Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:42, реферат
Жизнь людей в обществе всегда имеет институциональный характер, т. е. регулируемый, упорядоченный, формируемый, ограничивающий и т. д. В трудах древнегреческого философа Аристотеля рассматриваются два социальных института – семья и государство. С тех пор понятие социального института расширилось и сегодня включает в себя различные стороны: экономические, политические, образовательные, воспитательные, военные и другие учреждения и организации. Люди конструируют, формируют социальные институты, следуя своим проектам. В конечном счете, институты приобретают собственную жизнь, развертывающуюся по их собственной логике, подчиняя ей создавших эти институты людей.
Социальные
институты
Введение. Жизнь людей в обществе всегда имеет институциональный характер, т. е. регулируемый, упорядоченный, формируемый, ограничивающий и т. д. В трудах древнегреческого философа Аристотеля рассматриваются два социальных института – семья и государство. С тех пор понятие социального института расширилось и сегодня включает в себя различные стороны: экономические, политические, образовательные, воспитательные, военные и другие учреждения и организации. Люди конструируют, формируют социальные институты, следуя своим проектам. В конечном счете, институты приобретают собственную жизнь, развертывающуюся по их собственной логике, подчиняя ей создавших эти институты людей. Понятие «институт». Социальный институт (от лат. Institutum – устройство, установление) – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов. Понятие «институт» было заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали для характеристики определенного комплекса юридических норм. Институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т. д. В социологии термин «институт» сохранил смысловую окраску, связанную с нормативной регуляцией деятельности, однако приобрел значительно более широкое толкование как обозначение некого особого типа устойчивой регламентации социальных связей и различных, более или менее организованных, форм социального регулирования поведения субъектов. Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы. Институциональной анализ социальной жизни предполагает изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение. Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей, таких как потребность в производстве продуктов и услуг, потребность в распределении благ и привилегий, потребность в безопасности, защите жизни и благополучия, потребность в социальном контроле за поведением членов общества, потребность в коммуникации и т. д. К числу основных институтов относятся: экономические (разделение труда, собственность, налоги и др.); политические (государство, армия, партии и др.); воспитательные и культурные, созданные для развития культуры, социализации детей, передачи им культурных ценностей общества (институты брака и семьи; школы, художественные учреждения); социальные или общественные в узком смысле, регулирующие повседневные контакты (местные общества, товарищества, объединения); религиозные и др. Чем сложнее общество, тем больше развита система институтов. История эволюции институтов подчиняется следующей закономерности: от институтов традиционного общества, основанных на предписанных ритуалам и обычаем правилах поведения и родственных связях, к современным институтам, основанным на таких ценностях, как компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность, относительно независимых от моральных предписаний. К числу основных признаков социальных институтов относятся: Символы – образы, представления об институте, отражающие в концентрированном виде его специфические черты; Основные роли – образы поведения; Физические черты – материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы); Кодексы поведения – способ ролей и осуществление социального контроля. Эти признаки не являются строго нормативно закрепленными. Они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных институтах современного общества. У одних из них (прежде всего формальных, таких как армия, суд и др.) признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других, неформальных либо только возникающих, - менее отчетливо. Всё многообразие социальных институтов можно разделить на два типа: институты-субъекты – это организации разного типа и масштаба (государство, партии, ассоциации, фирмы, церковь и др.); институты-механизмы – это устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы жизни людей (брак, семья, собственность, религия). Элементарной единицей социального института любого типа является акт социального взаимодействия. В идеальной форме он существует как нормативное предписание закона, должностной инструкции, указа и др. Весьма близкими являются категории социального института-субъекта и группы. Однако социальная группа – это совокупность однородных статусных позиций, объединяющихся благодаря этой однородности в социальном поле. Институт отличается от группы гораздо более высоким уровнем интеграции. Четкой границы между группой и институтом нет – любая группа имеет тенденцию к институционализации. Намного ближе
понятия института и Институты делятся на формальные (например, Конституция США) и неформальные (например, советское «телефонное право»). Под неформальными обычно понимают общепринятые условности и этические кодексы поведения. Это обычаи, законы, привычки или нормативные правила, которые являются результатом тесного совместного существования людей. Благодаря им люди легко узнают, чего хотят от них окружающие, и хорошо понимают друг друга. Эти кодексы поведения формирует культура. Под формальными институтами понимаются правила, созданные и поддерживаемые специально уполномоченными людьми (государственными чиновниками). Правила поведения делятся на наследуемые, естественно данные и приобретенные, передаваемые через культуру. Последние, в свою очередь, делятся на личные и социальные, а социальные правила – на неформальные (закрепленными традициями и обычаями и т.д.) и формальные (закрепленные в правовых нормах). Наконец, формальные социальные правила включают частное и общественное (публичное право). Частное право регулирует поведение не только отдельных индивидов, но и негосударственных организаций; в рамках общественного права выделяются правила, ограничивающие деятельность правительства и государства. В социологии существует четыре типа объяснения и обоснования социальных институтов. Согласно теории Дж. Хоманса, это, во-первых, психологический тип объяснения, исходящий из того, что любой социальный институт есть психологическое по своему происхождению образование, устойчивый продукт обмена деятельностью. Во-вторых, - исторический, рассматривающий институты как конечный продукт исторического развития определённой сферы деятельности. Еще два типа объяснений существования институтов, которые преимущественно применяются в структурно-функциональном анализе, Хоманс называет неубедительными. Это структурный тип, когда доказывается, что «каждый институт существует как следствие своих отношений с другими институтами в социальной системе», и функциональный, согласно которому институты существуют, поскольку выполняют определенные функции в обществе. Процесс образования институтов – институционализация – подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают: возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; формирование общих идей; появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок; появление процедур,
связанных с нормами и институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение; установление
системы санкций для материальное и символическое оформление возникшей институциональной структуры. Функции социальных институтов. Социальные институты выполняют в обществе ряд функций, среди которых выделяются явные и латентные. Явные – функции, последствия, деятельности которых носят намеренный характер и осознаются людьми. Они фиксируются и декларируются в кодексах и уставах, конституциях и программах, закрепляются в системе статусов и ролей. Последствия деятельности латентных функций не осознаются участниками и носят ненамеренный характер. К числу основных функций социальных институтов относятся следующие: удовлетворение социальных потребностей; регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения; обеспечение устойчивости социальной жизни; интеграция действий и стремлений индивидов, обеспечивающая внутреннюю сплоченность общности. Социальные отличаются друг от друга своими функциональными качествами: экономические институты (собственность, деньги, банки и т.д.) обеспечивают производство и распределение товаров и услуг, соединяя экономическую жизнь с другими сферами общественной жизни; политические институты (государство, партии, общественные объединения) направлены на завоевание и поддержание политической власти в обществе; социокультурные институты ставят своей целью воспроизводство культурных и социальных ценностей, социализацию индивидов, защиту определённых ценностей; нормативно-ориентирующие институты придают поведению индивидов этическую основу и нравственную аргументацию; нормативно-санкционирующие
институты принудительно церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты регулируют повседневные контакты, определяют порядок и способ повседневных взаимодействий. Нарушение нормативного взаимодействия института с социальной средой называется дисфункцией социального института. Проблема взаимодействия институтов возникает в том случае, если система норм, свойственная одному институту, начинает распространяться на другие сферы социальной жизни. Следствием этого может быть дезорганизация общественной жизни, растущее социальное напряжение, либо уничтожение какого-либо из институтов. Изменения социальных
институтов могут быть вызваны внутренними
и внешними причинами. Первые связаны
с неэффективностью существующих институтов,
с возможным противоречием Проблему для современного общества составляет противоречие между институциональными комплексами государства, одни из которых стремятся к профессионализации своей деятельности, что неизбежно влечет определённую их закрытость, недоступность для окружающих, а другие должны действовать как прямой канал выражения интересов самых разнообразных групп общества. Условия успешного функционирования социальных институтов: четкое определение цели и круга выполняемых действий; рациональное разделение труда и его рациональная организация; деперсонализация действий; конфликтное включение в глобальную систему институтов. Взаимосвязанная система институтов обеспечивает удовлетворение потребностей членов общества, регулирует их поведение и развитие общества в целом. Признаки социальных институтов
Для подготовки
данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.referat.ru/ : |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||