Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 05:48, реферат

Описание работы

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Работа содержит 1 файл

Социальные институты.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

Социальные институты 

Общество формируется  из системы социальных институтов и  представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его  целостность как социальной системы. 

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности. 

Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные  комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в  определенных ситуациях), а также  органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества. 

Все элементы общества связаны между собой общественными  отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности. 

В процессе развития общества некоторые связи могут  отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в  дальнейшем повторяются из поколения  в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество. 

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании  общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе. 

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

удовлетворение  потребностей общества;

регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются). 

Потребности, которые  удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.). 

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования. 

Структуру социального  института образуют:

социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;

совокупность  норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;

система символов, регулирующих отношения в экономической  сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);

идеологические  обоснования деятельности социального  института;

социальные ресурсы, используемые в деятельности института. 

К признакам  социального института относятся:

совокупность  учреждений, социальных групп, целью  которых является удовлетворение тех  или иных потребностей общества;

система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

система поведения  в соответствии с этими нормами и образцами;

материальные  и человеческие ресурсы, необходимые  для решения задач;

общественно признанная миссия, цель, идеология. 

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального  образования. Оно включает в себя:

преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;

нормы поведения  студентов, отношение общества к  системе профессионального образования;

сложившуюся практику отношений между преподавателями  и студентами;

здания, аудитории, учебные пособия;

миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием. 

В соответствии со сферами общественной жизни можно  выделить четыре основные группы институтов:

экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;

политические  институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское  общество;

институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;

институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь. 

Число социальных институтов не ограничивается приведенным  списком. Институты многочисленны  и разнообразны по своим формам и  проявлениям. Крупные институты  могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд — институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья — институты материнства, усыновления и т.д. 

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации. 

Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

Основные социальные институты 

К основным социальным институтам традиционно относят  семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции. 

Семья - важнейший  социальный институт родства, связывающий  индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья  выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д. 

Государство —  основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене). 

Образование —  социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д. 

Церковь - религиозный  институт, сформированный на основе единого  вероисповедания. Члены церкви разделяют  общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч. 

Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций  науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства). 

Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом). 

Все рассмотренные  выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы  к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма  познавательной деятельности или как система знаний; семья — это не только институт, но и малая социальная группа.

Виды социальных институтов 

Деятельность  социального института определяется:

во-первых, набором  специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

во-вторых, интеграцией  социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры  общества;

в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных  предписаний и осуществление социального контроля. 

Важнейшими социальными  институтами являются:

государство и  семья;

экономика и  политика;

производство;

культура и  наука;

воспитание;

СМИ и общественное мнение;

право и образование. 

Социальные институты  способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений, а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности — экономической, политической, духовной и социальной. 

Виды социальных институтов в зависимости от их сферы  деятельности:

реляционные;

регулятивные. 

Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.). 

Регулятивные  институты определяют границы независимости  личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения. 

В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов. 

Эндогенные (или  внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития. 

Экзогенные институты  отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте  налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института. 

Функции социальных институтов 

Предназначение  социальных институтов состоит в  том, чтобы удовлетворять важнейшие  потребности и интересы общества. 

Экономические потребности в обществе удовлетворяет  одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей  деятельностью удовлетворяет разнообразные  потребности, среди которых выделяются витальные (физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении — достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях. 

Информация о работе Социальные институты