Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:44, реферат
В связи с тем, что социальный конфликт - явление многоплановое, в работе он представлен с разных ракурсов обозрения этой проблемы. Выделены основные аспекты социальных конфликтов и дана их характеристика по основным составляющим. Так в данной работе раскрыты причины, острота, длительность и последствия конфликтных ситуаций.
Введение 3
1. Основные аспекты социальных конфликтов 4
1.1. Классификация конфликтов 6
1.2. Характеристика социальных конфликтов 7
2. Стадии протекания социальных конфликтов 12
3. Социальные конфликты в современном общества 17
3.1. Базовые условия производственных конфликтов 18
3.2. Эволюция забастовочного движения 21
Заключение 28
Список литературы 29
Таким образом, как отмечает специалист по трудовым конфликтам В. Н. Шеленко, современная забастовка - это заранее подготовленная, предварительно спланированная коллективом акция, опирающаяся на признанных лидеров, возглавляющих органы руководства, пользующееся поддержкой населения, прессы, органов местного управления.
В нашей стране к забастовкам долгое время относились как к экстраординарному событию. Практически в СССР, начиная с 30-х годов и вплоть до 1956 года, забастовок не было. И это вполне объясняется жестким тоталитарным режимом в данный период истории СССР. Но уже в 1956 году в Свердловске возмущение рабочих было спровоцировано плохими условиями труда, в 1962 г. В Новочеркасске забастовка последовала за повышением цен и снижением кооперативных расценок. В 60-е годы подобные случаи отмечены в Рязани, Баку, Омске, Кривом Роге, Одессе, Киеве, Львове, а в 70-е - в Свердловске, Киеве, Витебске, Владимире, Челябинске, Баку и еще в нескольких городах. Если же не считать забастовки на национальной основе, то их общее число превысит несколько сот. До недавнего времени все эти случаи тщательно замалчивались.
В современной России шахтеры оказались первым профессиональным отрядом рабочего класса, который выступил с открытым социальным протестом против бедственного социально-экономического положения. Конкретные особенности формирования массовых трудовых конфликтов и методов их разрешения были изучены в процессе исследования забастовок на шахтах Кузнецкого и Печорского угольных бассейнов.
Конкретные причины забастовок многоплановы. Одни вызваны внешними политическими, социально-экономическими факторами, другие - внутренними, которые возникают в рамках предприятия, региона или отрасли. Вторая группа причин соответственно делится на экономические и неэкономические. В числе первых: низкая заработная плата, несправедливость тарифных расценок, дефицит товаров, рост цен и инфляция; в числе вторых: систематическое нарушение социальной справедливости, социальная незащищенность прав трудящихся, неуважение их личности, достоинства, неудовлетворенность условиями, организацией и содержанием труда, стилем управления коллективом и т.п.
Как следует из вышеизложенного, забастовка - это всегда коллективное действие. Коллективные же действия имеют место только в той мере, в какой индивиды чувствуют себя интегрированными в какую-то общность, представляют собой “коллективное тело”. Объединяющим началом формирования людей в социальные группы в условиях забастовки являются какие-либо общие потребности и интересы. Интерес - это концентрированное выражение потребности, набор предрасположенностей, включающих в себя цели, ценности, желания и другие ориентации и склонности, которые заставляют людей действовать в определенном направлении.1
А.К.Зайцев выделяет шесть групповых интересов, которые могут побудить людей участвовать в забастовке и , следовательно, служат в данном случае группообразующим фактором:
6.Транслируемый (т.е. перенесенный извне) интерес, который не является реальным интересом данной группы в забастовке и представляет в ней интерес других социальных групп. В этом случае группа, отстаивающая этот интерес, является объектом манипулирования сторонних сил и субъектов.
Конкретные сценарии и фазы развития забастовок как формы социального конфликта довольно подробно проанализированы в работах А.К. Зайцева и В.Н. Шеленко. Рассмотрим кратко сценарии развития забастовок и способы их разрешения, воспользовавшись таблицей.
Этапы развития забастовки и факторы, влияющие на ее протекание
Этапы |
Содержание этапа |
Созревание (нулевая фаза) |
Определяется круг проблем, требующих окончательного решения, обсуждаются сроки начала стачки. |
Организация и поддержка |
Мирное настроение рабочих
сменяется установками на борьбу,
поддержание групповой |
Контроль |
Стачком контролирует нормальный ход стачки, пресечение попыток администрации сорвать стачку, предупреждение провокаций. |
Взаимодействие |
Организация стачкомом обратной связи с общественностью посредством средств массовой информации, формирование благоприятного общественного мнения, взаимодействие с рабочими комитетами и профсоюзами других отраслей национального хозяйства. |
Выход или решение |
Обсуждение предмета конфликта с администрацией путем официальных переговоров. |
Разрешение конфликта
- это такое изменение в поведени
Первый способ: создание угрозы участвующим в конфликте (забастовке) как средство сдерживания конфликта. Угроза исходит как от любой их двух сторон, так и от третьей стороны (например, государства). Угроза по Акоффу и Эмери, будет эффективной при следующих условиях:
Второй способ: общение.
Второй способ - наиболее
цивилизованный. Он позволяет избежать
больших потерь, хотя связан с определенными
трудностями в своей
В странах с развитой рыночной экономикой забастовки обычно завершаются компромиссом на основе взаимовыгодного соглашения сторон.
В современной России
выход из забастовки с помощью
разумного компромисса
Число трудовых споров и забастовок по РФ и субъектам
Наименование экономических районов России |
Количество предприятий, где 1 кв. |
Имелись трудовые споры |
количество предприятий,
2 кв. |
где проходили забастовки |
1996 |
1997 |
1996 |
1997 | |
Всего по РФ |
5573 |
3730 |
2862 |
13628 |
в том числе Северо-западный экономический район |
381 |
17 |
20 |
220 |
Центральный экономический район |
19 |
712 |
208 |
1950 |
Центрально-черноземный район |
69 |
490 |
79 |
489 |
Поволжский экономический район |
310 |
448 |
241 |
712 |
Северокавказский |
48 |
130 |
156 |
408 |
Волго-вятский экономический район |
4 |
243 |
47 |
1246 |
Уральский экономический район |
301 |
817 |
851 |
1673 |
Западно-Сибирский |
566 |
619 |
395 |
2283 |
Восточно-Сибирский |
29 |
62 |
525 |
3224 |
Дальневосточный экономический район |
3596 |
474 |
141 |
933 |
В большинстве регионов РФ в первом квартале 1997 года произошло резкое обострение социальной напряженности в трудовых коллективах, вызвавшее значительный рост коллективных трудовых конфликтов, споров и забастовок. Главным дестабилизирующим фактором, влияющим на рост социальной напряженности являются длительные задержки выплаты заработной платы, которые приобрели за последнее время хронический характер.
Основными требованиями работников в ходе коллективных трудовых споров и забастовок были погашения задолженностей по заработной плате и социальным выплатам, их индексация и осуществление государственной поддержки целого ряда отраслей и отдельных субъектов РФ. Выдвигались и политические требования: отставка Президента и Правительства РФ, смена курса экономических реформ, усиление борьбы с коррупцией и преступностью.
По данным Госкомстата, забастовки продолжительностью более одной смены (дня) на 13628 предприятиях и организациях РФ, в них принимало участие 670 тыс. Человек, не отработаны 3422 тыс. человеко-дней, 1696 предприятий и организаций бастовали менее одного дня, численность вовлеченных работников составила 237 тыс. человек. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года число забастовок увеличилось примерно в 5 раз, а число участников возросло в 2,8 раза. Более 90% всех забастовок приходится на учреждения народного образования. В день Общероссийской акции протеста, организованной 27 марта 1997 года бастовали 2658 организаций РФ, в забастовках участвовало 413 тыс. человек.1
Заключение
Подводя итог исследования социальных конфликтов, можно утверждать, что существования общества без конфликтов невозможно. Нельзя категорично назвать конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющимся поведением индивидов и групп, феноменом общественной жизни, вероятнее всего конфликт - необходимая форма социального взаимодействия между людьми.
В связи с тем, что социальный конфликт - явление многоплановое, в работе он представлен с разных ракурсов обозрения этой проблемы. Выделены основные аспекты социальных конфликтов и дана их характеристика по основным составляющим. Так в данной работе раскрыты причины, острота, длительность и последствия конфликтных ситуаций.
Основываясь на исследованиях ведущих специалистов в области конфликтологии представлена классификация конфликтов, включающая в себя деления конфликтов по их природе от специфическо-психологических (личностные, эмоциональные) до социально-психологических (межгрупповой) и собственно социальных (конфликт принадлежности).
Проанализированы в ходе изучения проблемы основные стадии развития и протекания социального конфликта на материале по массовым движениям протеста трудящихся (стачки, забастовки, протесты).
Итак, можно сделать вывод, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, основываясь на опыте, накопленном в весьма богатой и многообразной литературе по этой проблематике, усвоении теоретических и практических знаний, полученных в рамках данного направления социологической мысли, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.
Список литературы
1. Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. - М.: Радио и Связь, 1989.
2. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. - Калуга, 1993.
3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 1996.
4. Информация о коллективных
трудовых спорах (забастовках) РФ
в первом квартале 1997 года и
принимаемых мерах по их
5. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж.: Высшая школа предпринимателей, 1995.
6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М.: Центр, 1996.
7. Социальный конфликт:
современные исследования. Реферативный
сборник. Под ред. Н.Л.
8. Социальные конфликты в современном обществе. Под ред. С.В.Пронина - М.: Наука, 1993.
9. Фролов С.С. Социология. Учебник для ВУЗов. - М.: Наука, 1994.
1 Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов. - М.: Аспект Пресс, 1996, с. 12.
2 Дружинин В.В. , Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. - М.: Радио и Связь, 1989, с. 9.
1Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М.: Центр, 1996., с. 117.
1 Социальный конфликт: современные исследования. Под ред. Н.Л. Полякова // Реферативный сборник. - М, 1991, с. 70.
1 Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж: Высшая школа предпринимателей, 1995, с. 113.
1 Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления Воронеж: Высшая школа предпринимателей, 1995, с.112.
1 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 1996. - с.169.
1 Социальные конфликты в современном обществе. Под ред. С.В. Пронина. - М.: Наука, 1993., с. 75.
1 Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж.: Высшая школа предпринимателей, 1995, с. 148-149.
1 Информация о коллективных трудовых спорах (забастовках) РФ в первом квартале 1997 года и принимаемых мерах по их урегулированию// Социальный конфликт №3 , 1997, с. 66.