Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:10, реферат
Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место.
Динамика
социальных институтов.
Под динамикой
социальных институтов понимают три взаимосвязанных
процесса:
1.
Жизненный цикл института от момента появления
до его исчезновения;
2.
Функционирование зрелого института,
т. е. выполнение явных и латентных функций,
появление и продолжение дисфункций;
3.
Эволюция института - изменение вида, формы
и содержания в историческом времени,
возникновение новых и отмирание старых
функций.
В жизненном
цикле института как социальной организации
выделяют несколько стадий, которые качественно
отличаются друг от друга:
1.
Зарождение организации.
2.
Период эффективности, когда институт
достигает полной зрелости.
3.
Период формализации (правила перестают
быть средством, регулирующим деятельность,
и становятся самоцелью).
4.
Период дезорганизации, когда институт
прежнюю гибкость и жизнеспособность.
После этого институт ликвидируется или
реорганизуется в новый.
Помимо
жизненного цикла института и его исторической
эволюции, в понятие «динамика институтов» необходимо
включать взаимодействие институтов,
принимающие самые разные формы, в том
числе две основные -- сотрудничество и
конкуренцию. Если институт производства
успешно справляется со своей функцией,
экономика процветает, доходы населения
растут, то из государственного бюджета
больше, чем прежде, поступает средств
на развитие других институтов: образования,
науки, культуры, социальной помощи и др.
Поскольку
образование, культура и наука остаются
самыми престижными и одновременно самыми
бедными институтами общества, то представители
других институтов борются между собой
за право диктовать им свою волю. Политики,
фонды, благотворительные организации,
партии выступают в роли спонсоров, промышленные
корпорации подбирают себе кадры чуть
ли не со школьной скамьи, проводя рекламные
кампании и организуя профессиональную
ориентацию школьников и студентов. В
итоге институт образования становится
ареной состязаний между другими институтами
общества.
Институциональная
конкуренция может существовать в рамках
одной и той же сферы общества, между родственными
институтами. Например, в культуре подчас
идет непримиримая борьба. Институт телевидения
отбирает аудиторию как минимум у трех
институтов культуры - кино, театра и чтения.
Телевидение, киностудия и театр представляют
собой разновидность социальной организации,
а чтение - социальной практики. У первых
есть свои органы управления, статьи финансирования,
кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение
- это коллективная привычка образованных
людей получать информацию, сопереживая
событиям и анализируя информацию. Хотя
они все разные, между ними могут существовать
отношения не только взаимодополнения,
но и взаимной конкуренции.
Заключение.
Итак, подытожим все вышесказанное и скажем, что социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т. д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т. п. Социальный институт - это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.