Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:43, реферат
Определение СД. отличие СД от социальных институтов, социальных организаций. Возникновение СД. Разновидности СД,
Введение………………………..………………………………………………….3
1. Социальные движения……………………………………………………......5
2. Возникновение социальных движений………………………………………7
3. Типы социальных движений………………………………………………….9
3.1. Общие социальные движения…………………………………….………...9
3.2. Специфические социальные движения………………………………….10
3.3. Политические движения…………………………………………………12
3.4. Экспрессивные движения………………………………………………….13
3.5. Революционные движения………………………………………………...14
3.6. Реформистские движения………………………………………………….15
3.7. Оппозиционные движения………………………………………………...16
3.8. Молодежные движения…………………………………………………….16
3.9. Феминистские движения…………………………………………………..17
3.10. Религиозные социальные движения……………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………….....22
3.3. Политические движения.
В тех случаях, когда массовые действия направлены на завоевание, укрепление или ниспровержение политической власти, существующего политического режима, государственных органов или выражаются в требованиях, обращенных к государству и другим властным органам, специфические социальные движения приобретают характер движений политических. Чрезвычайное многообразие политических движений, вызывающих их причин, а также вовлекаемых в них социальных групп, слоев, классов лишает понятие "политические движения" аналитической строгости. Этот тип движений может классифицироваться, исходя из состава основной массы участников (крестьянские, пролетарские, феминистские и др.); мотивации (религиозные, социокультурные); целей (движения сопротивления, национально-освободительные и др.); особенностей субъективно принятой или объективно сложившейся стратегии (революционные, реформистские и др.); тактики действий (экстремистские, легалистские, гражданского неповиновения и т.п.)
Цели, ценности, программы действий политических движений возникают, как правило, не на пустом месте, а в той или иной степени соотносятся с существующими в данной стране или регионе политическими традициями. Это связано с тем, что политические движения возникают в определенных национальных или региональных политических культурах в ответ на новые социальные и политические проблемы, возникающие на определенных этапах развития общества. Так, рождаются сначала либеральные, консервативные, фашистские и иные движения, а на более поздних этапах общественного развития (скажем, в современных социально-политических условиях) появляются неолиберальные, неоконсервативные, неофашистские движения. В условиях кризисного развития тех или иных стран, порождающего массовое недовольство существующей экономической, социально-политической, культурной ситуацией, появляются и пользуются определенной популярностью различного рода популистские движения, характеризующиеся широким декларированием обещаний, далеко не всегда выполняемых при существующих экономических и политических условиях.
3.4. Экспрессивные движения.
Экспрессивные движения - более или менее массовые движения людей, которые более или менее отчетливо понимают непривлекательность и порочность существующей социальной действительности, но стремятся модифицировать, изменить не ее, а свое отношение к ней. Посредством мечтаний, видений, ритуалов, иных, чем господствующие в обществе, норм и образцов культуры (субкультуры), других форм эмоциональной экспрессии они находят долгожданное эмоциональное облегчение, что делает их жизнь приемлемой и терпимой. Именно такой характер имели мистерии (массовые ритуальные и театрализированные, в том числе религиозно окрашенные, действия людей в Древнем Египте, Греции и Риме, в Персии и Индии). Участники таких мистерий совершали сложные ритуалы, массовые танцы и песнопения, слушали прорицателей и магов, создавали и распространяли мистические учения, чтобы отделиться и отдалиться от несовершенной и порочной, с их точки зрения, жизни общества.
В современных условиях экспрессивные движения наиболее распространены и ярко выражены в молодежной среде. Разнообразными проявлениями таких процессов являются движения хиппи, рокеров, люберов, митьков и др. молодежных групп, которые стремятся создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого, нелюбимого и презираемого ими общества с его, согласно их взглядам, античеловечной и репрессивной культурой.
3.5. Революционные движения.
Революционные
движения - массовые действия, направленные
на глубокое и полное изменение существующей
социальной действительности, структуры,
функций и содержания деятельности большинства
или многих социальных институтов - государства,
суда, системы образования и др. Таким
образом, революционные движения стремятся
разрушить существующую социальную систему,
свергнуть свойственный ей социальный
порядок и структуру власти и установить
новый социальный порядок, новую систему
власти, коренным образом отличающуюся
от прежней. Чаще всего революционные
движения успешно развиваются там, где
социальные реформы затруднены или блокируются
в такой степени, что единственным способом
искоренения пороков существующей социально-политической
системы становится ее революционное,
чаще всего насильственное ниспровержение.
Именно данной особенностью обусловлено
слабое развитие коммунистических движений
в таких социально благополучных и традиционно
демократических странах, широко проводящих
различные реформы, как Швеция, Швейцария,
Бельгия, Голландия, но сильное развитие
их в таких странах, где социальные реформы
неэффективны, где широко распространены
социально-политические конфликты, где
сильны традиции революционных движений
- во Франции, Италии, России, других странах,
возникших в постсоветском социально-политическом
пространстве.
3.6. Реформистские движения.
Реформистские движения - массовые политические действия, ориентированные не на революционные ниспровержения существующих социально-политических порядков, а на изменение и совершенствование существующей системы посредством проведения различных реформ. Для возникновения реформистских движений необходимо наличие ряда специфических условий. Среди них самое важное значение имеют: а) участники этих движений должны позитивно относиться к существующим в данной системе социально-политическим порядкам; б) они должны располагать институциональными (т.е. допускаемыми государством, правящей партией, действующим в обществе законодательством и др.) возможностями высказывать свои мнения и осуществлять активные действия в поддержку намечаемых реформ; в) граждане данной страны должны обладать широким набором политических прав и иметь возможность свободно и безболезненно подвергать критике функционирующие в обществе социальные институты, требовать реформирования содержания и форм их деятельности.
Такие
движения не могут развиваться в условиях
господства тоталитарного политического режима,
при котором попытка любых социальных изменений
расценивается как угроза существующей
системе власти. Как правило, к числу реформистских
относятся социал-демократические движения
в Германии, Швеции, Франции, других странах
Западной Европы, а также возникшие в последние
годы (после развала СССР) подобного рода
движения в Беларуси, России, других странах
СНГ.
3.7. Оппозиционные движения.
Оппозиционные движения - более или менее массовые действия, в которых участвуют люди, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения в обществе протекают слишком быстро либо, напротив, слишком медленно и непоследовательно. Подобного рода движения возникают, как правило, за революционными или реформистскими движениями и представляют из себя оппозицию по отношению к ним. Так, проведение реформ в постсоветских Беларуси, России, других странах СНГ привело к возникновению множества оппозиционных движений (движение потребителей, движение обманутых вкладчиков и др.), которые включают людей, не находящих достойного, по их мнению, места в реформируемом обществе или утративших права, привилегии или имущество в процессе проведения таких реформ.
3.8. Молодежные движения.
Молодежные движения - массовые действия, в которые включены молодые люди, выступающие за создание для них условий достойной жизни, автономии, свободы выбора профессии, места жительства, образа и стиля жизни. В развитии молодежных движений отчетливо выделяются два существенно различных этапа. Лидеры молодежных движений - в основном студенческих 1960-х - выдвигали грандиозные крупномасштабные планы коренного изменения общества посредством ниспровержения его устоев и структур. Так, массовые студенческие выступления весной 1968 во Франции проходили под лозунгом "трех М" (идеи Маркса, Мао Цзэдуна и Маркузе - лидера леворадикалистской тенденции в социологии и политике) и реализовались преимущественно в формах политического протеста против существующего строя. Лейтмотивом этих массовых молодежных выступлений были революционные идеи, оптимизм и надежда на лучшее будущее.
Совершенно иную политическую окраску приобретает большинство молодежных движений 1980-1990-х. О каком-либо фундаментальном изменении общественного строя речь уже не идет, ныне главная цель молодежных инициатив - лозунг "оставьте нас в покое". Все чаще возникают требования о создании специальных молодежных центров, где бы молодые люди могли жить своей собственной жизнью: тусоваться, дискутировать, танцевать, рисовать, прослушивать музыкальные записи и т.п. Решающее ключевое слово в требованиях сторонников этих движений "автономия", а в многочисленных надписях в публичных местах почти по всей Европе довольно часто встречается буква "А", которая как раз и обозначает автономию. Буква "А" означает также итальянское amore (любовь) и выражает потребность молодых людей жить в своих общинах, которые им представляются более гуманными, чем холодный, жесткий, порой жестокий внешний социальный мир.
Требования
автономии и самоуправления в молодежных
центрах, как правило, не разделяются широкой
3.9. Феминистские движения.
Феминистские (женские) движения представляют собой массовые действия за уравнение женщин в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства. Начало возникновения этих движений восходит к эпохе буржуазных революций во Франции, Англии и США. Для первого этапа развития феминистских движений, возникшего в 18 в. и переживающего пик своего подъема в конце 19 в., характерна весьма узкая трактовка социального равенства женщин, понимаемого только в качестве правового равенства, что нашло яркое воплощение в суфражистском (от англ. suffrage - избирательное право) движении во второй половине 19 - начале 20 вв. в Великобритании, США и ряде других стран.
Новый этап феминистских движений начинается в конце 1960-х - начале 1970-х под новым названием неофеминизма, который широко распространен ныне в странах Западной Европы (Германии, Франции, Италии и др.) и в США. В пределах этих движений существуют три основных направления.
Консервативное направление в феминистских движениях опирается на фрейдистские концепции, которые преувеличивают материнскую функцию женщины и отрицают наличие какой-либо дискриминации женщин со стороны государства. Сторонники этого направления обусловливают социальное положение женщины ее биологической сущностью и утверждают, что ее основная задача - рождение и воспитание детей, а участие в производственной и общественно-политической жизни не должно входить в круг ее интересов и жизнедеятельности.
Иные позиции отстаивают сторонники либерально-реформистского течения в феминистских движениях. Они исходят из предположения, что добиться социального равенства женщин с мужчинами вполне возможно в рамках существующего общественного строя посредством проведения социально-экономических, правовых и политических реформ. Отмечая большую социальную значимость и важность материнства и детства, высокую ценность семьи, они вместе с тем выступают за массовое вовлечение женщин в профессиональную, социокультурную и политическую деятельность. Формирование подобных ориентаций обусловлено разрушением патриархальной семьи, изменением традиционной роли женщины в семье и обществе, распространением партнерских ценностных представлений. Причем стремление к созданию ориентированных на современные потребности форм жизнедеятельности проявляется, как правило, в группах более молодых женщин, имеющих высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки. Содержание, формы и методы деятельности женских организаций и общностей данного направления определяются их реформистским характером и направлены на оказание давления на законодательные и исполнительные органы государства, на местное самоуправление.
Наиболее резкие и жесткие требования к властным структурам предъявляют поборники радикального направления в феминистских движениях, которые стали развиваться в конце 1960-х. Они критикуют либералов за умеренные реформистские позиции, предлагают более радикальные меры во имя достижения равноправного положения женщин с мужчинами. Их теоретические представления и программы действий базируются на признании антагонизма полов. Поскольку власть, считают они, сосредоточена по-прежнему в руках мужчин, современное общество, основанное на разделении и противопоставлении людей по половым признакам, является патриархальным и должно быть радикально перестроено. Только осуществление женской революции, направленной на преодоление всевластия мужчин, считают поборники радикального направления в современном феминизме, способно привести к желанному равноправию и свободе женщин, их подлинному, полноценному культурному и социальному развитию.
3.10. Религиозные социальные движения.
Широко
распространены в обществе религиозные
С.Д. Некоторые из них существуют на
протяжении длительного исторического
периода, другие возникли сравнительно
недавно, третьи зарождаются буквально
на наших глазах. Две последних категории
получили в мировой социологии наименование
новых религиозных движений. Одним из
самых распространенных среди них является
Международное товарищество сознания
Кришны, проповедующее один из вариантов
старейшей монотеистической религии мира
- вишнаизм (или индуизм) и возникшее в
1965 в Соединенных Штатах Америки. Главными
целями своей деятельности кришнаистские
организации, действующие во многих странах
мира, в том числе и в Беларуси, ставят
углубление духовных знаний, формирование
братства душ, общим отцом которых является
Кришна, отыскание абсолютной истины в
старейших святых текстах мира - Ведах,
создание альтернативных образцов поведения
по отношению к хаотическому и потребительскому
сообществу, господствующему сегодня
в мире, а также почитание Бога Кришны
и распространение знаний о нем среди
всех тех, кто стремится к таким знаниям.
Заключение.
Чего больше
- вреда или пользы для общества несут социальные
движения? Этот вопрос столь же неразрешим,
как и вопрос о том, больше вреда или пользы
приносит ветер. Просто нужно помнить,
что социальные движения служат одним
из способов изменения общества. Эти изменения
могут быть болезненными, и в этом случае
необходимо наличие определенных социальных
сил, способных преодолеть отжившие традиции,
убеждения и заблуждения. Социальные движения
могут сконцентрировать такие силы.