Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 16:13, контрольная работа
Проблема социальных конфликтов стала предметом изучения социологов лишь в 19-20 в.в. Первоначально описанием конфликтных ситуаций, изучением причин и последствий конфликтов занимались историки и философы (в большинстве случаев на примере вооруженных столкновений).
Введение. 3
Понятие социального конфликта. 4
Классификация конфликтов. 6
Структура и динамика конфликта. 8
Функции социальных конфликтов. 10
Стили поведения людей в конфликтных ситуациях. 11
Заключение. 14
Список литературы. 15
Различать внутреннюю и внешнюю позиции участвующих в конфликте людей необходимо, чтобы увидеть за внешним и ситуативным – внутреннее и существенное.
Оппоненты и объект конфликта, со всеми их отношениями и характеристиками, составляют конфликтную ситуацию, которая всегда предшествует собственно конфликту и может существовать задолго до его возникновения, никак не проявляясь.
Чтобы из конфликтной ситуации вырос конфликт, должен возникнуть инцидент, то есть действия участников конфликта, притязающих на объект. При этом люди могут начать инцидент, когда реального противоречия нет (конфликт иллюзорен). Либо, напротив, конфликтная ситуация может существовать задолго до начала инцидента (конфликт «тлеющий»).
Структура конфликта по мере своего развития может измениться: в нем может происходить (преднамеренно или стихийно) подмена объекта конфликта, могут изменяться и участники (некто может дирижировать конфликтом). Подмена участников может быть вымышлена (один представляет участников так, как ему хочется). Все эти реальные и воображаемые изменения сути конфликта надо учитывать.
Динамика конфликта
складывается из трех основных стадий:
предконфликтную (нарастание), конфликтную
(реализация) и послеконфликтную
(затухание).
[pic]
Рис.2. Динамика
конфликта.
Первая стадия - накопление обострения
противоречий из-за резкого расхождения
интересов, ценностей, установок; фрустрация,
неудовлетворенность, угрозы.
Вторая стадия - острые разногласия, разрушение
прежней структуры, нормальных связей;
атака одной из сторон своего противника
через открытое противоборство.
Третья стадия - тенденция к нормализации
конфликта и ликвидации его как такового.
Однако настроение участников некоторое
время еще подогревается воспоминаниями
о причиненных друг другу неприятностях.
Отсюда - необходимость профилактических
мер для снятия стресса.
На первой стадии нарастает напряженность между двумя участниками.
Конфликт разгорелся (стадия 2): страсти бушуют, участники возбуждены и всячески демонстрируют «силовые приемы».
Конфликтная ситуация реализовалась, конфликт исчерпал свои силы и энергию, наступает стадия затухания (стадия 3).
Конфликт считается завершенным, если устранена его причина – конфликтная ситуация; устранение инцидента еще не означает ликвидации конфликта.
Конфликт может закончиться или субъективно (по инициативе одного из оппонентов), или объективно (в результате изменения конфликтной ситуации).
Функции социальных конфликтов.
Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциальный прогресс. То есть, конфликты как неотъемлемый момент социального бытия могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому, как считают многие исследователи, задача состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы найти способ сделать его продуктивным.
В общем плане
возможность конфликта
Позитивная функция конфликтов состоит в том, что они часто служат выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях.
В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.
Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально- психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности.
Тем не менее, конфликт
чаще всего ассоциируется с
Конфликт часто настолько меняет приоритеты, что ставит под угрозу истинные интересы сторон, препятствует осуществлению перемен и внедрению нового. Кроме того, прослеживается повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе, неудовлетворенность, плохое состояние духа (например, как результат, рост текучести кадров и снижение производительности труда), меньшая степень сотрудничества в будущем.
Конфликт является деструктивным в том случае, если участники конфликта не довольны его исходом и чувствуют, что что-то потерпели. Если же участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта – конфликт считается продуктивным.
Стили поведения людей в конфликтных ситуациях.
При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.
К.Томас и Р.Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
- приспособление, уступчивость;
- уклонение;
- противоборство;
- сотрудничество;
- компромисс.
Основу классификации составляют два независимых параметра:
1) степень реализации собственных интересов, достижения своих целей,
2) уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.
Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма.
Рассмотрим подробнее эти стили поведения.
Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решение. Такое поведение нельзя назвать бесконфликтным, так как затягивание решения конфликта приводит к нарастанию напряженности в коллективе.
Противоборство,
конкуренция характеризуется
Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентами путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.
Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.
При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Нередко этот вариант используется для манипулирования партнером.
Существуют различные
причины возникновения
1) социологическом
(анализ организации процесса
взаимодействия людей как
2) социально-психологическом
(анализ социально-
3) индивидуально-психологическом
(анализ психологических
Личностные причины
конфликтов нередко коренятся в
предрасположенности человека к
конфликтам, которая имеет либо ситуативные
либо характерологические
Ситуативные предпосылки
– это такие психические
К характерологическим
предпосылкам конфликта следует отнести
те черты характера, которые предрасполагают
к столкновению с окружающими, вызывают
отрицательное отношение к человеку, чувство
антипатии, противодействие.
Такими чертами являются: нетерпимость
к недостаткам других, пониженная самокритичность,
импульсивность к агрессивному поведению,
к подчинению других, невнимании к людям,
корыстолюбие, эгоизм.
Заключение.
В отношениях между людьми неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни.
Широко распространены житейские соображения, что конфликты – это нечто неблагоприятное и опасное, что следует любой ценой их избегать и что хорошим отношениям между людьми свойственно полное отсутствие каких-либо конфликтов. В результате большой популярности подобных воззрений люди стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих себя. Таким образом, часть конфликтов существует во внутреннем, скрытом плане.
Нередко осуждение самого факта существования конфликтов и наивная вера в то, что можно прожить жизнь, ни разу ни с кем не конфликтуя, связаны с недостаточными разграничениями между самим конфликтом и способом его разрешения. А ведь существуют эффективные способы разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, установках, несовпадениях целей и поступков. Они укрепляют взаимоотношения и тем необычайно ценны. Совместное успешное разрешение противоречий может сблизить людей больше, чем многие годы проведенные во взаимном обмене любезностями. Однако, наряду с этим есть и такие способы разрешения конфликтов, которые отравляют жизнь и разрушают даже устойчивые многолетние связи.
Список литературы.
1. Андреев В.И. Конфликтология. М.,
1995.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.,
2000.
3. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта
в западной социальной психологии. // Психологический
журнал. 1980. № 6. т.1.
4. Ершов А.А. Психология соактивности людей.
СПб., 1992.
5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.
/ Уч. пособие. М., 1995.
6. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону,
1998.
7. Радугин А.А. Социология. М., 1995.
8. Фролов С.С. Социология. М., 1996.
Информация о работе Социальные конфликты: сущность, структура и функции