Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:46, реферат
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.
Введение.................................................................................................................
1. Понятие «социальный институт»......................................................................
2. Типология социальных институтов.................................................................
3. Функции социальных институтов..................................................................
Заключение............................................................................................................
Список литературы...............................................................................................
Если
институт помимо пользы приносит обществу
вред, то такое действие называют дисфункцией.
Об институте говорят, что он обладает
дисфункцией, когда некоторые из последствий
его деятельности препятствуют осуществлению
другой социальной деятельности или другого
института. Или, как определяет дисфункцию
один из социологических словарей, это
«любая социальная деятельность, вносящая
негативный вклад в поддержание эффективной
деятельности социальной системы».
К примеру, экономические институты по
мере своего развития предъявляют более
более повышенные требования к тем социальным
функциям, которые должны выполнять институт
образования.
Так функции превращаются в дисфункции,
плюс – в минус.
Поэтому деятельность социального института
рассматривается как функция, если она
способствует сохранению стабильности
и интеграции общества.
Функции
и дисфункции социальных институтов
бывают явными, если они отчетливо
выражены, всеми сознаются и вполне
очевидны, либо латентными, если они
скрыты и остаются неосознанными
для участников социальной системы.
Явные функции институтов являются ожидаемыми
и необходимыми. Они формируются и декларируются
в кодексах и закреплены в системе статусов
и ролей.
Латентные функции выступают непреднамеренным
результатом деятельности институтов
или лиц, представляющих их.
Явные функции свидетельствуют о том,
чего хотели добиться люди в рамках того
или иного института, а латентное – о том,
что из этого получилось.
К явным функциям школы как института
образования относятся приобретение грамотности
и аттестата зрелости, подготовка к вузу,
обучение профессиональным ролям, усвоение
базисных ценностей общества. Но у института
школы есть также и скрытые функции: приобретение
определенного социального статуса, который
позволит взобраться выпускнику на ступеньку
выше неграмотного сверстника, завязывание
прочных дружеских школьных связей, поддержка
выпускников в момент их вступления на
рынок труда.
Не говоря уже о целом ряде таких латентных
функций , как формирование взаимодействия
классной комнаты, скрытого учебного плана
и ученических субкультур.
Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями
института высшего образования можно
считать подготовку молодежи к освоению
различных специальных ролей и усвоение
господствующих в обществе ценностных
стандартов, морали и идеологии, а неявными
– закрепление социального неравенства
между имеющими высшее образование и не
имеющими такового.
Заключение
Социальные
институты появляются в обществе
как крупные непланируемые
Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов.
Одновременно
начинает складываться система социальных
статусов и ролей.
Итак, институт - это своеобразная форма
человеческой деятельности, основанной
на четко разработанной идеологии, системе
правил и норм, а также развитом социальном
контроле за их исполнением. Институциональная
деятельность осуществляется людьми,
организованными в группы или ассоциации,
где проведено разделение на статусы и
роли в соответствии с потребностями данной
социальной группы или общества в целом.
Институты, таким образом, поддерживают
социальные структуры и порядок в обществе.
Список
литературы
Информация о работе Социальные институты и их роль в обществе