Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:10, реферат

Описание работы

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 58.72 Кб (Скачать)

Динамика социальных институтов. 

     Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса: 

      1. Жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения; 

      2. Функционирование зрелого института, т. е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций; 

      3. Эволюция института - изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций. 

     В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга: 

      1. Зарождение организации. 

      2. Период эффективности, когда институт достигает полной зрелости. 

      3. Период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью). 

      4. Период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый. 

     Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные -- сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др. 

     Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества. 

     Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры - кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение - социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение - это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции. 

Заключение. 

     Итак, подытожим все вышесказанное и скажем, что социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т. д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т. п. Социальный институт - это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Информация о работе Социальные институты