Социальные институты и организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Социология возникла в ответ на потребности формирования гражданского общества. Такое общество утверждает торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина вместо привычного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жёсткой регламентацией всех сфер жизнедеятельности.

Содержание

Введение 33
1. Понятие «Социальный институт». Институционализация общественной жизни 33
2.Виды и функции социальных институтов 55
3. Основные черты социальной организации 88
4. Формальные и неформальные организации. Бюрократия как социальне явление. 112
Заключение 216
5.Список литературы

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 89.50 Кб (Скачать)
 
Содержание      
Введение      33
1. Понятие «Социальный  институт». Институционализация  общественной жизни      33
2.Виды  и функции социальных  институтов      55
3. Основные черты  социальной организации      88
4. Формальные и неформальные  организации. Бюрократия  как социальне явление.      112
Заключение      216
5.Список литературы      217
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Социальные  институты и организации. 

     Введение

     Социология - относительно молодая, непрерывно развивающаяся  наука. Этим объясняется множественность  подходов к определению её предмета и сущности как самостоятельной отрасли научного знания Волков Ю.Г. Социология. Элементарный курс: Учеб. пособие. М., 2001. с - 27. .

     Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени её объект и предмет менялся и уточнялся, постепенно отделяя социологию от философии. Дело в том, что к середине XIX в. социальное развитие и внутренняя логика эволюции науки об обществе потребовали новых подходов к её определению.

     Социология  возникла в ответ на потребности  формирования гражданского общества. Такое общество утверждает торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина вместо привычного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жёсткой регламентацией всех сфер жизнедеятельности.

     1. Понятие «Социальный  институт». Институционализация  общественной жизни.

     Социальные  институты (от лат. institutum - установление, учреждение) -- это исторически сложившиеся  устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

     Процесс институционализации включает в  себя ряд моментов:

     1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

     2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

     3) Третьим важнейшим элементом  институционализации является организационное  оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.) Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М., 2000. с - 117. .

     Итак, каждый социальный институт характеризуется  наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими  достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

      2. Виды и функции социальных институтов

     Каждый  институт выполняет свою, характерную  для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая "институциональная школа". Представители институциональной школы в социологии (СЛипсет; Д.Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

     1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим  эту функцию, является семья,  но к ней причастны и другие  социальные институты, такие,  как государство.

     2) Социализация -- передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

     3) Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти.

     4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций Кравченко А.И. Общая социология: Пособие для вузов. М., 2001. с - 96. .

     Социальные  институты отличаются друг от друга  своими функциональными качествами:

     1) Экономическо-социальные институты -собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

     2) Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

     3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

     4) Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

     5) Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

     6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные  институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений. Кравченко А.И. Общая социология: Пособие для вузов. М., 2001. с - 106.

     Одним из явных выражений дисфункции социального  института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

     Исследователи выделяют две формы существования  социальных институтов: простую и сложную. Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института Сальников В.П. Социология С-пб 2001. с - 81. .

     3. Основные черты социальной организации

     Как справедливо подметил американский социолог Нейл Смелзер, нас окружают организации, они повсюду. Ибо большинство  из нас начинает свою жизнь в организации - родильном доме. Потом мы попадаем в другие организации - ясли, детский сад, школу. Став взрослым, человек поступает на работу в одну из организаций и постоянно сталкивается с другими организациями - торговыми фирмами, банками, армией, милицией, налоговой инспекцией и другими. Старость неизбежно знакомит нас с организациями системы социального обеспечения и здравоохранения, при этом, кто-то может оказаться в больнице или в доме для престарелых. Даже после смерти организации не оставляют человека на произвол судьбы. Им занимаются похоронные бюро, страховые агентства, банки, юридические конторы и суды, где наследники улаживают дела покойного.

     Организации возникли сравнительно недавно. В менее  развитых обществах забота о здоровье, обучение, оказание помощи пожилым  и т.д. осуществлялись в семье  или членами общины. Но поскольку в индустриальных странах жизнь существенно усложняется, то и возникает потребность в создании множества организаций. Не удивительно, что в течение многих десятилетий, организации, как объект исследования, постоянно привлекали к себе внимание ученых и практиков, представителей самых разных областей знаний. Среди социологов, изучением организаций занимались, в частности, такие исследователи, имеющие мировую известность, как М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон, П.Блау, Д.Скотт, М.Крозье и другие. Из российских ученых, внесших наибольший вклад в разработку проблем теории организаций, можно назвать Г.В.Осипова, Н.И.Лапина и А.И.Пригожина.

     Известный американский исследователь организаций  Амитай Этциони утверждал, что организации - это социальные объединения, сознательно конструируемые и реконструируемые для достижения специфических целей, характеризуемые сознательным членством в организации и сознательными действиями ее членов. Другие американские социологи - П.Блау и У.Скотт были убеждены в том, что основной характеристикой организации является ее формализация: для достижения специфических целей всякая организация должна обладать формальной структурой.

     Приведенные суждения позволяют выделить две  специфические черты, отличающие организации  от других видов социальных групп.

     Во-первых, организации - это, прежде всего, социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических  целей. Каждая из организаций целесообразна  в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы  для достижения общего для нее результата во вполне определенной области человеческой деятельности. Так, предприятие существует для обеспечения выпуска конкретной продукции, политическая партия - для реализации политической программы, больница - для лечения больных.

Информация о работе Социальные институты и организации