Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:35, контрольная работа
Цель. Выявить социальные взаимодействия между органами власти, предприятиями, фирмами в городе Великий Новгород, исследуя периодическую литературу.
Задачи:
1. раскрыть понятие «Социальное взаимодействие»;
2. рассмотреть виды социальных взаимодействий;
Введение 3
Социальные взаимодействия и их виды 4
Теории социального взаимодействия 7
Методическая часть 9
Аналитическая часть. Примеры 10
Вывод 13
Список использованной литературы 14
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 3
Социальные взаимодействия и их виды 4
Теории социального взаимодействия 7
Методическая часть 9
Аналитическая часть. Примеры 10
Вывод 13
Список использованной литературы 14
Введение.
Современная цивилизация находится в состоянии глобальной трансформации, затрагивающей фундаментальные основания социального бытия. Эти процессы неразрывно связаны с взаимодействиями организаций, которые некоторым образом меняют поведение людей, их психологию и образ жизни. При этом меняются экономические и политические основы общества.
Рассмотрение зависимости очень важно для социологии, так как ее анализ позволяет определить основу установления законов. На основе социальных взаимодействий между субъектами зарождаются социальные отношения, то есть устанавливаются относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.
Актуальность темы исследования обусловлена проявляющимся кризисом понимания эффективности взаимодействия органов власти и общественных организаций в современной России.
Исследование социального взаимодействия базируется на анализе периодической литературы. Где данная тема отражает и воплощает многообразные варианты отношений между социальными субъектами.
Цель. Выявить социальные взаимодействия между органами власти, предприятиями, фирмами в городе Великий Новгород, исследуя периодическую литературу.
Задачи:
1. раскрыть понятие «Социальное взаимодействие»;
2. рассмотреть виды социальных взаимодействий;
3. проанализировать отражение социальных взаимодействий в материалах прессы по месту жительства.
Социальные взаимодействия и их виды.
Социальное взаимодействие — это систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые направлены на партнера для того, чтобы вызвать определенную (ожидаемую) ответную реакцию с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего.
Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Таким образом, социальные действия - это звенья в неразрывной цепи, называемой взаимодествием. [6]
Социальное взаимодействие имеет две стороны: объективную и субъективную.
Объективная сторона — это хотя и связи, независимые от людей, но которые все же обусловливают и контролируют содержание и характер взаимодействия между этими людьми.
Субъективная сторона социального взаимодействия — это уже сознательное отношение индивидов друг к другу, и оно основано на взаимном ожидании соответствующего поведения.
Таким образом, социальное взаимодействие состоит из следующих элементов:
- индивид или социальные группы, совершающие определенные действия;
- изменения, произошедшие в
- влияние перемен на других индивидов данной социальной общности или общества; - обратная реакция этих индивидов.
Схематично это можно
Социальные взаимодействия, как и контакты, бывают непосредственные и опосредованные. Также выделяются взаимодействия, возникшие в результате субъективных намерений А действовать именно на Б, и взаимодействия, возникшие в результате совместного участия в сложных системах (экономических, политических), в данном случае А не имеет никаких непосредственных намерений относительно Б, но, так как их связывает сеть объективных зависимостей, то каждое действие А будет вызывать реакцию Б и т.д., хотя они могут и не осознавать того, что между ними происходит взаимодействие. Например, министр обороны объявляет начало военных действий в каком- либо регионе, он воздействует на всех своих солдат, а также и на тех, об индивидуальном существовании которых он даже не знает.
Социальная зависимость, возникающая между людьми, может быть структурно-функциональной и интенциональной.
Структурно-функциональная зависимость возникает в том случае, если А и Б действуют в рамках одной и той же структуры, в этом случае зависимость А от Б проявляется в том, что А, начиная действовать, должен считаться с существованием Б, Т.е. само существование Б, его права и обязанности ставят определенные рамки начинаниям А.[8]
Интенциональная зависимость — когда Б не только имеет какие-то непосредственные намерения по отношению к А, но и располагает, и это является обязательным условием, возможностями реализовать эти намерения, Т.е. зависимость А от Б возникает потому, что Б имеет возможность непосредственно навязать А определенный способ поведения.
Большую роль в осуществлении
взаимодействий играет система взаимных
ожиданий, предъявляемых индивидами
и социальными группами друг к
другу перед совершением
Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым или даже постоянным. В ходе устойчивого взаимодействия, взаимные ожидания индивидов постоянно видоизменяются, но в то же время появляется определенный набор устойчивых социальных ожиданий, которые придают взаимодействию достаточно упорядоченный и предсказуемый вид. Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями. Так, вступая во взаимодействие с коллегами по работе, руководителями, членами семьи, мы знаем, как они должны вести себя по отношению к нам и как мы должны взаимодействовать с ними. Нарушение таких устойчивых ожиданий, как правило, приводит к видоизменению характера взаимодействий и даже к прерыванию общения.[1]
Социологи различают два самых общих типа взаимодействий: сотрудничество и соперничество (иногда называемое конкуренцией).
Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон.
Взаимодействия на основе соперничества включают в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям.
Теории социального взаимодействия.
Многообразие
Концепция |
Автор |
Основная идея, характеризующая социальное взаимодействие как: |
1. Социального обмена |
Дж. Хоманс |
Обмен материальными и нематериальными ценностями |
2. Символический интеракционизм |
Дж. Мид, Герберт Блумер |
Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей |
3. Управление впечатлениями (социодраматический подход) |
Эрвин Гоффман |
Спектакль, где люди исполняют свои "партии", создают тот или иной образ. |
Концепция социального обмена.
Основные идеи концепции социального обмена:
В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам.
Социальное взаимодействие - постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки - элементарные акты общественной жизни.
Концепция символического интеракционизма
С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации.
Личностное я - человек может служить объектом для своих действий.
Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения.
Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих.
С точки зрения интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения.
Концепция управления впечатлениями
С т.з. Гоффмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама
Методическая часть.
Анализ содержания - социологический метод сбора социальной информации – газеты.
Проведение традиционного анализа - преобразование первоначальной формы этой информации в необходимую исследовательскую форму. Фактически, это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование.
Цель внешнего анализа установить вид документа, форму, время и место появления.
Цель внутреннего анализа - исследование содержания документа.
Схема анализа документа:
1. В материалах прессы выделить тексты, в которых прослеживаются взаимодействия между организациями (органами власти, предприятиями, фирмами.)
2. Подсчитать количество и долю таких текстов в каждом номере.
3. Результаты анализа отразить в таблице.
4. Привести примеры реальных взаимодействий, указав виды организаций, содержание и результат взаимодействия.
Аналитическая часть.
Объект исследования |
Параметры изучения текстов | |||
Общее количество статей |
Количество статей по виду «Сотрудничество» |
Количество статей по виду «Соперничество» |
Всего количество статей по теме «Социальные взаимодействия» | |
Еженедельная газета «Звездный порт», №24, 12 .10.2011 |
12 – 100 % |
1 – 8.3 % |
1 – 8.3 % |
2 – 16.6 % |
Газета «Новгород деловой», №23, 6.10.2011 |
8 – 100 % |
2 – 25 % |
0 – 0 % |
2 – 25 % |
Еженедельная газета «Новгород», №40, 13.10.2011 |
16 – 100 % |
8 – 50 % |
0 – 0 % |
8 – 50 % |
Примеры:
1. Еженедельная газета «Звездный порт», №24, 12 .10.2011 г. Светлана Жохова, «Оправдание хорошего. Винтажное дефиле для эстетики и филантропии», стр. 6
Вид Социального взаимодействия - Сотрудничество. Структурно-функциональная зависимость.
Виды организаций и содержание.
«…Группа единомышленников объединилась в общем деле. Вернее двух делах: провести шоу винтажных причесок и собрать деньги для приюта «Подросток»…». «…Зал выделил «Дом молодежи»…»
Результаты взаимодействия.
«…Вход был бесплатный, но все же желающие могли внести свой вклад в доброе дело путем пожертвований»
2. Газета «Новгород деловой», №23, 6.10.2011 г. Людмила Савельева, «Лучше один раз увидеть»
Вид Социального взаимодействия - Сотрудничество. Структурно-функциональная зависимость.
Виды организаций и содержание.
«…В честь своего 5-летия ООО «Флайдерер» пригласило журналистов на производство…»
«В последние годы предприятие инвестировало более 3 млн рублей в социальные проекты, связанные с деревней Подберезье и другими близлежащими.»
«В сентябре нынешнего года заключен договор на инвентаризацию источников атмосферных выбросов предприятия с НИИ «Атмосфера» (Санкт-Петербург). В рамках контракта уже приступили к замерам специалисты петербургской лаборатории экосистем. Работы будут проводиться по февраль 2012 года.»
Результаты взаимодействия.
«… Итогом должен стать проект мероприятий по уменьшению выбросов веществ в атмосферу.»
«На днях ООО «Флайдерер» оплатило аванс – 450 тысяч рублей из необходимых 1,5 млн рублей – на медицинское обследование детей деревни Подберезье, стоящих на учете в местной амбулатории. Специалисты Института гигиены (Санкт-Петербург) должны провести обследование в ноябре. Это еще один социальный акт предприятия. Организатор и куратор проекта – комитет здравоохранения области.»