Социальные институты и социальные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:20, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе каждый образованный гражданин обязан иметь хотя бы базовое представление о социологии, политологи и праве. В нашем обществе, как нам представляется, растет потребность в гражданском образовании.

Содержание

Введение 3
1. Социальные институты 5
1.1. Функции, формы и источники развития 7
1.2. Институционализация 8
2. Социальные организации 17
2.1. Организация как элемент социальной структуры 17
2.2. Типология социальных организаций 20
Заключение 26
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Социальные институты и социальные организации. Займогова.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

 

Введение

 

      В современном обществе каждый образованный гражданин обязан иметь хотя бы базовое  представление о  социологии, политологи и праве. В нашем обществе, как нам представляется, растет потребность в гражданском образовании. Оно необходимо каждому, чтобы научиться жить в условиях идеологического плюрализма, уметь отстаивать свою гражданскую позицию, уважать культуру других народов, быть терпимым к другим взглядам, видеть в человеке человека независимо от его национальной принадлежности, политических и эстетических предпочтений, культурных приоритетов, быть активным гражданином демократического государства. Важная роль в решении этой задачи в вузе принадлежит таким дисциплинам как «Социология», «Политология», «Правоведение».

      Социология  – относительно молодая, непрерывно развивающаяся наука. Этим объясняется  множественность подходов к определению  её предмета и сущности как самостоятельной  отрасли научного знания1.

      Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени её объект и предмет менялся и уточнялся, постепенно отделяя социологию от философии. Дело в том, что к середине XIX в. социальное развитие и внутренняя логика эволюции науки об обществе потребовали новых подходов к её определению.

      Социология  возникла в ответ на потребности  формирования гражданского общества. Такое общество утверждает торжество  прав и свобод человека, духовную, экономическую  независимость и автономность гражданина вместо привычного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жёсткой регламентацией всех сфер жизнедеятельности.

      Расширение  прав и свобод человека, увеличение возможности выбора естественным образом  пробуждали интерес человека к знанию основ социальной жизни общества, становлению и развитию социальных процессов, отношений, институтов с целью рационального и эффективного использования приобретённых прав и свобод. Отраслью знания, помогающей глубже и конкретнее познать социальные общности, в которых осуществляется социальное взаимодействие людей, стала социология2.

      Социология, рассматривая проблемы общества и его  культуры, поведения личности в обществе способствует пониманию проблем  культурного релятивизма и разнообразия социокультурных систем, объективной реальности социальной стратификации, влияния процесса социализации на поведение людей и самооценку личности.

      Эти знания обеспечивают более глубокое проникновение  в мир социальных отношений, что дает возможность управлять  человеческим поведением, гасить конфликты, проводить инновации в организациях, развить здоровый скептицизм по отношению к упрощенным объяснениям поведения людей в обществе, увидеть многообразие окружающего нас мира.

 

  1. Социальные  институты
 

      Первым  предложил науке термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820—1903), подробно изучивший и описавший шесть типов социальных институтов.

      Согласно  учению Г. Спенсера, любые социальные институты обеспечивают возможность  членам общества, социальных групп  удовлетворять свои потребности. Это одна из главнейших функций социального института. Кроме того, эти своего рода органы в сложной системе, каковой является общество, упорядочивают социальные отношения, согласуют их, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в одно системное целое — общество, обеспечивая его поступательное прогрессивное развитие. Так полагал Г. Спенсер и его последователи.

      Автор органической теории общества основательно проанализировал функционирование следующих социальных институтов:

  • домашние учреждения (различные виды брака, семьи, положение женщин, положение детей, прошедшее и будущее домашних отношений);
  • обрядовые учреждения (дано понятие обряда вообще, его влияние на жизнь общества, приветствия, формы обращения, титулы, знаки отличия и одежда, отличия классов, прошедшее и будущее обряда);
  • политические учреждения (описан широчайший спектр признаков политических учреждений — политическая организация, интеграция и дифференциация, политические формы и силы, политические главы: вожди, короли и т.п., сложные политические главы, совещательные органы, представительные собрания, министерства, органы местного самоуправления, военная судебная, исполнительная системы, законы, прошедшее и будущее политических учреждений);
  • церковные учреждения (прослежена история становления церкви от идей первобытных людей, знахарей, жрецов, становления церковной иерархии, церковной системы как общественной связи, отношений церкви и государства до прошедшего и будущего церковных учреждений);
  • профессиональные учреждения (анализ деятельности самых различных профессий — врачей и хирургов, танцоров и музыкантов, ораторов и поэтов, актеров и драматургов, биографов, историков, литераторов, судей и законников, ученых и философов, учителей, архитекторов, скульпторов, живописцев и т.д.);
  • промышленные учреждения (рассмотрена сложнейшая гамма вопросов важнейшего социального института общества — экономического).

      Всякий  социальный институт, по Г. Спенсеру, складывается как устойчивая структура «социальных  действий». Профессор Ю.А. Левада в курсе лекций по социологии, вышедшем в 1969 г., феномену «социальный институт» дал следующее определение: это «нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы»1.

      В западной социологии под социальным институтом чаще всего понимают устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.

      Социальные  институты (от лат. Institutumустановление, учреждение)— это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, социальных групп, общества в целом. Социальные институты предопределяют жизнеспособность любого общества. Термин употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте государства, семьи, церкви, образования и т.д.

      Употребляя  термин «социальный институт», чаще всего имеют в виду всякого  рода упорядочение, формализацию общественных связей и отношений, обладание такими чертами, как:

  • постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений;
  • четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связи;
  • регламентация и контроль за этим взаимодействием субъектов;
  • наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов, и т.д.

1.1. Функции, формы и источники развития

 

      В зависимости от сферы действия и  выполняемых функций социальные институты могут подразделяться на: 1) реляционные, определяющие ролевую структуру общества по различным признакам — пол, возраст, образование, вид занятия, способности; 2) регулятивные, определяющие границы независимых по отношению к нормам общества действий индивида для достижения личных целей. Они же определяют санкции, предусмотренные при выходе за эти границы. К таким институтам относятся все механизмы социального контроля.

      Институты могут быть культурными (идеологические, религиозные, связанные с образованием, искусством и т. п.), а так-же интегративными, связанными с социальными ролями, ответственными за удовлетворение потребностей и.интересов социальной общности.

      Социальные  институты, постоянно развиваясь, меняют свои формы. Источниками развития являются эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) факторы.

      Среди экзогенных важнейшими факторами являются воздействия на социальную систему элементов культуры и личностей. Изменения социальных институтов под влиянием развивающихся культурных подсистем обусловлены прежде всего накоплением человечеством новых знаний. Кроме того, большое влияние на эволюцию социальных институтов оказывают изменения в ценностных ориентациях, а также в способах оценки объективной реальности, формирующих мировоззрение конкретной культурной общности.

      Большое влияние на социальный институт, может  оказать выдающаяся личность. Действия таких личностей часто меняют функционирование и даже существование целых социальных институтов (например, Лютер, Петр I, Ленин). В то же время сами социальные институты играют немаловажную роль в формировании мировосприятия и миропонимания индивидов, например, институт семьи, образования и т.п.

      Эндогенные  изменения социальных институтов происходят в основном из-за того, что тот  или иной институт перестает эффективно выполнять свои функции, не достигает  цели, которая стоит перед ним, не способствует реализации потребностей и интересов определенных социальных групп. Придать новый импульс работе социального института можно путем его реорганизации, углубленной специализации, т.е. создать новые, более дифференцированные структуры, которые будут действовать на основе иных норм и предписаний.

    1. Институционализация
 

      Процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений имеет большую  и порой драматическую историю  и называется институционализацией. Этот процесс невозможен без появления соответствующей социальной потребности — материальной, физиологической или духовной. Возникновение определенных социальных потребностей, а также условий для их реализации, удовлетворения — важнейший момент институционализации. Например, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве людей, в воспитании детей, формировании отношений между полами, поколениями, социальной адаптации и т.д.

      История развития социальных институтов —  это, по сути, постепенное превращение  институтов традиционного типа в  современные социальные институты, это касается, например, институтов семьи, права, церкви и т.п. Чем отличаются современные институты от традиционных? Последние, как правило, характеризуются жестко предписанным ритуалом, веками освященными обычаями, а также родственными связями и отношениями. Это хорошо видно на уровне родовых отношений. Род и большесемейная община были ведущими институтами первобытного общества. Уже тогда появились институты, регулирующие отношения между родами, большесемейными общинами, находящимися как бы над этими исторически первыми социальными ячейками. Прежде всего это институты обмена произведенными продуктами, т.е. экономических связей. Затем сформировались и политические институты, которые в функциональном плане преследовали вполне конкретные цели.

      Развиваясь, социальные институты все более  специализировались по функциям; в  зависимости от важности тех или  иных функций некоторые из них  занимали в системе социальных институтов ведущее положение. В жизни общества по мере его развития лидировали те или иные социальные институты: вожди племен, совет старейшин, церковь, государство и т.д. В Новом и Новейшем времени в качестве ведущих выступают институты государства, науки, образования и другие, которые часто перестают зависеть от системы моральных принципов и норм, что в определенной степени ведет к отчуждению личности от общества.

      По  мнению американских социологов, процесс  интенсивной индустриализации общества, начавшийся в США в 30-е годы, привел к значительному повышению роли социальной стратификации, которая взяла на себя ряд социальных функций, традиционно выполняемых семьей. Так, Э. Чэпл и К. Кун писали:

      В процессе ослабления социальных функций, выполняемых институтом семьи, некоторые  вторичные группы (например, профсоюзы) достигли такого уровня взаимодействия, которое равно взаимодействию первичных групп (семьи и других. — Авт.) или даже превосходит их.

      Социологи Т. Парсонс, Р. Бейлз и Ф. Шилз утверждают: ясно, что в более «развитых» обществах  не структуры родства, а социальные институты, такие, как государство, церковь, бизнес, университеты и профессиональные организации, играют решающую роль. Процесс, посредством которого неродственные институты начинают играть первостепенную роль в социальной структуре, неизбежно влечет за собою потерю функций некоторыми или даже всеми институтами родства.

Информация о работе Социальные институты и социальные организации