можно сделать  вывод, что поскольку конфликты  в нашей жизни неизбежны, нужно  научиться управлять ими, основываясь  на опыте, накопленном в весьма богатой и многообразной литературе по этой проблематике, усвоении теоретических и практических знаний, полученных в рамках данного направления социологической мысли, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Дружинин В.В., Конторов  Д.С., Конторов М.Д. Введение в  теорию конфликта. - М.: Радио и  Связь, 1989.

2. Зайцев А.К. Социальный  конфликт на предприятии. - Калуга, 1993.

3. Здравомыслов А.Г.  Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 1996.

4. Информация о коллективных  трудовых спорах (забастовках) РФ  в первом квартале 1997 года и  принимаемых мерах по их урегулированию// Социальный конфликт № 3,1997.

5. Радугин А.А., Радугин  К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж.: Высшая школа предпринимателей, 1995.

6. Радугин А.А., Радугин  К.А. Социология. - М.: Центр, 1996.

7. Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный  сборник. Под ред. Н.Л. Полякова - М, 1991.

8. Социальные конфликты в современном обществе. Под ред. С.В.Пронина - М.: Наука, 1993.

9. Фролов С.С. Социология. Учебник для ВУЗов. - М.: Наука, 1994.

 

 

1 Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов. - М.: Аспект Пресс, 1996, с. 12.

2 Дружинин В.В. ,  Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. - М.: Радио и Связь, 1989, с. 9.

1Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М.: Центр, 1996., с. 117.

1 Социальный конфликт: современные исследования. Под ред. Н.Л. Полякова // Реферативный сборник. - М, 1991, с. 70.

1 Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж: Высшая школа предпринимателей, 1995, с. 113.

1 Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления Воронеж: Высшая школа предпринимателей, 1995, с.112.

1 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 1996. - с.169.

1 Социальные конфликты в современном обществе. Под ред. С.В. Пронина. - М.: Наука, 1993., с. 75.

1 Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж.: Высшая школа предпринимателей, 1995, с. 148-149.

1 Информация о коллективных трудовых спорах (забастовках) РФ в первом квартале 1997 года и принимаемых мерах по их урегулированию// Социальный конфликт №3 , 1997, с. 66.

Информация о работе Социальные конфликты