Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:42, реферат
Современное гражданское общество является сферой, не относящейся к политической и правовой организации государственной власти.
Введение……………………………………………………………………………………………….…3
1. Социальные движения………………………………………………………….........................3
2. Возникновение социальных движений………………………………………………………..…4
3. Типы социальных движений………………………………………………………………………….5
3.1. Общие социальные движения………………………………………………......................5
3.2. Специфические социальные движения……………………………………………………….5
3.3. Политические движения……………………………………………………………………….……6
3.4. Экспрессивные движения…………………………………………………………………………..7
3.5. Революционные движения…………………………………………………........................7
3.6. Реформистские движения…………………………………………………………………………..8
3.7. Оппозиционные движения…………………………………………………........................8
3.8. Молодежные движения……………………………………………………………………………...8
3.9. Феминистские движения………………………………………………………………………….…9
3.10. Религиозные социальные движения………………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………………………………………...11
Список использованной литературы…………………………………………….....................12
Приведенные особенности показывают,
что достаточно развившееся и оформившееся
специфическое С.Д., постепенно обрастая
системой упорядоченных статусов и ролей,
устоявшихся норм и правил поведения,
формализованной структурой, фактически
достигает стадии социальной организации,
а в случае успешного решения поставленных
задач становится социальным институтом,
как это случилось, например, с развитием
коммунистического движения в царской
России, а затем и в Советском Союзе.
3.3. Политические движения.
В тех случаях, когда массовые действия направлены на завоевание, укрепление или ниспровержение политической власти, существующего политического режима, государственных органов или выражаются в требованиях, обращенных к государству и другим властным органам, специфические С.Д. приобретают характер движений политических. Чрезвычайное многообразие политических движений, вызывающих их причин, а также вовлекаемых в них социальных групп, слоев, классов лишает понятие "политические движения" аналитической строгости. Этот тип движений может классифицироваться, исходя из состава основной массы участников (крестьянские, пролетарские, феминистские и др.); мотивации (религиозные, социокультурные); целей (движения сопротивления, национально-освободительные и др.); особенностей субъективно принятой или объективно сложившейся стратегии (революционные, реформистские и др.); тактики действий (экстремистские, легалистские, гражданского неповиновения и т.п.)
Цели, ценности, программы действий
политических движений возникают, как правило,
не на пустом месте, а в той или иной степени соотносятся
с существующими в данной стране или регионе
политическими традициями. Это связано
с тем, что политические движения возникают
в определенных национальных или региональных
политических культурах в ответ на новые
социальные и политические проблемы, возникающие
на определенных этапах развития общества.
Так, рождаются сначала либеральные, консервативные,
фашистские и иные движения, а на более
поздних этапах общественного развития
(скажем, в современных социально-политических
условиях) появляются неолиберальные,
неоконсервативные, неофашистские движения.
В условиях кризисного развития тех или
иных стран, порождающего массовое недовольство
существующей экономической, социально-политической,
культурной ситуацией, появляются и пользуются
определенной популярностью различного
рода популистские движения, характеризующиеся
широким декларированием обещаний, далеко
не всегда выполняемых при существующих
экономических и политических условиях.
3.4. Экспрессивные движения.
Экспрессивные движения - более или менее массовые движения людей, которые более или менее отчетливо понимают непривлекательность и порочность существующей социальной действительности, но стремятся модифицировать, изменить не ее, а свое отношение к ней. Посредством мечтаний, видений, ритуалов, иных, чем господствующие в обществе, норм и образцов культуры (субкультуры), других форм эмоциональной экспрессии они находят долгожданное эмоциональное облегчение, что делает их жизнь приемлемой и терпимой. Именно такой характер имели мистерии (массовые ритуальные и театрализированные, в том числе религиозно окрашенные, действия людей в Древнем Египте, Греции и Риме, в Персии и Индии). Участники таких мистерий совершали сложные ритуалы, массовые танцы и песнопения, слушали прорицателей и магов, создавали и распространяли мистические учения, чтобы отделиться и отдалиться от несовершенной и порочной, с их точки зрения, жизни общества.
В современных условиях
экспрессивные движения наиболее распространены
и ярко выражены в молодежной среде. Разнообразными
проявлениями таких процессов являются
движения хиппи, рокеров, люберов, митьков
и др. молодежных групп, которые стремятся
создать собственную субкультуру и дистанцироваться
от чуждого, нелюбимого и презираемого
ими общества с его, согласно их взглядам,
античеловечной и репрессивной культурой.
3.5. Революционные движения.
Революционные
движения - массовые действия, направленные
на глубокое и полное изменение существующей
социальной действительности, структуры,
функций и содержания деятельности большинства
или многих социальных институтов - государства,
суда, системы образования и др. Таким
образом, революционные движения стремятся
разрушить существующую социальную систему,
свергнуть свойственный ей социальный
порядок и структуру власти и установить
новый социальный порядок, новую систему
власти, коренным образом отличающуюся
от прежней. Чаще всего революционные
движения успешно развиваются там, где
социальные реформы затруднены или блокируются
в такой степени, что единственным способом
искоренения пороков существующей социально-политической
системы становится ее революционное,
чаще всего насильственное ниспровержение.
Именно данной особенностью обусловлено
слабое развитие коммунистических движений
в таких социально благополучных и традиционно
демократических странах, широко проводящих
различные реформы, как Швеция, Швейцария,
Бельгия, Голландия, но сильное развитие
их в таких странах, где социальные реформы
неэффективны, где широко распространены
социально-политические конфликты, где
сильны традиции революционных движений
- во Франции, Италии, России, других странах,
возникших в постсоветском социально-политическом
пространстве.
3.6. Реформистские движения.
Реформистские движения - массовые политические действия, ориентированные не на революционные ниспровержения существующих социально-политических порядков, а на изменение и совершенствование существующей системы посредством проведения различных реформ. Для возникновения реформистских движений необходимо наличие ряда специфических условий. Среди них самое важное значение имеют: а) участники этих движений должны позитивно относиться к существующим в данной системе социально-политическим порядкам; б) они должны располагать институциональными (т.е. допускаемыми государством, правящей партией, действующим в обществе законодательством и др.) возможностями высказывать свои мнения и осуществлять активные действия в поддержку намечаемых реформ; в) граждане данной страны должны обладать широким набором политических прав и иметь возможность свободно и безболезненно подвергать критике функционирующие в обществе социальные институты, требовать реформирования содержания и форм их деятельности.
Такие движения не могут развиваться в
условиях господства тоталитарного политического режима,
при котором попытка любых социальных изменений
расценивается как угроза существующей
системе власти. Как правило, к числу реформистских
относятся социал-демократические движения
в Германии, Швеции, Франции, других странах
Западной Европы, а также возникшие в последние
годы (после развала СССР) подобного рода
движения в Беларуси, России, других странах
СНГ.
3.7. Оппозиционные движения.
Оппозиционные
движения - более или менее массовые
действия, в которых участвуют люди, которые
не удовлетворены тем, что социальные
изменения в обществе протекают слишком
быстро либо, напротив, слишком медленно
и непоследовательно. Подобного рода движения
возникают, как правило, за революционными
или реформистскими движениями и представляют
из себя оппозицию по отношению к ним.
Так, проведение реформ в постсоветских
Беларуси, России, других странах СНГ привело
к возникновению множества оппозиционных
движений (движение потребителей, движение
обманутых вкладчиков и др.), которые включают
людей, не находящих достойного, по их
мнению, места в реформируемом обществе
или утративших права, привилегии или
имущество в процессе проведения таких
реформ.
3.8. Молодежные движения.
Молодежные движения - массовые действия, в которые включены молодые люди, выступающие за создание для них условий достойной жизни, автономии, свободы выбора профессии, места жительства, образа и стиля жизни. В развитии молодежных движений отчетливо выделяются два существенно различных этапа. Лидеры молодежных движений - в основном студенческих 1960-х - выдвигали грандиозные крупномасштабные планы коренного изменения общества посредством ниспровержения его устоев и структур. Так, массовые студенческие выступления весной 1968 во Франции проходили под лозунгом "трех М" (идеи Маркса, Мао Цзэдуна и Маркузе - лидера леворадикалистской тенденции в социологии и политике) и реализовались преимущественно в формах политического протеста против существующего строя. Лейтмотивом этих массовых молодежных выступлений были революционные идеи, оптимизм и надежда на лучшее будущее.
Совершенно иную политическую окраску приобретает большинство молодежных движений 1980-1990-х. О каком-либо фундаментальном изменении общественного строя речь уже не идет, ныне главная цель молодежных инициатив - лозунг "оставьте нас в покое". Все чаще возникают требования о создании специальных молодежных центров, где бы молодые люди могли жить своей собственной жизнью: тусоваться, дискутировать, танцевать, рисовать, прослушивать музыкальные записи и т.п. Решающее ключевое слово в требованиях сторонников этих движений "автономия", а в многочисленных надписях в публичных местах почти по всей Европе довольно часто встречается буква "А", которая как раз и обозначает автономию. Буква "А" означает также итальянское amore (любовь) и выражает потребность молодых людей жить в своих общинах, которые им представляются более гуманными, чем холодный, жесткий, порой жестокий внешний социальный мир.
Требования автономии и самоуправления
в молодежных центрах, как правило, не разделяются широкой
3.9. Феминистские движения.
Феминистские (женские) движения представляют собой массовые действия за уравнение женщин в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства. Начало возникновения этих движений восходит к эпохе буржуазных революций во Франции, Англии и США. Для первого этапа развития феминистских движений, возникшего в 18 в. и переживающего пик своего подъема в конце 19 в., характерна весьма узкая трактовка социального равенства женщин, понимаемого только в качестве правового равенства, что нашло яркое воплощение в суфражистском (от англ. suffrage - избирательное право) движении во второй половине 19 - начале 20 вв. в Великобритании, США и ряде других стран.
Новый этап феминистских
движений начинается в конце 1960-х - начале
1970-х под новым названием
Консервативное направление в феминистских движениях опирается на фрейдистские концепции, которые преувеличивают материнскую функцию женщины и отрицают наличие какой-либо дискриминации женщин со стороны государства. Сторонники этого направления обусловливают социальное положение женщины ее биологической сущностью и утверждают, что ее основная задача - рождение и воспитание детей, а участие в производственной и общественно-политической жизни не должно входить в круг ее интересов и жизнедеятельности.
Иные позиции отстаивают
сторонники либерально-
Наиболее резкие и жесткие требования
к властным структурам предъявляют поборники радикал
3.10. Религиозные социальные движения.
Широко распространены
в обществе религиозные
С.Д. Некоторые из них существуют на
протяжении длительного исторического
периода, другие возникли сравнительно
недавно, третьи зарождаются буквально
на наших глазах. Две последних категории
получили в мировой социологии наименование
новых религиозных движений. Одним из
самых распространенных среди них является
Международное товарищество сознания
Кришны, проповедующее один из вариантов
старейшей монотеистической религии мира
- вишнаизм (или индуизм) и возникшее в
1965 в Соединенных Штатах Америки. Главными
целями своей деятельности кришнаистские
организации, действующие во многих странах
мира, в том числе и в Беларуси, ставят
углубление духовных знаний, формирование
братства душ, общим отцом которых является
Кришна, отыскание абсолютной истины в
старейших святых текстах мира - Ведах,
создание альтернативных образцов поведения
по отношению к хаотическому и потребительскому
сообществу, господствующему сегодня
в мире, а также почитание Бога Кришны
и распространение знаний о нем среди
всех тех, кто стремится к таким знаниям.