Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 05:48, реферат
Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.
Социальные институты
Общество формируется
из системы социальных институтов и
представляет собой сложную совокупность
экономических, политических, правовых,
духовных отношений, обеспечивающих его
целостность как социальной системы.
Социальный институт
в социологической интерпретации рассматривается
как исторически сложившиеся, устойчивые
формы организации совместной деятельности
людей; в более узком смысле — это организованная
система социальных связей и норм, призванная
удовлетворить основные потребности общества,
социальных групп и личности.
Социальные институты
(insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные
комплексы (ценности, правила, нормы, установки,
образцы, стандарты поведения в
определенных ситуациях), а также
органы и организации, обеспечивающие
их реализацию и утверждение в жизни общества.
Все элементы общества
связаны между собой
В процессе развития
общества некоторые связи могут
отмирать, некоторые — появляться.
Связи, которые доказали свою пользу
для общества, упорядочиваются, становятся
общезначимыми образцами и в
дальнейшем повторяются из поколения
в поколение. Чем стабильнее эти полезные
для общества связи, тем устойчивее само
общество.
Социальными институтами
(от лат. institutum — устройство) называются
элементы общества, представляющие стабильные
формы организации и
Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:
удовлетворение потребностей общества;
регуляция социальных
процессов (в ходе которых обычно
эти потребности
Потребности, которые
удовлетворяются социальными
Процесс удовлетворения
потребностей (скажем, потребление товаров)
может институционально регулироваться.
Например, существуют правовые ограничения
на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя,
табака). Процесс удовлетворения потребности
общества в образовании регулируется
институтами начального, среднего, высшего
образования.
Структуру социального института образуют:
социальные группы
и социальные организации, призванные
удовлетворять потребности
совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
идеологические обоснования деятельности социального института;
социальные ресурсы,
используемые в деятельности института.
К признакам
социального института
совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
общественно признанная
миссия, цель, идеология.
Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:
преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;
нормы поведения
студентов, отношение общества к
системе профессионального
сложившуюся практику
отношений между
здания, аудитории, учебные пособия;
миссию — удовлетворение
потребности общества в хороших специалистах
со средним профессиональным образованием.
В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:
экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;
политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;
институты культуры
— школа, высшая школа, среднее профессиональное
образование, театры, музеи, клубы, библиотеки,
церковь, монашество, исповедь.
Число социальных
институтов не ограничивается приведенным
списком. Институты многочисленны
и разнообразны по своим формам и
проявлениям. Крупные институты
могут включать в себя институты
более низкого уровня. Например, институт
образования включает в себя институты
начальной, профессиональной и высшей
школы; суд — институты адвокатуры, прокуратуры,
судейства; семья — институты материнства,
усыновления и т.д.
Поскольку общество
представляет собой динамичную систему,
одни институты могут исчезать (например,
институт рабства), а другие — появляться
(институт рекламы или институт гражданского
общества). Формирование социального института
называется процессом институционализации.
Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.
Основные социальные
институты
К основным социальным
институтам традиционно относят
семью, государство, образование, церковь,
науку, право. Ниже дана краткая характеристика
этих институтов и представлены их основные
функции.
Семья - важнейший
социальный институт родства, связывающий
индивидов общностью быта и взаимной
моральной ответственностью. Семья
выполняет ряд функций: экономическую
(ведение хозяйства), репродуктивную (рождение
детей), воспитательную (передача ценностей,
норм, образцов) и т.д.
Государство —
основной политический институт, осуществляющий
управление обществом и обеспечивающий
его безопасность. Государство выполняет
внутренние функции, среди которых хозяйственная
(регулирование экономики), стабилизационная
(поддержание стабильности в обществе),
координационная (обеспечение общественного
согласия), обеспечения защиты населения
(защита прав, законности, социальное обеспечение)
и многие другие. Существуют и внешние
функции: обороны (в случае войны) и международного
сотрудничества (для защиты интересов
страны на международной арене).
Образование —
социальный институт культуры, обеспечивающий
воспроизводство и развитие общества
путем организованной передачи социального
опыта в виде знаний, умений, навыков. К
основным функциям образования относят
адаптационную (подготовку к жизни и труду
в обществе), профессиональную (обучение
специалистов), гражданскую (подготовку-
гражданина), обще культурную (приобщение
к культурным ценностям), гуманистическую
(раскрытие личностного потенциала) и
т.д.
Церковь - религиозный
институт, сформированный на основе единого
вероисповедания. Члены церкви разделяют
общие нормы, догматы, правила поведения
и делятся на священство и мирян. Церковь
выполняет такие функции: мировоззренческую
(определяет взгляды на мир), компенсаторную
(предлагает утешение и примирение), интегрирующую
(объединяет верующих), общекультурную
(приобщает к культурным ценностям) и проч.
Наука — особый
социокультурный институт по производству
объективных знаний. В числе функций
науки — познавательная (способствует
познанию мира), объяснительная (интерпретирует
знания), мировоззренческая (определяет
взгляды на мир), прогностическая (выстраивает
прогнозы), социальная (изменяет общество)
и производительная (определяет процесс
производства).
Право — социальный
институт, система общеобязательных
норм и отношений, охраняемых государством.
Государство при помощи права регулирует
поведение людей и социальных групп, закрепляя
определенные отношения в качестве обязательных.
Основные функции права: регулятивная
(регулирует общественные отношения) и
охранительная (охраняет те отношения,
которые полезны для общества в целом).
Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья — это не только институт, но и малая социальная группа.
Виды социальных
институтов
Деятельность
социального института
во-первых, набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;
во-вторых, интеграцией
социального института в
в-третьих, наличием
материальных средств и условий,
обеспечивающих успешное выполнение нормативных
предписаний и осуществление социального
контроля.
Важнейшими социальными институтами являются:
государство и семья;
экономика и политика;
производство;
культура и наука;
воспитание;
СМИ и общественное мнение;
право и образование.
Социальные институты
способствуют закреплению и воспроизводству
тех или иных особо важных для общества
социальных отношений, а также устойчивости
системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности
— экономической, политической, духовной
и социальной.
Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности:
реляционные;
регулятивные.
Реляционные институты
(например, страхование, труд, производство)
определяют ролевую структуру общества
на основании определенного набора
признаков. Объектами этих социальных
институтов являются ролевые группы (страхователей
и страховщиков, производителей и наемных
работников и т.д.).
Регулятивные
институты определяют границы независимости
личности (се независимых действий)
для достижения собственных целей.
К этой группе относятся институты
государства, власти, социальной защиты,
бизнеса, здравоохранения.
В процессе развития
социальный институт экономики меняет
свою форму и может относиться
к группе либо эндогенных, либо экзогенных
институтов.
Эндогенные (или
внутренние) социальные институты характеризуют
состояние морального устаревания института,
требующее его реорганизации или углубленной
специализации деятельности, например
институты кредита, денег, устаревающие
со временем и нуждающиеся во внедрении
новых форм развития.
Экзогенные институты
отражают действие на социальный институт
внешних факторов, элементов культуры
или характера личности руководителя
(лидера) организации, например изменения,
происходящие в социальном институте
налогов под влиянием уровня налоговой
культуры налогоплательщиков, уровня
деловой и профессиональной культуры
руководителей этого социального института.
Функции социальных
институтов
Предназначение
социальных институтов состоит в
том, чтобы удовлетворять важнейшие
потребности и интересы общества.
Экономические
потребности в обществе удовлетворяет
одновременно несколько социальных
институтов, причем каждый институт своей
деятельностью удовлетворяет